Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 N 17АП-15645/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-13299/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. N 17АП-15645/2015-АК

Дело N А50-13299/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1035900519600, ИНН 6315376946): Нагорная Ю.С., паспорт, доверенность от 06.05.2015,
- от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явились;
- от третьего лица - Покровский Геннадий Юрьевич: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2015 года
по делу N А50-13299/2015,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: Покровский Геннадий Юрьевич
о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19.03.2015 N 1012 в части расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, за период с мая по сентябрь 2014 года не по тарифу (цене) для потребителей, установленному для ресурсоснабжающей организации (п. 1 предписания).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что общество применяет двухкомпонентный тариф на горячую воду, утвержденный Постановлением РЭК ПК от 16.05.2013 N 65-вг "О тарифах на горячую воду ООО "Пермская сетевая компания"; указание на то, что должен применяться однокомпонентный тариф на коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не имеется ни в Постановлении N 354 от 06.05.2011, ни в Постановлении РЭК ПК от 16.05.2013 N 65-вг. Исходя из положений п.п. 47, 48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, п. 88 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на требованиях и доводах апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо и третье лицо письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.02.2015 N 1012 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 19.03.2015 N 1012 (л.д. 9-10).
В ходе проверки были выявлены нарушения пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: в многоквартирном доме по ул. Карбышева, 78/3 в г. Перми при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с мая по сентябрь 2014 года применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации для населения, утвержденные пунктом 1.1, пунктом 1.2 приложения N 2 к Постановлению РЭК Пермского края от 16.05.2013 г. N 65-вг, а не тариф, утвержденный пунктом 1 приложения N 2 к указанному Постановлению.
Обществу выдано предписание от 19.03.2015 N 1012, в соответствии с пунктом 1 которого в целях устранения выявленных нарушений ему предписано в срок до 10 мая 2015 года произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с мая по сентябрь 2014 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 11).
Не согласившись с предписанием контролирующего органа в указанной части, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности предписания в оспариваемой части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, и материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, стоимость горячей воды для собственников и пользователей многоквартирного дома по ул. Карбышева, 78/3 в г. Перми за период с мая по сентябрь 2014 рассчитана ООО "Пермская сетевая компания" с применением двухкомпонентного тарифа.
Инспекция полагает, что стоимость горячей воды должна определяться с применением однокомпонентного тарифа, утвержденного Постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п.п. 36, 38, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг (в редакции Постановления РСТ Пермского края от 20.12.2013 N 397-вг) тариф на горячую воду ООО "ПСК" в период с 01.07.2013 по 30.06.2014 установлен в размере 121,16 руб./куб. м (население) (п. 1); компонент на холодную воду в размере 25,08 руб./куб. м (население) (п. 1.1), компонент на тепловую энергию в размере 1455,69 руб./Гкал (население) (п. 1.2), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен в размере 127,20 руб./куб. м (население) (п. 1); компонент на холодную воду в размере 26,28 руб./куб. м (население) (п. 1.1), компонент на тепловую энергию (население) (п. 1.2) в размере 1525,56 руб./Гкал.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлен в единице измерения куб. м/чел.
В соответствии с п.п. "б" п. 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с п. 27 ст. 2 Закона N 416-ФЗ под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
На основании ч. 9 ст. 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 48 Основ).
Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу п. 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Приведенные доводы апеллятора о том, что общество применяет двухкомпонентный тариф на горячую воду, утвержденный Постановлением РЭК ПК от 16.05.2013 N 65-вг "О тарифах на горячую воду ООО "Пермская сетевая компания", а указание на то, что должен применяться однокомпонентный тариф на коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не имеется ни в Постановлении N 354 от 06.05.2011, ни в Постановлении РЭК ПК от 16.05.2013 N 65-вг, подлежат отклонению, как противоречащие нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Из технического паспорта на жилой дом N 78/3 литер А по ул. Карбышева в Орджоникидзевском районе города Перми следует, что в указанном доме централизованная система горячего водоснабжения. Горячая вода самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества, не производится, расчеты за потребляемую горячую воду осуществляется собственниками и пользователями помещений в пользу ресурсоснабжающей организации, соответственно, горячее водоснабжение указанного многоквартирного жилого дома осуществляется по закрытой системе горячего водоснабжения, путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.
Правилами N 354 в редакции, действовавшей в спорный период (июнь - сентябрь 2014 года), не предусмотрена возможность расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифа, то есть порядок расчета платы за горячую воду с применением тарифа на холодную воду и тарифа на тепловую энергию для потребителей в многоквартирном доме с централизованной системой горячего водоснабжения в спорный период не применялся.
Как указано выше, в силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В связи с чем доводы апеллятора со ссылкой на судебную практику по взысканию в пользу ресурсоснабжающей организации с ТСЖ, ЖСК (по иным домам) долга по оплате за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу подлежат отклонению, при этом учитывается, что в рассматриваемом случае расчет производится между ресурсоснабжающей организацией и непосредственно потребителем, а не между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК (по спорам о взыскании долга), кроме того, применительно к обстоятельствам настоящего дела ранее рассмотренные споры (по иным жилым домам) преюдициального значения не имеют (дела N А50-10939/2014, А50-23637/2013).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Правил N 354).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг тариф на горячую воду ООО "ПСК" в период с 01.07.2013 по 30.06.2014 установлен в размере 121,16 руб./куб. м - горячая вода в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду в размере 25,08 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию в размере 1455,69 руб./Гкал., в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен в размере 127,20 руб./куб. м - горячая вода в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду в размере 26,28 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию в размере 1525,56 руб./Гкал.
Как установлено контролирующим органом, фактически для собственников жилых помещений в доме N 78/3 литер А по ул. Карбышева в Орджоникидзевском районе города Перми в период с мая по сентябрь 2014 г. размер платы за горячую воду рассчитывался без применения установленного однокомпонентного тарифа в размерах 121, 16 руб./куб. м и 127,20 руб./куб. м, а посредством определения отдельно платы за холодную воду путем умножения фактического объема потребленной горячей воды за расчетный период, по показаниям индивидуального учета потребления горячей воды на компонент холодной воды, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг, и отдельно платы за теплоэнергию путем умножения объема теплоэнергии, определенного по показаниям прибора учета, на компонент тепловой энергии, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг.
Данный расчет, произведенный ООО "Пермская сетевая компания", не соответствует ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п.п. 38, 42, 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) и п.п. 1, 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применение к собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома N 78/3 литер А по ул. Карбышева г. Перми двухкомпонентного тарифа на услугу - горячее водоснабжение в спорный период противоречит вышеизложенным требованиям законодательства.
При данных обстоятельствах суд апелляционной приходит к выводу о соответствии предписания Инспекции в оспариваемой части требованиям действующего законодательства и, как следствие, отсутствию нарушения прав общества.
Апелляционный суд находит, что предписание заинтересованного лица содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений, по своему содержанию предписание является понятным и исполнимым.
Доказательств того, что предписание в оспариваемой части нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права, фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2015 года по делу N А50-13299/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)