Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Н.М.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"; от ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 июля 2016 года
по делу N А71-1597/2016,
принятое судьей Коньковой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"(ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО "УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск", ответчик) о взыскании 248 625 руб. 60 коп. взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска (с учетом удовлетворенного судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства истца об изменении размера исковых требований, т. 1 л.д. 5-6, т. 2 л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2016 года, судья Е.В.Конькова) исковые требования удовлетворены. С МО "Город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу истца взыскано 248 625 руб. 60 коп. взносов на капитальный ремонт путем перечисления на открытые собственниками многоквартирных жилых домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска в целях формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо счет регионального оператора, а именно: многоквартирный дом подлежащая перечислению сумма: ул. Буммашевская, д. 2 11 040 руб. 00 коп., ул. Буммашевская, д. 2А 11 292 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 4 3 613 руб. 68 коп., пр. Буммашевская, д. 4А 3 801 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 17 4 320 руб. 12 коп., пр. Буммашевская, д. 19 9 118 руб. 80 коп., ул. Буммашевская, д. 25 16 089 руб. 48 коп., ул. Буммашевская, д. 32А 9 858 руб. 24 коп., ул. Буммашевская, д. 34А 6 720 руб. 84 коп., ул. Буммашевская, д. 46 10 488 руб. 24 коп., ул. Буммашевская, д. 48 7 890 руб. 00 коп., ул. Буммашевская, д. 48А 7 858 руб. 80 коп., ул. Буммашевская, д. 58 13 160 руб. 40 коп., пр. Буммашевская, д. 62 19 212 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 64 5 834 руб. 88 коп., пр. Буммашевская, д. 66 9 297 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 70 7 610 руб. 40 коп., ул. Буммашевская, д. 72 5 587 руб. 20 коп., ул. Буммашевская, д. 74 15 844 руб. 68 коп., ул. Буммашевская, д. 76 15 391 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 82 6 766 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 86 4 871 руб. 52 коп., ул. Буммашевская, д. 88 5 662 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 90 4 299 руб. 48 коп., ул. Буммашевская, д. 92 5 662 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 96 1 577 руб. 88 коп., ул. Ворошилова, д. 12 2 245 руб. 32 коп., ул. Ворошилова, д. 14 8 958 руб. 60 коп., ул. Ворошилова, д. 72 2 755 руб. 80 коп., ул. Восточная, д. 7 11 793 руб. 60 коп., а также 7 972 руб. 00 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине. Истцу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 506 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 86-92).
Истец, ООО "УК "ЖРП N 8", не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт о взыскании платы за капитальный ремонт путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца.
Ссылаясь на положения статей 168-171 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике утверждена Правительством Удмуртской Республики 19.05.2014, в связи с чем срок внесения взносов на капитальный ремонт (на специальный счет), начинает течь с 01.02.2015, а задолженность у ответчика возникла задолженность за период 2014 года, то есть до срока начала взыскания взносов по капитальному ремонту на специализированный счет, заявитель считает, что задолженность по капитальному ремонту, возникшая до момента вступления нового законодательного акта, не может быть перечислена на специальный счет Регионального оператора или на специальный счет, а должна быть взыскана непосредственно на счет ООО "УК "ЖРП N 8".
Апеллянт полагает, что решения пользу Регионального оператора, не привлеченного к участию в деле и не заявляющего самостоятельных требований, ущемляет права управляющей компании.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, письменный отзыв на жалобу не представил.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЖРП N 8" осуществляло управление многоквартирными домами на основании решений, принятых собственниками помещений многоквартирных домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска, на общих собраниях (протоколы общих собраний - т. 1 л.д. 12-151, т. 2 л.д. 22-62).
На этих же собраниях утверждены условия договоров на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома.
На общих собраниях собственники жилых помещений указанных ранее многоквартирных домов приняли решения о размерах платы на капитальный ремонт общего имущества дома.
МО "город Ижевск" на праве собственности в указанных домах в спорный период времени (с января по декабрь 2014 года) принадлежали жилые помещения, отраженные в информации, предоставленной Управлением муниципального жилья Администрации города Ижевска в письме от 17.06.2015 N 1778-ж (т. 2 л.д. - 1-10).
Договор управления между ООО "УК "ЖРП N 8" и ответчиком не заключен.
По расчету истца размер платы за капитальный ремонт, подлежащий внесению ответчиком в период с января по декабрь 2014 года, составил 248 625 руб. 60 коп. (т. 2 л.д. 80).
В связи с тем, что МО "город Ижевск" обязанность по внесению платы на капитальный ремонт не исполнило, задолженность в сумме 248 625 руб. 60 коп. не оплатило, ООО "УК "ЖРП N 8" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у МО "город Ижевск" как собственника имущества предусмотренной законом обязанности вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; отсутствия доказательств уплаты ответчиком долга в размере 248 625 руб. 60 коп.; а также из того, что денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в соответствии требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отношения между сторонами данного спора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений спорных многоквартирных домов о выборе управляющей организацией ООО "УК "ЖРП N 8", которые в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны. Условия договоров утверждены решениями общих собраний собственников помещений и являются одинаковыми для всех собственников данного дома.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности ООО "УК "ЖРП N 8" наличия у него статуса управляющей организации и права на получение платы (взноса) на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, обязанность ответчика как собственника помещений в указанных ранее многоквартирных домах, участвовать в расходах на капитальный ремонт соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за капитальный ремонт вытекает из закона (статьи 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 37, 39, 153-155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие между истцом и ответчиком письменного договора управления многоквартирным домом не освобождает МО "город Ижевск" от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию имущества многоквартирного дома, в том числе от внесения платы (взносов) за капитальный ремонт.
Расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов являются расходными обязательствами Администрации города Ижевска в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнение его расходных обязательств.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Указанные нормы дают право и определяют возможность внесения муниципальным образованием средств на содержание своего муниципального имущества.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственниками помещений в спорных многоквартирных жилых домах на общих собраниях приняты решения о внесении платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в виде ежемесячных платежей.
Согласно представленному расчету размер по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 248 625 руб. 60 коп. определен истцом путем умножения площади жилого помещения на установленный решениями собственников помещений размер взносов на капитальный ремонт и соответствующее количество месяцев задолженности.
Перечень жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и их площадь ответчиком не оспорены, доказательства оплаты задолженности за капитальный ремонт ответчиком не представлены.
Доказательства того, что собственники приняли решения об отмене платы на капитальный ремонт, в материалах дела не имеется. Изложенные ранее нормы Жилищного кодекса Российской Федерации содержат указание на обязанность собственника помещения платить взнос на капитальный ремонт.
В силу изложенного и на основании части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно признал, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Установив наличие задолженности у ответчика суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что задолженность по капитальному ремонту, возникшая до момента вступления нового законодательного акта в силу, не может быть перечислена на специальный счет Регионального оператора, а должна быть взыскана непосредственно на счет ООО "УК "ЖРП N 8".
Указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (действует с 26.12.2012) установлен новый порядок определения величины и уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
До введения в действие названного Федерального закона жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Понятия "плата за капитальный ремонт" (предусматривалась до принятия Закона N 271-ФЗ) и "взнос на капитальный ремонт" по своей сути являются идентичными, в связи с чем, к задолженности собственников по внесению платы за капитальный ремонт после вступления в силу вышеуказанного Закона подлежит применению новый порядок формирования фонда капитального ремонта с целью его последующего накопления до принятия соответствующего решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Определяя порядок взыскания денежных средств - долга по внесению платы за капитальный ремонт за спорный период, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу положений пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация многоквартирного дома правомочна, в том числе, осуществлять действия по сбору и взысканию средств на капитальный ремонт многоквартирного дома. В указанном случае управляющая организация фактически действует в интересах собственников помещений многоквартирного дома во исполнение заключенного с ними договора управления многоквартирным домом.
При этом, взыскиваемые денежные средства, принадлежащие собственникам помещений многоквартирного дома, могут поступать во временное владение управляющей организации лишь в ввиду наличия у нее соответствующего статуса, а в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, подлежат передаче вновь избранной управляющей организации.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Уплаченные собственниками помещений плата/взносы на капитальный ремонт имеют целевой характер, их расходование осуществляется в установленном законом порядке. При этом данные денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а формируют фонд капитального ремонта дома.
Денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Учитывая, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов (пункт 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации), номера специальных счетов, кредитные организации, в которой открыты специальные счета либо счет регионального оператора, по конкретным многоквартирным домам подлежат определению на стадии исполнения судебного акта.
Действительно, согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. У собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по новым правилам возникла с 01.02.2015. Вместе с тем, истец, обращаясь с настоящим иском, не указывал и не представлял соответствующих доказательств фактически понесенных им расходов на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов. Соответственно, суд исходил из того, что взыскивается невнесенная плата на капитальный ремонт как накопительные платежи, расходование которых должно носить строго целевой характер.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств настоящего дела, применение нового порядка формирования фонда капитального ремонта указанием на зачисление взыскиваемых средств на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта соответствующего многоквартирного дома либо на счет регионального оператора, а не на расчетный счет истца, не нарушает его прав, а также направлено на защиту прав владельцев помещений, вносящих плату.
Ходатайство о привлечении Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" к участию в деле со стороны истца и ответчика не заявлялось. Согласно резолютивной части решения взыскание задолженности с ответчика произведено в пользу истца.
Оснований для вывода о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, в том числе принимая во внимание период, заявленный ко взысканию, не имеется, поскольку принятым судебным актом права истца не нарушены, ввиду того, что спорные денежные средства строго целевого назначения и распоряжаться ими могут исключительно собственники, а не управляющая организация (при отсутствии соответствующего распоряжения от собственников). При этом, момент открытия специального счета, учитывая природу взысканных платежей (целевой характер), правового значения не имеет.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истца (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года по делу N А71-1597/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2016 N 17АП-14021/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-1597/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. N 17АП-14021/2016-ГК
Дело N А71-1597/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Н.М.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"; от ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 июля 2016 года
по делу N А71-1597/2016,
принятое судьей Коньковой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"(ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО "УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск", ответчик) о взыскании 248 625 руб. 60 коп. взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска (с учетом удовлетворенного судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства истца об изменении размера исковых требований, т. 1 л.д. 5-6, т. 2 л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2016 года, судья Е.В.Конькова) исковые требования удовлетворены. С МО "Город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу истца взыскано 248 625 руб. 60 коп. взносов на капитальный ремонт путем перечисления на открытые собственниками многоквартирных жилых домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска в целях формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо счет регионального оператора, а именно: многоквартирный дом подлежащая перечислению сумма: ул. Буммашевская, д. 2 11 040 руб. 00 коп., ул. Буммашевская, д. 2А 11 292 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 4 3 613 руб. 68 коп., пр. Буммашевская, д. 4А 3 801 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 17 4 320 руб. 12 коп., пр. Буммашевская, д. 19 9 118 руб. 80 коп., ул. Буммашевская, д. 25 16 089 руб. 48 коп., ул. Буммашевская, д. 32А 9 858 руб. 24 коп., ул. Буммашевская, д. 34А 6 720 руб. 84 коп., ул. Буммашевская, д. 46 10 488 руб. 24 коп., ул. Буммашевская, д. 48 7 890 руб. 00 коп., ул. Буммашевская, д. 48А 7 858 руб. 80 коп., ул. Буммашевская, д. 58 13 160 руб. 40 коп., пр. Буммашевская, д. 62 19 212 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 64 5 834 руб. 88 коп., пр. Буммашевская, д. 66 9 297 руб. 60 коп., пр. Буммашевская, д. 70 7 610 руб. 40 коп., ул. Буммашевская, д. 72 5 587 руб. 20 коп., ул. Буммашевская, д. 74 15 844 руб. 68 коп., ул. Буммашевская, д. 76 15 391 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 82 6 766 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 86 4 871 руб. 52 коп., ул. Буммашевская, д. 88 5 662 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 90 4 299 руб. 48 коп., ул. Буммашевская, д. 92 5 662 руб. 56 коп., ул. Буммашевская, д. 96 1 577 руб. 88 коп., ул. Ворошилова, д. 12 2 245 руб. 32 коп., ул. Ворошилова, д. 14 8 958 руб. 60 коп., ул. Ворошилова, д. 72 2 755 руб. 80 коп., ул. Восточная, д. 7 11 793 руб. 60 коп., а также 7 972 руб. 00 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине. Истцу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 506 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 86-92).
Истец, ООО "УК "ЖРП N 8", не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт о взыскании платы за капитальный ремонт путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца.
Ссылаясь на положения статей 168-171 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике утверждена Правительством Удмуртской Республики 19.05.2014, в связи с чем срок внесения взносов на капитальный ремонт (на специальный счет), начинает течь с 01.02.2015, а задолженность у ответчика возникла задолженность за период 2014 года, то есть до срока начала взыскания взносов по капитальному ремонту на специализированный счет, заявитель считает, что задолженность по капитальному ремонту, возникшая до момента вступления нового законодательного акта, не может быть перечислена на специальный счет Регионального оператора или на специальный счет, а должна быть взыскана непосредственно на счет ООО "УК "ЖРП N 8".
Апеллянт полагает, что решения пользу Регионального оператора, не привлеченного к участию в деле и не заявляющего самостоятельных требований, ущемляет права управляющей компании.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, письменный отзыв на жалобу не представил.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЖРП N 8" осуществляло управление многоквартирными домами на основании решений, принятых собственниками помещений многоквартирных домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска, на общих собраниях (протоколы общих собраний - т. 1 л.д. 12-151, т. 2 л.д. 22-62).
На этих же собраниях утверждены условия договоров на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома.
На общих собраниях собственники жилых помещений указанных ранее многоквартирных домов приняли решения о размерах платы на капитальный ремонт общего имущества дома.
МО "город Ижевск" на праве собственности в указанных домах в спорный период времени (с января по декабрь 2014 года) принадлежали жилые помещения, отраженные в информации, предоставленной Управлением муниципального жилья Администрации города Ижевска в письме от 17.06.2015 N 1778-ж (т. 2 л.д. - 1-10).
Договор управления между ООО "УК "ЖРП N 8" и ответчиком не заключен.
По расчету истца размер платы за капитальный ремонт, подлежащий внесению ответчиком в период с января по декабрь 2014 года, составил 248 625 руб. 60 коп. (т. 2 л.д. 80).
В связи с тем, что МО "город Ижевск" обязанность по внесению платы на капитальный ремонт не исполнило, задолженность в сумме 248 625 руб. 60 коп. не оплатило, ООО "УК "ЖРП N 8" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у МО "город Ижевск" как собственника имущества предусмотренной законом обязанности вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; отсутствия доказательств уплаты ответчиком долга в размере 248 625 руб. 60 коп.; а также из того, что денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в соответствии требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отношения между сторонами данного спора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений спорных многоквартирных домов о выборе управляющей организацией ООО "УК "ЖРП N 8", которые в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны. Условия договоров утверждены решениями общих собраний собственников помещений и являются одинаковыми для всех собственников данного дома.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности ООО "УК "ЖРП N 8" наличия у него статуса управляющей организации и права на получение платы (взноса) на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 2, N 2А, N 4, N 4А, N 17, N 19, N 25, N 32А, N 34А, N 46, N 48, N 48А, N 58, N 62, N 64, N 66, N 70, N 72, N 74, N 76, N 82, N 86, N 88, N 90, N 92, N 96 по улице Буммашевской города Ижевска; N 12, N 14, N 72 по улице Ворошилова города Ижевска, N 7 по улице Восточной города Ижевска.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, обязанность ответчика как собственника помещений в указанных ранее многоквартирных домах, участвовать в расходах на капитальный ремонт соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за капитальный ремонт вытекает из закона (статьи 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 37, 39, 153-155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие между истцом и ответчиком письменного договора управления многоквартирным домом не освобождает МО "город Ижевск" от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию имущества многоквартирного дома, в том числе от внесения платы (взносов) за капитальный ремонт.
Расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов являются расходными обязательствами Администрации города Ижевска в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнение его расходных обязательств.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Указанные нормы дают право и определяют возможность внесения муниципальным образованием средств на содержание своего муниципального имущества.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственниками помещений в спорных многоквартирных жилых домах на общих собраниях приняты решения о внесении платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в виде ежемесячных платежей.
Согласно представленному расчету размер по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 248 625 руб. 60 коп. определен истцом путем умножения площади жилого помещения на установленный решениями собственников помещений размер взносов на капитальный ремонт и соответствующее количество месяцев задолженности.
Перечень жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и их площадь ответчиком не оспорены, доказательства оплаты задолженности за капитальный ремонт ответчиком не представлены.
Доказательства того, что собственники приняли решения об отмене платы на капитальный ремонт, в материалах дела не имеется. Изложенные ранее нормы Жилищного кодекса Российской Федерации содержат указание на обязанность собственника помещения платить взнос на капитальный ремонт.
В силу изложенного и на основании части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно признал, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Установив наличие задолженности у ответчика суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что задолженность по капитальному ремонту, возникшая до момента вступления нового законодательного акта в силу, не может быть перечислена на специальный счет Регионального оператора, а должна быть взыскана непосредственно на счет ООО "УК "ЖРП N 8".
Указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (действует с 26.12.2012) установлен новый порядок определения величины и уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
До введения в действие названного Федерального закона жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Понятия "плата за капитальный ремонт" (предусматривалась до принятия Закона N 271-ФЗ) и "взнос на капитальный ремонт" по своей сути являются идентичными, в связи с чем, к задолженности собственников по внесению платы за капитальный ремонт после вступления в силу вышеуказанного Закона подлежит применению новый порядок формирования фонда капитального ремонта с целью его последующего накопления до принятия соответствующего решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Определяя порядок взыскания денежных средств - долга по внесению платы за капитальный ремонт за спорный период, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу положений пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация многоквартирного дома правомочна, в том числе, осуществлять действия по сбору и взысканию средств на капитальный ремонт многоквартирного дома. В указанном случае управляющая организация фактически действует в интересах собственников помещений многоквартирного дома во исполнение заключенного с ними договора управления многоквартирным домом.
При этом, взыскиваемые денежные средства, принадлежащие собственникам помещений многоквартирного дома, могут поступать во временное владение управляющей организации лишь в ввиду наличия у нее соответствующего статуса, а в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, подлежат передаче вновь избранной управляющей организации.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Уплаченные собственниками помещений плата/взносы на капитальный ремонт имеют целевой характер, их расходование осуществляется в установленном законом порядке. При этом данные денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а формируют фонд капитального ремонта дома.
Денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Учитывая, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов (пункт 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации), номера специальных счетов, кредитные организации, в которой открыты специальные счета либо счет регионального оператора, по конкретным многоквартирным домам подлежат определению на стадии исполнения судебного акта.
Действительно, согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. У собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по новым правилам возникла с 01.02.2015. Вместе с тем, истец, обращаясь с настоящим иском, не указывал и не представлял соответствующих доказательств фактически понесенных им расходов на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов. Соответственно, суд исходил из того, что взыскивается невнесенная плата на капитальный ремонт как накопительные платежи, расходование которых должно носить строго целевой характер.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств настоящего дела, применение нового порядка формирования фонда капитального ремонта указанием на зачисление взыскиваемых средств на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта соответствующего многоквартирного дома либо на счет регионального оператора, а не на расчетный счет истца, не нарушает его прав, а также направлено на защиту прав владельцев помещений, вносящих плату.
Ходатайство о привлечении Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" к участию в деле со стороны истца и ответчика не заявлялось. Согласно резолютивной части решения взыскание задолженности с ответчика произведено в пользу истца.
Оснований для вывода о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, в том числе принимая во внимание период, заявленный ко взысканию, не имеется, поскольку принятым судебным актом права истца не нарушены, ввиду того, что спорные денежные средства строго целевого назначения и распоряжаться ими могут исключительно собственники, а не управляющая организация (при отсутствии соответствующего распоряжения от собственников). При этом, момент открытия специального счета, учитывая природу взысканных платежей (целевой характер), правового значения не имеет.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истца (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2016 года по делу N А71-1597/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
В.Ю.НАЗАРОВА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)