Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "05" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети") - Рублевской Т.В., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- от административного органа (Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края) - Казимирской Н.П., представителя по доверенности от 11.01.2016 N СД/017,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" декабря 2015 года по делу N А33-12931/2015, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" ИНН 8801011048, ОГРН 1028800000767 (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290 (далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15.
Оспариваемым постановлением предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2015 года постановление службы от 01.06.2015 по делу N 24-15.15.5-15 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ изменено в части размера назначенного наказания, предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 257 397 рублей копеек.
Предприятие обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить административное производство.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что расхождений в расчетах, отчетах, представляемых заявителем в целях получения субсидии, департаментом не выявлено, решения об отказе в предоставлении субсидии департаментом не принято, перечисленные убытки в полном объеме погасили убытки предприятия при производстве отопления общедомовых территорий, поэтому в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Также заявитель считает, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие вину предприятия в совершении вменяемого правонарушения, оспариваемое постановление не содержит выводов и обстоятельств, свидетельствующих о виновном совершении правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу предприятия не представило.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru, в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании приказа от 02.02.2015 N 29п службой проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Эвенкийского района Красноярского края, ее структурных подразделений, Эвенкийского районного Совета депутатов в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета за 2014 год.
В ходе проверки административным органом установлено, что предприятием, являющимся получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, нарушено условие предоставления субсидии, предусмотренное пунктом 5 статьи 5 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-957 "О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" (подписан Губернатором Красноярского края 26.12.2012) (далее - Закон края от 20.12.2012 N 3-957), связанное с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии, направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
По данному факту главным контролером-ревизором отдела контроля за использованием межбюджетных трансферов службы в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 27.03.2015.
Постановлением от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 по делу об административном правонарушении предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Заявитель оспорил постановление от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 в судебном порядке, полагая, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.
С учетом положений статей 28.3, 23.51 КоАП РФ, Положения о Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п, Перечня должностных лиц службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 15.01.2014 N 1нп, суд апелляционной инстанции считает, что протокол об административном правонарушении от 27.03.2015 составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами службы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Резолютивная часть постановления по делу N 24-15.15.5 объявлена административным органом 28.05.2015 по окончании рассмотрения дела. По решению руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок в связи со сложностью дела составление мотивированного постановления отложено на три дня.
Дело об административном правонарушении рассматривалось в четверг, последний день изготовления мотивированного постановления выпал на выходной, поэтому постановление изготовлено в первый рабочий день следующей недели, то есть 01.06.2015.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения предприятия к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, доводы заявителя о нарушении процедуры привлечения к ответственности не соответствуют материалам дела.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно оспариваемому постановлению в вину заявителю, являющимся получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, вменяется нарушение пункта 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957 в связи с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии, направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Законом Красноярского края от 05.12.2013 N 5-1881 "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" для реализации Закона края от 20.12.2012 N 3-959 бюджету Эвенкийского муниципального района Красноярского края предусмотрена субвенция в сумме 787 6656 400 рублей.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-959 на органы местного самоуправления возложена обязанность утвердить порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, порядок контроля за соблюдением условий предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных нормативных правовых актов края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2013 N 38-п "О реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" определен Порядок и сроки перечисления средств компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг гражданам и исполнителям коммунальных услуг (далее - Порядок N 38-п).
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка N 38-п перечисление средств компенсации исполнителям коммунальных услуг осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении компенсации и соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию, заключенного между уполномоченным органом местного самоуправления и исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 38-п расчет размера компенсации для исполнителя коммунальных услуг и гражданина определяется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) по формам, разработанным министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пунктах 2, 3 настоящего Порядка, на основании следующей информации:
- - общей площади жилых помещений, отапливаемых центральным и (или) печным отоплением, и объема коммунальных услуг, оказанных гражданам;
- - объемов потребления коммунальных услуг;
- - объема совокупных расходов граждан на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в декабре года, предшествующего планируемому году;
- - цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций, установленных в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Административным органом в ходе проверки установлено, что главным распорядителем средств субсидии, предоставляемой исполнителям коммунальных услуг, являлся департамент.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона края от 20.12.2012 N 3-959 постановлением администрации Эвенкийского муниципального района от 15.01.2014 N 6-п утвержден Порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг на территории района (далее - Порядок N 6-п).
При этом с учетом положений статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957 объем совокупных платежей граждан, предъявленных исполнителем к оплате за коммунальные услуги, не должен превышать показатель доступности коммунальных услуг, поскольку в противном случае в выдаче субсидии должно быть отказано.
В соответствии со статьей 6 Закона от 20.12.2012 N 3-957 финансовое обеспечение компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Для предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг бюджетам городских округов и муниципальных районов края предоставляются финансовые средства в форме субвенций в соответствии с Законом края "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг".
Предприятие обратилось в департамент с заявлением о предоставлении компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг, к которому были приложены копия учредительных документов; реестр жилых и многоквартирных домов, содержащий адрес, общую площадь жилых помещений, количество граждан, зарегистрированных в установленном порядке в жилых помещениях; предварительный расчет размера компенсации, выполненный по формам, разработанным министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; копия выписки из ЕГРЮЛ, выданную налоговым органом не ранее тридцати рабочих дней до дня подачи заявления; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Распоряжением главы Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р департаменту предписано распределить субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в сумме 708 447 500 рублей в период с 01 января по 31 декабря 2014 года, в том числе предприятию 388 000 000 рублей.
На основании вышеназванного распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р департаментом с предприятием заключено Соглашение N 06-ФСТ, датированное 15.01.2014, в соответствии с которым департамент обязался предоставить предприятию субсидию на реализацию временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг в размере 388 000 000 рублей.
Пунктом 1.2 Соглашения N 06-ФСТ определено, что субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг при условии, если объем совокупных платежей граждан, предъявленных исполнителем коммунальных услуг к оплате за коммунальные услуги в расчетном периоде, не превышает показатель доступности.
В соответствии с пунктами 7 - 12 Порядка от 15.01.2014 N 6-п распоряжениями Главы Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р, от 12.11.2014 N 557-р поступившая из краевого бюджета субвенция в форме субсидий направлена ресурсоснабжающим организациям Эвенкийского муниципального района, в том числе предприятию, в общей сумме 433 621 860 рублей.
Дополнительным соглашением от 18.11.2014 N 61 в Соглашение N 06-ФСТ внесены изменения в части увеличения суммы субсидии до 433 621 860 рублей.
Согласно материалам дела, перечисление средств субсидии с лицевого счета департамента на расчетный счет предприятия произведено в 2014 году в полном объеме в соответствии с условиями Соглашения N 06-ФСТ.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 6-п для перечисления средств компенсации исполнители коммунальных услуг ежеквартально представляют в департамент данные о потребности и целевом использовании средств компенсации. Потребность в средствах компенсации формируется с учетом неизменного набора и объема потребляемых коммунальных услуг. К данной информации о потребности прикладывается расчет, подтверждающий сложившееся отклонение за отчетный период, по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств.
Из акта сверки расчетов предприятия с департаментом административным органом установлено, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 сумма оказанных населению услуг ресурсоснабжающей организацией составила 433 523 876 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий составил 97 984 рублей. Акт сверки расчетов подтвержден данными отчета, представленного предприятием в департамент 03.02.2015.
Реестры жилых и многоквартирных домов, представленные предприятием в департамент вместе с заявлениями о предоставлении компенсации содержат сведения как о площади жилых и нежилых помещений, так и площади помещений, отнесенных положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома (в том числе подъезды, коридоры).
В силу положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), закреплена обязанность потребителя коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 Правил исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), согласно пункту 3 которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 306 определено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг согласно пункту 7 Правил N 306 в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Нормативы расходов на коммунальные услуги, в том числе на услуги по центральному отоплению для Эвенкийского муниципального района Правительством Красноярского края не утверждались, предприятие в 2014 году применяло нормативы, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования пгт. Тура от 28.01.2011 N 4/9 (в)-78, которым утвержден норматив на коммунальную услугу по центральному отоплению для жилого фонда пгт. Тура в размере 0,04 Гкал/м2.
Понятие норматива потребления коммунальных услуг по отоплению "на общедомовые нужды" и формулы определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды вводились в Правила N 306 редакцией от 28.03.2012 и действовали до их отмены в редакции от 16.04.2013, а следовательно, не могли применяться к ранее установленному в пгт. Тура нормативу 2011 года.
Таким образом, в нормативы потребления коммунальных услуг по центральному отоплению жилого фонда (0,04 Гкал/кв. м) представительными органами местного самоуправления заложена плата за отопление как жилых и нежилых помещений, так и помещений, относящихся к общедомовому имуществу (подъезды, коридоры). То есть собственник помещения в многоквартирном доме единой суммой оплачивает отопление принадлежащего ему жилого либо нежилого помещения, а также соответствующую долю оплаты за отопление помещений, относящихся к общедомовому имуществу и принадлежащих ему на праве общей долевой собственности.
В ходе проверки службой установлено, что заявление и документы, представленные предприятием департамент, в том числе расчеты суммы компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, на основании которых департаментом определен размер компенсации, указанный в Соглашении N 06-ФСТ, а также последующие ежеквартальные отчеты и данные о потребности и целевом использовании средств субсидии, представляемые в департамент в Порядке N 6-п, включают площади мест общего пользования (площади коридоров, подъездов) многоквартирных домов.
Согласно данным отчетов за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, предоставленным предприятием в департамент, в показатель объема жилых помещений, на основании которого рассчитывался объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг и размер компенсации, включены общедомовые площади (коридоры, подъезды многоквартирных домов), что свидетельствует о завышении предприятием отапливаемых площадей и подтверждается данными реестров, представляемых исполнителем коммунальных услуг в уполномоченный орган.
Ежеквартальное, в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление исполнителем коммунальных услуг данных о потребности и целевом использовании средств субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг было необходимым для формирования бюджетной заявки департамента о перечислении средств компенсации.
В ходе сопоставления показателей отчетов (расчетов) о размере компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, с данными реестров домов поселка Тура, службой установлено завышение объема жилой площади, применяемой департаментом для определения объемов расходов граждан на оплату коммунальных услуг в п. Тура (без мкр. Таежный) на 4,18344 тысяч кв. м, в мкр. Таежный п. Тура на 1,28264 тысяч кв. м, что привело к завышению размера предоставляемой компенсации и нарушению условия предоставления субсидии.
При перерасчете размера компенсации (исходя из установленных нормативов, площадей жилых площадей, объемов коммунальных услуг, оказанных гражданам и действующих тарифов) совокупные платежи граждан, предъявленные исполнителем к оплате за коммунальные услуги, в отчетах (расчетах) предприятия превысили показатель доступности коммунальных услуг (по фактическим расходам граждан) на сумму 1 772 195 рублей (49 071 963 рублей показатель доступности по отчету "минус" 47 521 342 рублей показатель доступности при исключении общедомовых площадей в п. Тура "плюс" 4 603 983 рублей по отчету "минус" 4 382 409 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура мкр. Таежный) за период с 01.01.2014 по 30.06.2014, а также на 1 853 691 рублей за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 (51 593 910 рублей по отчету "минус" 49 971 985 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура и 4 815 766 рублей по отчету "минус" 4 584 000 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура мкр. Таежный).
Специалистами службы в ходе проверки произведен расчет показателя доступности коммунальных услуг с учетом фактических платежей населения, предъявленных ресурсоснабжающей организацией гражданам без учета площадей мест общего пользования, который составил за период с 01 января по 30 июня 2014 года:
- - по п. Тура (без микрорайона Таежный) - 47 521 342 рубля;
- - по микрорайону Таежный - 4 382 409 рублей;
- за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года:
- - по п. Тура (без микрорайона Таежный) - 49 971 985 рублей;
- - по микрорайону Таежный - 4 584 000 рублей.
В целом за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 общий для предприятия показатель доступности коммунальных услуг составил 106 459 736 рублей, который по условию предоставления субсидии, определенному в пункте 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957, не может быть превышен. Однако по отчету предприятия, представленному по итогам 2014 года в департамент, общая сумма показателя доступности в целом за 2014 год составила 110 459 736 рублей, то есть показатель доступности коммунальных услуг предприятием превышен на 3 625 886 рублей.
Таким образом, завышение показателя объема жилой площади в отчетах, представляемых предприятием в уполномоченный орган муниципального района, отразилось на завышении размера совокупных платежей граждан, предъявляемых (согласно расчетов субсидии) исполнителем к оплате за коммунальные услуги в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 над их фактическим начислением гражданам, который превысил показатель доступности коммунальных услуг, что является нарушением условия предоставления компенсации в форме субсидии исполнителю коммунальных услуг, определенного пунктом 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957.
В результате на компенсацию расходов граждан, направляемую исполнителям коммунальных услуг, неправомерно, согласно расчетам, произведенным сотрудниками службы в соответствии со статьей 4 Закона края от 20.12.2012 N 3-957, направлено 18 953 508 рублей.
При этом предприятие при начислении гражданам оплаты за коммунальную услугу по отоплению площадь мест общего пользования не включало, то есть, зная о завышении объема отапливаемых площадей, завысило расчетный размер совокупных платежей граждан за коммунальные услуги по отношению к фактическому их начислению гражданам, что привело к превышению показателя доступности коммунальных услуг и нарушению пункта 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957 при получении в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 субсидии в сумме 433 621 860 рублей.
Следовательно, предприятие неправомерно получило субсидию в размере 18 953 508 рублей на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.
Учитывая, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению гражданам п. Тура (согласно платежным документам получателей услуги) производилось по установленному Решением Совета депутатов муниципального образования шт. Тура от 28.01.2011 N 4/9 (в)-78 нормативу - 0,04 Гкал/м2 из расчета жилой площади, совокупный объем платежей граждан, представленный в отчетах предприятия, в нарушение требований пункта 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957, превысил показатель доступности коммунальных услуг по фактической оплате коммунальных услуг населением.
Субсидия на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 предприятием получена с превышением показателя доступности коммунальных услуг, без учета фактически понесенных гражданами расходов на оплату коммунальных услуг в размере, завышенном за счет необоснованного увеличения отапливаемых площадей.
Таким образом, предприятие нарушило условие предоставления субсидии (компенсации), установленное пунктом 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957 и пунктом 1.1 Соглашения N 06-ФСТ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно признал действия предприятия, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ в связи с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии (условие предоставления субсидии, предусмотренное пунктом 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957), направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств приходит к выводу о том, что административным органом доказано отсутствие объективных обстоятельств, препятствующие обществу выполнить требования в установленный срок; обществом не приняты какие-либо меры для их исполнения.
Заявитель указывает на отсутствие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения, так как суммы субсидии ему перечислялись департаментом после проверки отчетов и расчетов, связанных с предоставлением субсидии. Также предприятие считает, что административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как заявителю было известно о превышении показателя доступности коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения отапливаемых площадей, принятие департаментом отчетов и расчетов, представленных предприятием в связи с предоставлением субсидии, не исключают вину заявителя в совершении административного правонарушения. При этом административный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении установил, что отсутствуют обстоятельства, объективно препятствующие предприятию правильно определить площадь отапливаемых помещений и рассчитать сумму субсидии.
При таких обстоятельствах вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, является доказанной.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения и являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Оспариваемым постановлением от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 по делу об административном правонарушении заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Санкция части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Суд первой инстанции изменил размер штрафа, рассчитанный административным органом, исходя из того, что расчет штрафа от всей суммы субсидии, выделенной в целях компенсации расходов на иные коммунальные услуги, не соответствует целям наказания, установленного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, свидетельствует об избыточном административном принуждении и чрезмерном ограничении экономической свободы и права собственности хозяйствующего субъекта.
Судом первой инстанции сумма штрафа определена в размере 2% от суммы субсидии на отопление (18 385 513 рублей) и составила 367 710 рублей 26 копеек.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая во внимание тяжелое финансовое положение заявителя, в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным снизить размер административного штрафа на 30% от предусмотренной санкцией суммы, в результате чего назначенный заявителю штраф составил 257 397 рублей 18 копеек.
Административным органом не представлены возражения против изменения размера штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, поэтому суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет оснований для проверки решения суда в данной части.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2015 года по делу N А33-12931/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 ПО ДЕЛУ N А33-12931/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А33-12931/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "05" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети") - Рублевской Т.В., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- от административного органа (Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края) - Казимирской Н.П., представителя по доверенности от 11.01.2016 N СД/017,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" декабря 2015 года по делу N А33-12931/2015, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" ИНН 8801011048, ОГРН 1028800000767 (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290 (далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15.
Оспариваемым постановлением предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2015 года постановление службы от 01.06.2015 по делу N 24-15.15.5-15 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ изменено в части размера назначенного наказания, предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 257 397 рублей копеек.
Предприятие обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить административное производство.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что расхождений в расчетах, отчетах, представляемых заявителем в целях получения субсидии, департаментом не выявлено, решения об отказе в предоставлении субсидии департаментом не принято, перечисленные убытки в полном объеме погасили убытки предприятия при производстве отопления общедомовых территорий, поэтому в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Также заявитель считает, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие вину предприятия в совершении вменяемого правонарушения, оспариваемое постановление не содержит выводов и обстоятельств, свидетельствующих о виновном совершении правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу предприятия не представило.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru, в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании приказа от 02.02.2015 N 29п службой проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Эвенкийского района Красноярского края, ее структурных подразделений, Эвенкийского районного Совета депутатов в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета за 2014 год.
В ходе проверки административным органом установлено, что предприятием, являющимся получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, нарушено условие предоставления субсидии, предусмотренное пунктом 5 статьи 5 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-957 "О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" (подписан Губернатором Красноярского края 26.12.2012) (далее - Закон края от 20.12.2012 N 3-957), связанное с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии, направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
По данному факту главным контролером-ревизором отдела контроля за использованием межбюджетных трансферов службы в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 27.03.2015.
Постановлением от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 по делу об административном правонарушении предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Заявитель оспорил постановление от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 в судебном порядке, полагая, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.
С учетом положений статей 28.3, 23.51 КоАП РФ, Положения о Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п, Перечня должностных лиц службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 15.01.2014 N 1нп, суд апелляционной инстанции считает, что протокол об административном правонарушении от 27.03.2015 составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами службы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Резолютивная часть постановления по делу N 24-15.15.5 объявлена административным органом 28.05.2015 по окончании рассмотрения дела. По решению руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок в связи со сложностью дела составление мотивированного постановления отложено на три дня.
Дело об административном правонарушении рассматривалось в четверг, последний день изготовления мотивированного постановления выпал на выходной, поэтому постановление изготовлено в первый рабочий день следующей недели, то есть 01.06.2015.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения предприятия к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, доводы заявителя о нарушении процедуры привлечения к ответственности не соответствуют материалам дела.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно оспариваемому постановлению в вину заявителю, являющимся получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, вменяется нарушение пункта 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957 в связи с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии, направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Законом Красноярского края от 05.12.2013 N 5-1881 "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" для реализации Закона края от 20.12.2012 N 3-959 бюджету Эвенкийского муниципального района Красноярского края предусмотрена субвенция в сумме 787 6656 400 рублей.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-959 на органы местного самоуправления возложена обязанность утвердить порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, порядок контроля за соблюдением условий предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных нормативных правовых актов края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2013 N 38-п "О реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" определен Порядок и сроки перечисления средств компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг гражданам и исполнителям коммунальных услуг (далее - Порядок N 38-п).
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка N 38-п перечисление средств компенсации исполнителям коммунальных услуг осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении компенсации и соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию, заключенного между уполномоченным органом местного самоуправления и исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 38-п расчет размера компенсации для исполнителя коммунальных услуг и гражданина определяется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) по формам, разработанным министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пунктах 2, 3 настоящего Порядка, на основании следующей информации:
- - общей площади жилых помещений, отапливаемых центральным и (или) печным отоплением, и объема коммунальных услуг, оказанных гражданам;
- - объемов потребления коммунальных услуг;
- - объема совокупных расходов граждан на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в декабре года, предшествующего планируемому году;
- - цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций, установленных в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Административным органом в ходе проверки установлено, что главным распорядителем средств субсидии, предоставляемой исполнителям коммунальных услуг, являлся департамент.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона края от 20.12.2012 N 3-959 постановлением администрации Эвенкийского муниципального района от 15.01.2014 N 6-п утвержден Порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг на территории района (далее - Порядок N 6-п).
При этом с учетом положений статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957 объем совокупных платежей граждан, предъявленных исполнителем к оплате за коммунальные услуги, не должен превышать показатель доступности коммунальных услуг, поскольку в противном случае в выдаче субсидии должно быть отказано.
В соответствии со статьей 6 Закона от 20.12.2012 N 3-957 финансовое обеспечение компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Для предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг бюджетам городских округов и муниципальных районов края предоставляются финансовые средства в форме субвенций в соответствии с Законом края "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг".
Предприятие обратилось в департамент с заявлением о предоставлении компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг, к которому были приложены копия учредительных документов; реестр жилых и многоквартирных домов, содержащий адрес, общую площадь жилых помещений, количество граждан, зарегистрированных в установленном порядке в жилых помещениях; предварительный расчет размера компенсации, выполненный по формам, разработанным министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; копия выписки из ЕГРЮЛ, выданную налоговым органом не ранее тридцати рабочих дней до дня подачи заявления; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Распоряжением главы Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р департаменту предписано распределить субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в сумме 708 447 500 рублей в период с 01 января по 31 декабря 2014 года, в том числе предприятию 388 000 000 рублей.
На основании вышеназванного распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р департаментом с предприятием заключено Соглашение N 06-ФСТ, датированное 15.01.2014, в соответствии с которым департамент обязался предоставить предприятию субсидию на реализацию временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг в размере 388 000 000 рублей.
Пунктом 1.2 Соглашения N 06-ФСТ определено, что субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг при условии, если объем совокупных платежей граждан, предъявленных исполнителем коммунальных услуг к оплате за коммунальные услуги в расчетном периоде, не превышает показатель доступности.
В соответствии с пунктами 7 - 12 Порядка от 15.01.2014 N 6-п распоряжениями Главы Администрации Эвенкийского муниципального района от 16.01.2014 N 16-р, от 12.11.2014 N 557-р поступившая из краевого бюджета субвенция в форме субсидий направлена ресурсоснабжающим организациям Эвенкийского муниципального района, в том числе предприятию, в общей сумме 433 621 860 рублей.
Дополнительным соглашением от 18.11.2014 N 61 в Соглашение N 06-ФСТ внесены изменения в части увеличения суммы субсидии до 433 621 860 рублей.
Согласно материалам дела, перечисление средств субсидии с лицевого счета департамента на расчетный счет предприятия произведено в 2014 году в полном объеме в соответствии с условиями Соглашения N 06-ФСТ.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 6-п для перечисления средств компенсации исполнители коммунальных услуг ежеквартально представляют в департамент данные о потребности и целевом использовании средств компенсации. Потребность в средствах компенсации формируется с учетом неизменного набора и объема потребляемых коммунальных услуг. К данной информации о потребности прикладывается расчет, подтверждающий сложившееся отклонение за отчетный период, по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств.
Из акта сверки расчетов предприятия с департаментом административным органом установлено, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 сумма оказанных населению услуг ресурсоснабжающей организацией составила 433 523 876 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий составил 97 984 рублей. Акт сверки расчетов подтвержден данными отчета, представленного предприятием в департамент 03.02.2015.
Реестры жилых и многоквартирных домов, представленные предприятием в департамент вместе с заявлениями о предоставлении компенсации содержат сведения как о площади жилых и нежилых помещений, так и площади помещений, отнесенных положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома (в том числе подъезды, коридоры).
В силу положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), закреплена обязанность потребителя коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 Правил исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), согласно пункту 3 которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 306 определено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг согласно пункту 7 Правил N 306 в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Нормативы расходов на коммунальные услуги, в том числе на услуги по центральному отоплению для Эвенкийского муниципального района Правительством Красноярского края не утверждались, предприятие в 2014 году применяло нормативы, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования пгт. Тура от 28.01.2011 N 4/9 (в)-78, которым утвержден норматив на коммунальную услугу по центральному отоплению для жилого фонда пгт. Тура в размере 0,04 Гкал/м2.
Понятие норматива потребления коммунальных услуг по отоплению "на общедомовые нужды" и формулы определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды вводились в Правила N 306 редакцией от 28.03.2012 и действовали до их отмены в редакции от 16.04.2013, а следовательно, не могли применяться к ранее установленному в пгт. Тура нормативу 2011 года.
Таким образом, в нормативы потребления коммунальных услуг по центральному отоплению жилого фонда (0,04 Гкал/кв. м) представительными органами местного самоуправления заложена плата за отопление как жилых и нежилых помещений, так и помещений, относящихся к общедомовому имуществу (подъезды, коридоры). То есть собственник помещения в многоквартирном доме единой суммой оплачивает отопление принадлежащего ему жилого либо нежилого помещения, а также соответствующую долю оплаты за отопление помещений, относящихся к общедомовому имуществу и принадлежащих ему на праве общей долевой собственности.
В ходе проверки службой установлено, что заявление и документы, представленные предприятием департамент, в том числе расчеты суммы компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, на основании которых департаментом определен размер компенсации, указанный в Соглашении N 06-ФСТ, а также последующие ежеквартальные отчеты и данные о потребности и целевом использовании средств субсидии, представляемые в департамент в Порядке N 6-п, включают площади мест общего пользования (площади коридоров, подъездов) многоквартирных домов.
Согласно данным отчетов за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, предоставленным предприятием в департамент, в показатель объема жилых помещений, на основании которого рассчитывался объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг и размер компенсации, включены общедомовые площади (коридоры, подъезды многоквартирных домов), что свидетельствует о завышении предприятием отапливаемых площадей и подтверждается данными реестров, представляемых исполнителем коммунальных услуг в уполномоченный орган.
Ежеквартальное, в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление исполнителем коммунальных услуг данных о потребности и целевом использовании средств субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг было необходимым для формирования бюджетной заявки департамента о перечислении средств компенсации.
В ходе сопоставления показателей отчетов (расчетов) о размере компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, с данными реестров домов поселка Тура, службой установлено завышение объема жилой площади, применяемой департаментом для определения объемов расходов граждан на оплату коммунальных услуг в п. Тура (без мкр. Таежный) на 4,18344 тысяч кв. м, в мкр. Таежный п. Тура на 1,28264 тысяч кв. м, что привело к завышению размера предоставляемой компенсации и нарушению условия предоставления субсидии.
При перерасчете размера компенсации (исходя из установленных нормативов, площадей жилых площадей, объемов коммунальных услуг, оказанных гражданам и действующих тарифов) совокупные платежи граждан, предъявленные исполнителем к оплате за коммунальные услуги, в отчетах (расчетах) предприятия превысили показатель доступности коммунальных услуг (по фактическим расходам граждан) на сумму 1 772 195 рублей (49 071 963 рублей показатель доступности по отчету "минус" 47 521 342 рублей показатель доступности при исключении общедомовых площадей в п. Тура "плюс" 4 603 983 рублей по отчету "минус" 4 382 409 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура мкр. Таежный) за период с 01.01.2014 по 30.06.2014, а также на 1 853 691 рублей за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 (51 593 910 рублей по отчету "минус" 49 971 985 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура и 4 815 766 рублей по отчету "минус" 4 584 000 рублей при исключении общедомовых площадей в п. Тура мкр. Таежный).
Специалистами службы в ходе проверки произведен расчет показателя доступности коммунальных услуг с учетом фактических платежей населения, предъявленных ресурсоснабжающей организацией гражданам без учета площадей мест общего пользования, который составил за период с 01 января по 30 июня 2014 года:
- - по п. Тура (без микрорайона Таежный) - 47 521 342 рубля;
- - по микрорайону Таежный - 4 382 409 рублей;
- за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года:
- - по п. Тура (без микрорайона Таежный) - 49 971 985 рублей;
- - по микрорайону Таежный - 4 584 000 рублей.
В целом за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 общий для предприятия показатель доступности коммунальных услуг составил 106 459 736 рублей, который по условию предоставления субсидии, определенному в пункте 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957, не может быть превышен. Однако по отчету предприятия, представленному по итогам 2014 года в департамент, общая сумма показателя доступности в целом за 2014 год составила 110 459 736 рублей, то есть показатель доступности коммунальных услуг предприятием превышен на 3 625 886 рублей.
Таким образом, завышение показателя объема жилой площади в отчетах, представляемых предприятием в уполномоченный орган муниципального района, отразилось на завышении размера совокупных платежей граждан, предъявляемых (согласно расчетов субсидии) исполнителем к оплате за коммунальные услуги в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 над их фактическим начислением гражданам, который превысил показатель доступности коммунальных услуг, что является нарушением условия предоставления компенсации в форме субсидии исполнителю коммунальных услуг, определенного пунктом 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957.
В результате на компенсацию расходов граждан, направляемую исполнителям коммунальных услуг, неправомерно, согласно расчетам, произведенным сотрудниками службы в соответствии со статьей 4 Закона края от 20.12.2012 N 3-957, направлено 18 953 508 рублей.
При этом предприятие при начислении гражданам оплаты за коммунальную услугу по отоплению площадь мест общего пользования не включало, то есть, зная о завышении объема отапливаемых площадей, завысило расчетный размер совокупных платежей граждан за коммунальные услуги по отношению к фактическому их начислению гражданам, что привело к превышению показателя доступности коммунальных услуг и нарушению пункта 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957 при получении в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 субсидии в сумме 433 621 860 рублей.
Следовательно, предприятие неправомерно получило субсидию в размере 18 953 508 рублей на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.
Учитывая, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению гражданам п. Тура (согласно платежным документам получателей услуги) производилось по установленному Решением Совета депутатов муниципального образования шт. Тура от 28.01.2011 N 4/9 (в)-78 нормативу - 0,04 Гкал/м2 из расчета жилой площади, совокупный объем платежей граждан, представленный в отчетах предприятия, в нарушение требований пункта 5 статьи 5 Закона от 20.12.2012 N 3-957, превысил показатель доступности коммунальных услуг по фактической оплате коммунальных услуг населением.
Субсидия на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 предприятием получена с превышением показателя доступности коммунальных услуг, без учета фактически понесенных гражданами расходов на оплату коммунальных услуг в размере, завышенном за счет необоснованного увеличения отапливаемых площадей.
Таким образом, предприятие нарушило условие предоставления субсидии (компенсации), установленное пунктом 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957 и пунктом 1.1 Соглашения N 06-ФСТ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно признал действия предприятия, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ в связи с превышением показателя доступности коммунальных услуг при получении средств субсидии (условие предоставления субсидии, предусмотренное пунктом 5 статьи 5 Закона края от 20.12.2012 N 3-957), направленной на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств приходит к выводу о том, что административным органом доказано отсутствие объективных обстоятельств, препятствующие обществу выполнить требования в установленный срок; обществом не приняты какие-либо меры для их исполнения.
Заявитель указывает на отсутствие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения, так как суммы субсидии ему перечислялись департаментом после проверки отчетов и расчетов, связанных с предоставлением субсидии. Также предприятие считает, что административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как заявителю было известно о превышении показателя доступности коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения отапливаемых площадей, принятие департаментом отчетов и расчетов, представленных предприятием в связи с предоставлением субсидии, не исключают вину заявителя в совершении административного правонарушения. При этом административный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении установил, что отсутствуют обстоятельства, объективно препятствующие предприятию правильно определить площадь отапливаемых помещений и рассчитать сумму субсидии.
При таких обстоятельствах вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, является доказанной.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения и являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Оспариваемым постановлением от 01.06.2015 N 24-15.15.5-15 по делу об административном правонарушении заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 672 437 рублей 20 копеек.
Санкция части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Суд первой инстанции изменил размер штрафа, рассчитанный административным органом, исходя из того, что расчет штрафа от всей суммы субсидии, выделенной в целях компенсации расходов на иные коммунальные услуги, не соответствует целям наказания, установленного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, свидетельствует об избыточном административном принуждении и чрезмерном ограничении экономической свободы и права собственности хозяйствующего субъекта.
Судом первой инстанции сумма штрафа определена в размере 2% от суммы субсидии на отопление (18 385 513 рублей) и составила 367 710 рублей 26 копеек.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая во внимание тяжелое финансовое положение заявителя, в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным снизить размер административного штрафа на 30% от предусмотренной санкцией суммы, в результате чего назначенный заявителю штраф составил 257 397 рублей 18 копеек.
Административным органом не представлены возражения против изменения размера штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, поэтому суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет оснований для проверки решения суда в данной части.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2015 года по делу N А33-12931/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)