Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2017 N Ф09-2046/17 ПО ДЕЛУ N А71-9373/2016

Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации вменено и предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов путем создания препятствий доступу общества на рынок оказания услуг связи.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. N Ф09-2046/17

Дело N А71-9373/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А71-9373/2016 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" - Холмогоров Д.Г. (доверенность от 28.06.2016);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - Вараксина М.В. (доверенность от 19.01.2017 N 0306);
- публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала в Удмуртской Республике - Швейцер Е.П. (доверенность от 07.03.2017 N 0604/29/16-16).

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" (далее - ООО УК "Ремонтная жилищная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) от 21.04.2016 по делу N АА06-06/2015-511.
Решением суда от 31.10.2016 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (судьи Варакса Н.В., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. Заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение и предписание Управления от 21.04.2016 по делу АА06-06/2015-511 как не соответствующее положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом при определении границ рынка и доминирующего положения управляющей компании на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов п. 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220; на то, что заключение управляющей компанией договоров при отсутствии решения общего собрания собственников характеризует управляющую компанию как самостоятельный хозяйствующий субъект; на то, что оборудование публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") было размещено в доме до того, как ООО УК "Ремонтная жилищная компания" приступило к управлению домом; заявитель жалобы полагает, что при наличии заключенных ПАО "Ростелеком" договоров с абонентами отказ в допуске к оборудованию ПАО "Ростелеком" нарушает права граждан, посредством заключения договоров, предусмотренных п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", подтвердивших свое согласие на размещение оборудования оператора связи в местах общего пользования многоквартирного дома.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении ООО УК "Ремонтная жилищная компания" п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Ссылаясь на наличие заключенных ООО УК "Ремонтная жилищная компания" договоров, предметом которых является размещение сетей и оборудования связи, с иными организациями, заявитель жалобы настаивает на том, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" действует как хозяйствующий субъект в понимании Закона о защите конкуренции на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в ее управлении.
ПАО "Ростелеком" в отзыве поддерживает требования заявителя кассационной жалобы, отдельно отмечая наличие у управляющей компании обязанности обеспечивать доступ оператора связи к помещениям, где расположено сетевое оборудование, без взимания платы.
ООО УК "Ремонтная жилищная компания" отклоняет доводы Управления, ссылаясь на наличие договоров, не признанных недействительными, и их фактическое исполнение сторонами.

Как следует из материалов дела, на основании жалобы ПАО "Ростелеком" от 28.07.2016 о препятствовании оператору связи в доступе к оборудованию связи для проведения его ремонта, модернизации или подключения новых абонентов в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания", Управлением возбуждено дело N АА06-06/2015-511 о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого установлены следующие обстоятельства.
Между ПАО "Ростелеком" и ООО УК "Ремонтная жилищная компания" 02.09.2013 заключен договор N 16-41-13 на размещение средств и сооружения связи в жилых домах 60, 79, 81, 91, 93, 75, 23, 76, 45 по ул. Ворошилова г. Ижевска, согласно которому управляющая компания обязуется предоставлять ПАО "Ростелеком" места для размещения оборудования связи, обеспечить доступ для подключения оборудования к системе электроснабжения в местах общего пользования многоквартирного дома. Согласно условиям договора ООО УК "РЖК" гарантировало, что наделено собственниками помещений в многоквартирных домах полномочиями на заключение подобных возмездных сделок в отношении общего имущества собственников многоквартирных домов и действует в интересах собственников помещений, желающих пользоваться услугами связи, предоставляемыми ПАО "Ростелеком".
Дополнительным соглашением N 1 от 31.01.2014 перечень многоквартирных домов дополнен домами 4, 7, 11, 15, 27, 37а, 39, 41, 43, 49, 51, 53, 59, 61, 63, 65, 67, 71, 73, 85, 87, 89, 101, 105, 109, 3 по ул. Ворошилова; дополнительным соглашением N 2 от 01.10.2014 перечень многоквартирных домов дополнен домами 6, 31, 33, 47, 103, 123 по ул. Ворошилова г. Ижевска.
Согласно акту о технологическом присоединении N 1 от 07.07.2015 телекоммуникационное оборудование ПАО "Ростелеком" подключено к электрическим сетям ООО УК "Ремонтная жилищная компания" в домах 4, 6, 11, 15, 23, 27, 31, 33, 37а, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 59, 60, 61, 63, 65, 67, 71, 73, 75, 79, 79б, 81, 85, 87, 89, 91, 93, 101, 103, 105, 109, 123 по ул. Ворошилова г. Ижевска.
В многоквартирных жилых домах, расположенных по указанным адресам, ПАО "Ростелеком" оказывает услуги телефонной связи, радиовещания, интернет и IP-TV. Фактически оборудование и сети связи (сети абонентского доступа) размещено во всех указанных многоквартирных жилых домах, так как первоначально размещались для оказания услуг телефонной связи и радио при телефонизации и радиофикации домов до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем по указанным сетям абонентского доступа появилась возможность оказывать услуги интернет и IP-TV по технологии ADCL. В 2013 - 2015 гг. с целью улучшения качества оказания услуг, их конкурентоспособности и возможности подключения новых абонентов в жилых домах, расположенных по указанным адресам, сети абонентского доступа были модернизированы с прокладкой оптических сетей для возможности оказания услуг связи по технологии FTTb.
ООО УК "Ремонтная жилищная компания" направило в адрес ПАО "Ростелеком" письмо исх. N 361 от 17.11.2014, в котором требовало от ПАО "Ростелеком" представить заявки собственников (нанимателей), проживающих по ул. Ворошилова, МКД 47, 49, 51, 53, 71, 73, 75, 81, 85, 87, 89, 101, 103, для предоставления доступа оператору связи на крыши зданий в целях выполнения аварийного ремонта линии радиофикации. ООО УК "Ремонтная жилищная компания" также требовало представить документы, подтверждающие квалификацию и допуск работников к проведению работ.
В письме N 270 от 25.06.2015 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" сообщило о том, что ПАО "Ростелеком" не будет предоставлен доступ в жилые дома, находящиеся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания", до погашения задолженности в сумме 421 731,61 руб. по договору N 16-41-13 от 02.09.2013 на размещение средств и сооружения связи в жилых домах.
В письмах от 20.07.2015 ПАО "Ростелеком" просило обеспечить доступ сотрудникам общества в дома, находящиеся по адресу: ул. Ворошилова, 37, 81, 91, 79, 60, для проведения работ по подключению абонентов. 22.07.2015 составлен акт об отказе в допуске сотрудников ПАО "Ростелеком" в дома под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания".
В письме исх. N 343 от 30.07.2015 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" сообщило, что доступ для подключения абонентов будет предоставлен после оплаты ПАО "Ростелеком" долга.
ПАО "Ростелеком" 26.10.2015 в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" направило письмо N 0604/05/4203-15 с уведомлением о расторжении договора N 16-41-413 от 02.09.2013 и предложением заключить соглашение о взаимном сотрудничестве N 45 с целью урегулирования вопросов взаимодействия при осуществлении ПАО "Ростелеком" работ по эксплуатации, ремонту и обслуживанию средств и линий связи. Ответ на указанное письмо не был получен.
ПАО "Ростелеком" направляло в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" письма N 0604/05/5212-15 и N 0604/05/5211-15 от 21.12.2015 с просьбой предоставить допуск в МКД по адресам: ул. Ворошилова, 46, 53 в связи с поступившими заявками собственников о заключении договора оказания услуг связи.
В письме N 34 от 21.01.2016 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" для предоставления доступа в указанные МКД потребовало предоставить документы, подтверждающие намерения собственников (нанимателей). ПАО "Ростелеком" проинформировало о том, что не может предоставить заявки в связи с тем, что они содержат персональные данные заявителей.
С письмом от 25.01.2016 исх. N 0604/05/173-16 ПАО "Ростелеком" направляло в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" письмо о предоставлении доступа к техническим помещениям (чердакам, подвалам и т.п.) жилых домов, находящихся в управлении ООО УК "РЖК", сотрудникам оператора связи по списку при предъявлении ими служебного удостоверения.
На указанное письмо ООО УК "Ремонтная жилищная компания" ответило, что доступ будет предоставлен при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих намерения собственников (нанимателей) (исх. N 60 от 28.01.2016).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управлением сделан вывод о том, что названная организация занимает доминирующее положение на рынке размещения оборудования связи, так как доля ООО УК "Ремонтная жилищная компания" на указанном рынке в географических границах каждого дома составляет 100%.
Управлением установлено, что согласно представленным протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N 11 от 04.06.2014, N 105 от 15.05.2014, N 89 от 18.11.2014, N 71 от 30.05.2014, N 31 от 28.04.2014, N 27 от 05.06.2014, N 49 от 22.10.2014), N 67 от 03.09.2014, N 109 от 14.03.2014, N 93 от 21.01.2014, N 60 от 22.10.2014, N 796 от 15.06.2015 управляющая компания уполномочена заключать и сопровождать договоры об использовании общего имущества собственников многоквартирном доме иными лицами (аренды общего имущества МКД (в том числе установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение средств наружной рекламы и информации, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи, услуги радио и т.п.)), сдать общее имущество (специальное оборудование в подъезде) в аренду компаниям, предоставляющим услуги радио, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п. в размере 100 (200, 250, 500) руб. в месяц за подъезд жилого дома с ежегодным индексированием и перечислением денежных средств на счет текущего ремонта. При отказе компаний заключать договор на аренду общего имущества дома для размещения специального оборудования, обязать данные компании убрать оборудование и привести в надлежащее состояние общее имущество собственников.
При этом антимонопольным органом указано, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Ворошилова, 11, 105, 27, 49, 67, 109, 93, 60, 79б по данному вопросу принято менее чем 2/3 голосов собственников жилых помещений.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 53 от 14.05.2015 управляющая компания уполномочена заключать и сопровождать договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме иными лицами (аренды общего имущества МКД (в том числе установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение средств наружной рекламы и информации, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи, услуги радио и т.п.)) с обязательным визированием договоров председателем Совета дома. Перезаключить все имеющиеся договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме иными лицами до 31.10.2015, предоставлявшими услуги кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п. по дому N 53 с обязательными визированием договоров председателем Совета дома на следующих условиях: 1000 руб. в месяц за транзит сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п.; 500 руб. в месяц за размещение каждого ящика со специальным оборудованием; 100 руб. в месяц за размещение единицы распределительного специального оборудования в каждом подъезде дома. При отказе компаний заключать договор на аренду общего имущества дома для размещения специального оборудования, обязать данные компании убрать оборудование и привести в надлежащее состояние общее имущество собственников.
Согласно представленным протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N 56 от 12.05.2015, N 2 от 12.05.2015, N 123 от 13.01.2014 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" не наделено полномочиями по использованию общего имущества собственников многоквартирных домов, размер платы за использование общего имущества собственниками не установлен.
В отношении остальных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания", в которых размещено оборудование связи ПАО "Ростелеком", протоколы о наделении управляющей компании полномочиями по использованию общего имущества собственников многоквартирных домов не представлены.
С учетом содержания указанных протоколов общих собраний антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" не наделено собственниками многоквартирных домов полномочиями об ограничении доступа операторам связи к оборудованию связи, размещенному в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации, в связи с задолженностью по договорам размещения оборудования или по каким-либо иным основаниям. Возмездный порядок пользования операторами связи общим имуществом собственников жилых помещений, определен в отношении МКД: г. Ижевск, ул. Ворошилова 56, 2, 123, 53, 89, 71, 31, 93. В отношении остальных домов размер платы за размещение оборудования связи собственниками МКД не определен.
Исходя из этого, Управлением сделан вывод о том, что установление ООО УК "Ремонтная жилищная компания" для ПАО "Ростелеком" возмездного порядка доступа в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания", необоснованное препятствование доступу к размещенному оборудованию связи ПАО "Ростелеком" создает оператору связи препятствия доступу на товарный рынок оказания услуг связи; указанные действия ООО УК "РЖК" приводят или могут привести к увеличению тарифов на оказание услуг связи, а также к отказу ПАО "Ростелеком" от исполнения публичных договоров оказания услуг связи в связи с невозможностью их исполнения, что приводит или может привести к ущемлению интересов ПАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением вынесено решение (принято 21.04.2016, в полном объеме изготовлено 28.04.2016), признан подтвержденным факт нарушения ООО УК "Ремонтная жилищная компания" п. 9 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя путем создания препятствий доступу ПАО "Ростелеком" на рынок оказания услуг связи.
На основании этого решения Управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания" выдано предписание (оглашено 21.04.2016, изготовлено в полном объеме 28.04.2016), которым предписано в срок до 30.05.2016 прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: прекратить необоснованное препятствие доступу ПАО "Ростелеком" к оборудованию связи, размещенному в помещениях общего пользования многоквартирных домов; прекратить требовать заключения ПАО "Ростелеком" возмездных договоров размещения оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов при отсутствии решения общего собрания собственников жилых помещений указанных домов, устанавливающих порядок доступа оператора связи в помещения общего пользования многоквартирных домов с целью размещения оборудования связи и платы за размещение оборудования связи.
ООО УК "Ремонтная жилищная компания", полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд.
Суды к установленным обстоятельствам применили положения ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, ч. 1, ч. 2 ст. 161, ч. 1, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1, ч. 2 ст. 161, ч. 1, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В положениях п. 9 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции содержится запрет действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в частности, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Суды исходили из того, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке управления многоквартирными домами, и единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении указанной организации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, поскольку у ООО УК "Ремонтная жилищная компания" отсутствуют предусмотренные договорами либо решениями собственников основания для ограничения допуска ПАО "Ростелеком" к оборудованию связи, размещенному в помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также для требований о заключении возмездных договоров. Суд признал, что действия ООО УК "Ремонтная жилищная компания" являются нарушением запрета, установленного ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции", вследствие чего решение и предписание Управления соответствуют закону.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган необоснованно признал ООО УК "Ремонтная жилищная компания" в рассматриваемых правоотношениях в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта в смысле, придаваемом этому понятию положениями п. 5 ст. 4, ст. 5 и ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Антимонопольным органом не доказано наличие в действиях ООО УК "Ремонтная жилищная компания" нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Данный вывод суда является правильным, соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.16 N 305-КГ16-3100, а также обстоятельствам дела.
Из указанного определения Верховного Суда Российской Федерации, следует, что наличие договора или решения общего собрания собственников рассматривается как основание для совершения управляющей компанией действий по реализации воли собственников.
Следовательно, ненадлежащее исполнение сторонами условий договоров не является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Заключение управляющей компанией договоров в отсутствие решения собственников не изменяет ее статус, которому дана характеристика в названном определении Верховного Суда Российской Федерации.
Действия собственников по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме не приводят к образованию рынка услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирного дома. В связи с этим исследование судом апелляционной инстанции обстоятельств определения Управлением географических границ товарного рынка услуг по управлению многоквартирными домами и рынка размещения оборудования противоречит правильному выводу суда о статусе управляющей компании, что, однако, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также не опровергают вывод суда об отсутствии нарушения требований, установленных п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А71-9373/2016 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)