Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2016 N 20АП-4059/2016 ПО ДЕЛУ N А62-1333/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. по делу N А62-1333/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2016 по делу N А62-1333/2016, установил следующее.

Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (далее - истец, фонд) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.10.2014 по 24.02.2016 в сумме 4 894 570 руб. 14 коп. и пени, начисленные за период с 11.11.2014 по 24.02.2016 в размере 373 523 руб. 48 коп. (с учетом уточнений).
Протокольным определением 11.05.2016 по ходатайству истца произведена замена ответчика с администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области на МО Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области в лице администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
До начала судебного разбирательства от истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью направить представителя.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
При этом отложение дела в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
Вместе с тем, в силу частей 4, 6 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлять интересы истца в суде могло и иное лицо.
Нахождение в отпуске, занятость в других судебных процессах представителей истца не является основанием для отложения судебного заседания, поскольку фонд был вправе направить другого представителя для защиты своих прав.
Кроме того, истец не обосновал невозможность рассмотрения дела без участия его представителя.
Таким образом, по результатам рассмотрения ходатайства апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что необходимости в отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя истца в судебное заседание не имеется, в связи с этим указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в муниципальной собственности МО Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области находятся расположенные в г. Сафоново дома N N 20,36, 4, 28, 30, 32, 39 на ул. Красногвардейская, дома N N 2, 11, 11А, 63, 15, 18, 77 на ул. Первомайская, дома N N 8,9, 12, 5 А, 5 на ул. Гагарина, дома N N 26А, 14, 28А, 10, 12, 6, 15А, 9А на ул. Строителей, дома N N 33, 50, 46, 8, 1, 37, 2, 9, 35, 10, 26, 41, 48 А на ул. Советская, дома N N 4, 8, 7,6, 1,3 на ул. Шахтерская, дома N N 4,9, 11, 1, 2, 3, 5, 7, на ул. Революционная, дома N N 28, 30, 32, 36, 4, 22, 34, 38, 44, 15, 20 в мкр. ГМП, дома N N 2,3,5 в мкр. МЖК, дома N N 20, 1А, 2, 6, 8, 9, 7, 10, 13Б, 18, 19, 12 А, 11, 21, 23, 25, 26, 28, 19 в 1-ом мкр., дома N N 19, 20, 9, 11, 1, 11А, 21, 24, 14, 10, 12, 29, 13, 28, 4, 15, 16, 30, 36, 38, 34, 3, 6, 31, 22, 39, 35 во 2-ом мкр., дома N N 33,35 на ул. Кутузова, дома N N 15, 9, 3, 7, 5 на ул. Коммунистическая, дома N N 6а, 5, 31А, 1А, 16, 7, 4, 6, 8, 9, 13, 15, 23, 27, 17, 21, 11, 29А на ул. Ленина, дом N 15 на ул. Гастелло, дома N N 4,2, 6,8 на ул. Заозерная, дома N N 13,15, 8 на ул. Комсомольская, дома N N 2,4, 10, 12, 14 на ул. Кирова, дом N 20 на ул. Карла Маркса, дома N 4, 2, 3, 1 в Кирпичном Городке, дома N N 20, 2, 4, 5, 7, 10, 12, 6 на ул. 40 лет Октября, дома N N 17, 17 А, 27, 29, 12, 4, 6, 8, 11А, 31, 15, 16, 35 на ул. Ленинградская, дома N N 1,11 на ул. Куйбышева, дома N N 9, 7 на ул. Северная, дома N N 20, 22, 23 на ул. Дзержинского, дом N 16 на ул. Радищева, дом N 10 на ул. Западная, дома N N 11,7, 9 на ул. Мира, дома N N 17, 1А, 3, 1Б, 9,8 на ул. Ковалева, дома N N 11А, 13 на ул. Красноармейская, дом N 16 на проезде Репина, дома N N 2,3,4,6 на п.с. Районная, дома N N 5А, 3,7, 11, 7А, 2,4 на ул. Свободы, дома N N 5,11, 9,13, 2,21, 22 на ул. Энгельса, дома N N 8,10, 17, 12, 7, 19, 13а, 9а на ул. Вахрушева, дома N N 20, 4 на ул. Восточная, дома N N 3.6, 11 на ул. Коммунальная, дома N N 5,6, 7, 8, 10 в Шахте-3.
Поскольку за администрацией муниципального образования образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт находящихся в собственности муниципального образования помещений в многоквартирных домах, учитывая отказ ответчика в добровольном порядке уплатить указанные взносы, Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" обратилась в арбитражный суд с иском.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Предоставление муниципальных помещений по договору социального найма не освобождает собственника от оплаты взносов на капитальный ремонт. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлен порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В рамках исполнения указанного Федерального закона Смоленской областной Думой 31.10.2013 принят Закон Смоленской области N 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области".
Указанными законами регулируется деятельность регионального оператора, направленная на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области.
В соответствии со статьей 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в большем размере.
Согласно положениям части 5 статьи 170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.
В статье 7 Закона Смоленской области от 31.10.2013 N 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" указано, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Постановлением администрации Смоленской области от 11.12.2013 N 1017 создана специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" в организационно-правовой форме - фонд.
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" является специализированной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме - фонд, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, предусмотренных федеральным и областным законодательством и уставом организации.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.12.2013 N 1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 годы.
Исходя из этого обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика с 01.10.2014.
Поскольку, собственниками помещений в указанных жилых домах не было принято решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, в соответствии с постановлением администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области от 29.07.2014 N 967 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" фонд капитального ремонта в отношении этих домов был сформирован органом местного самоуправления на счете регионального оператора, то есть некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области".
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 27.12.2013 N 1161 "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области" на 2014 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области в сумме 5,6 руб. в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области на 2015 год установлен постановлением администрации Смоленской области от 17.12.2014 N 855 "Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области" и составляет также 5,6 руб. в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 06.11.2015 N 680 "Об установлении на 2016 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения составляет 6,08 руб. в месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
За период с 01.10.2014 по 29.02.2016 истцом произведен расчет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 4 521 047 руб. 14 коп.
Расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период определен истцом с учетом утвержденных постановлениями администрации Смоленской области сумм и площади помещений, принадлежащих ответчику. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
Учет площади помещений произведен истцом на основании сведений, предоставленных фонду Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области.
В связи с тем, что ответчик добровольно не перечислил взносы на капитальный ремонт, требования истца о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, за период с 01.10.2014 по 29.02.2016 в размере 4 521 047 руб. 14 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе в обоснование своей позиции ссылается на отсутствие заключенного между региональным оператором и ответчиком договора, полагает, что без его заключения оплата взносов невозможна. Данный довод жалобы отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Следовательно, довод ответчика о том, что обязательным условием расходования бюджетных средств является наличие договора, является ошибочным.
Как следует из ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основанием для расходования бюджетных средств являются требования закона, наличие договора или иного соглашения.
Обязанность по уплате взносов собственником помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, предусмотрена положениями ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, т.е. вытекает из требований закона и для ее исполнения не требуется заключения договоров или иных соглашений.
Уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является обязанностью собственников помещений в доме, вытекающей из закона. Условия уплаты взносов определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, региональным законодательством и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, решениями собственников (о размере взноса). Так, основание для начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме закон связывает с наличием в собственности помещения (жилого и (или) нежилого) в многоквартирном доме и включением такого дома в региональную программу капитального ремонта (статьи 39 ч. 1, 153 ч. 1, 153 ч. 2 п. 5, 154 ч. 2 п. 2, 158 ч. 1, 169 ч. 1, 169 ч. 3 ЖК РФ), а основанием для оплаты является платежный документ, представленный региональным оператором, в установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги сроки (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Ответчик неправомерно ставит в зависимость уплату взносов на капитальный ремонт от собираемости платы за наем, в которую ответчик включает взносы на капитальный ремонт, с граждан - нанимателей жилых помещений. Данная позиция апеллянта противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающих собственника уплачивать такие взносы (ч. 1 ст. 158, ч 1 ст. 169 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени, начисленных за период с 11.11.2014 по 24.02.2016 в размере 373 523 руб. 48 коп.
Согласно статьям 329 - 331 ГК РФ ответственность в виде неустойки за нарушение обязательств наступает в случае, если неустойка предусмотрена условиями договора или законом.
Материалами дела подтверждается, что ответчик принятые на себя обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не выполнил надлежащим образом, в связи с этим требование о взыскании неустойки истцом предъявлено обоснованно.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком не оспорен. Заявления о несоразмерности начисленной истцом неустойки последствиям неисполнения обязательства от ответчика не поступило.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил как обоснованное требование истца о взыскании неустойки.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2016 по делу N А62-1333/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)