Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 10АП-11747/2016 ПО ДЕЛУ N А41-12734/16

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу N А41-12734/16


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Дельта" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2016, принятое судьей Худгаряном М.А. по делу N А41-12734/16 по исковому заявлению ООО "Управляющая компания Дельта" к ООО "Хоум-Сервис" об обязании вернуть документы, третьи лица: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Жилкомуправление",
при участии в заседании:
- от ответчика - Лобанова Ю.Б., доверенность от 22.10.2015;
- от истца, третьих лиц - не явились, извещены;

- установил:

ООО "Управляющая компания Дельта" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Хоум-Сервис" об обязании передать по многоквартирным домам по адресу: ул. Кутузовская, д. 1, ул. Кутузовская, д. 2, ул. Кутузовская, д. 4, ул. Кутузовская, д. 4А, ул. Кутузовская, д. 72А, ул. Кутузовская, д. 72Б, ул. Кутузовская, д. 72В, ул. Кутузовская, д. 74А, ул. Чистяковой, д. 40, ул. Чистяковой, д. 42, ул. Чистяковой, д. 48, ул. Чистяковой, д. 58, ул. Чистяковой, д. 66, ул. Чистяковой, д. 78 документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, а именно:
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- экземпляр инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях);
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия Градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка;
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- документация паспортного учета граждан, включая 1) Реестр собственников или нанимателей жилых помещений по каждому многоквартирному дому с указанием паспортных данных собственника, 2) Реестр проживающих граждан, по каждому многоквартирному дому, с указанием паспортных данных, 3) Карточка регистрации (форма N 9) по каждому помещению, 4) Поквартирная карточка (форма N 10) по каждому жилому помещению, 5) Копии правоустанавливающих документов на помещения многоквартирного дома (свидетельства о праве, акты приема-передачи помещения от застройщика, договора найма, договора аренды (на нежилые помещения), копию паспорта);
- акты осмотра помещения, передаточные акты, акты приема-передачи ключей, акты уточнения взаиморасчетов по результатам обмеров БТИ.
- количество и вид обращений по МКД (заявлений, заявок, жалоб);
- технические условия на переоборудование, переустройство помещений;
- акты на нарушение содержания помещения, акты на случаи несанкционированного переоборудования и переустройства помещений;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Жилкомуправление".
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2016 в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания Дельта" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания Дельта", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенных Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 1, ул. Кутузовская, д. 2, ул. Кутузовская, д. 4, ул. Кутузовская, д. 4А, ул. Кутузовская, д. 72А, ул. Кутузовская, д. 72Б, ул. Кутузовская, д. 72В, ул. Кутузовская, д. 74А, ул. Чистяковой, д. 40, ул. Чистяковой, д. 42, ул. Чистяковой, д. 48, ул. Чистяковой, д. 58, ул. Чистяковой, д. 66, ул. Чистяковой, д. 78, победителем было признано ООО "Управляющая компания Дельта".
Поскольку в указанных выше домах до проведения конкурса управление осуществлялось управляющей организации ООО "Хоум-Сервис", ООО "Управляющая компания Дельта" обратилось к ООО "Хоум-Сервис" с просьбой выполнить требования пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и передать вновь назначенной управляющей организации документацию по многоквартирным домам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что испрашиваемая истцом документация передана временно исполняющему обязанности заместителя руководителя Администрации городского поселения Одинцово и отсутствует у ответчика. Кроме того, суд указал, что результаты конкурса об избрании ООО "Управляющая компания Дельта" в качестве управляющей организации части из указанных многоквартирных домов признаны недействительными,
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания Дельта" указывает, что является управляющей компанией и имеет право на истребование документации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы апелляционный суд не может признать обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным жилым домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Таким образом, договор с прежней управляющей организацией действует до тех пор, пока собственники помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую организацию (даты изменения способа управления домом).
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям). Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна быть передана управляющей организации безвозмездно.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В силу пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (в отношении домов, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года).
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 26 Правил включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Документы, включаемые в состав технической документации на многоквартирный дом, должны храниться у эксплуатирующей организации и, следовательно, техническая документация, является принадлежностью объекта недвижимости, и в случае поступления объекта в новую управляющую организацию подлежит передаче непосредственно этой управляющей организации (статья 135 ГК РФ).
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации передать техническую документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, вновь выбранной управляющей организации.
Между тем, решением Совета депутатов городского поселения Одинцово N 2/16 от 30.04.2015 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Одинцово от 14.11.2014 N 3/4 "О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2015 год и на плановые период 2015 и 2017 годов" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Одинцово от 30.12.2014 N 3/9, от 17.03.2015 N 2/11, от 04.04.2015 N 3/13, предоставлена муниципальная преференция Муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищного хозяйства" в виде права без проведения конкурса осуществлять управление многоквартирными домами по адресам: Московская область, г. Одинцово, ул. Кутузовская, дома N 1, 2, 4, 4А, 12, 23, 31, 33, 35, 72А, 72Б, 72В, 74А, 74Б, 74В, ул. Чистяковой, дома N 40, 42, 48, 52, 58, 62, 66, 76, 78, 84.
Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района 27.05.2015 был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по вышеуказанным адресам.
ООО "Хоум-Сервис" 22.05.2015, 26.05.2015 и 16.07.2015 передал всю техническую документацию и ключи временно исполняющему обязанности заместителя руководителя Администрации городского поселения Одинцово Сусалеву Ю.Н. по акту приема-передачи документов от 26.05.2015, акту приема-передачи ключей от незаселенных жилых помещений (квартир) и почтовых ящиков расположенных в многоквартирных жилых домах, ранее находящихся в управлении ООО "Хоум-Сервис" от 22.05.2015, акту по факту приемки- передачи технической документации жилого фонда от 26.05.2015 по адресам: г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 1, 2, 4, 4А, 12, 23, 31, 33, 35, 72А, 72Б, 72В, 74А, 74Б, 74В, ул. Чистяковой, д. 40, 42, 52, 76, 78, 84, акту приемки-передачи технической документации жилого фонда от 16.06.2015 по адресам: ул. Чистяковой, д. 48, 58, 62, 66.
Данный факт ответчик сообщил в ответе от 24.08.2015 исх. N 2476 на письмо истца от 29.07.2015 исх. N 5.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что истребуемая истцом техническая документация, связанная с эксплуатацией многоквартирных домов по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 1, ул. Кутузовская, д. 2, ул. Кутузовская, д. 4, ул. Кутузовская, д. 4А, ул. Кутузовская, д. 72А, ул. Кутузовская, д. 72Б, ул. Кутузовская, д. 72В, ул. Кутузовская, д. 74А, ул. Чистяковой, д. 40, ул. Чистяковой, д. 42, ул. Чистяковой, д. 48, ул. Чистяковой, д. 58, ул. Чистяковой, д. 66, ул. Чистяковой, д. 78, отсутствует у ответчика. Доказательства возврата ответчику указанных документов истцом не представлены.
Кроме того, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-86586/15 от 01.06.2016 по иску ООО "Хоум-Сервис" к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Управляющая компания Дельта" признаны недействительными результаты конкурса, согласно следующим протоколам:
- - оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 11/6/2015 от 26.06.2015 по ул. Кутузовская, д. 12;
- - рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 23.06.2015 N 14/5/2015, победитель конкурса ООО "Управляющая компания Дельта" (ул. Чистяковой, д. 66);
- - рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 17.06.2015 N 15/5/2015, победитель конкурса ООО "Управляющая компания Дельта" (ул. Чистяковой, д. 76);
- - рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 17.06.2015 N 16/5/2015, победитель конкурса ООО "Управляющая компания Дельта" (ул. Чистяковой, д. 58);
- - рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 17.06.2015 N 17/5/2015, победитель конкурса ООО "Управляющая компания Дельта" (ул. Чистяковой, д. 62);
- - конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 08.05.2015 N 19/3/2015, победитель конкурса ООО "Управляющая компания Дельта" (ул. Чистяковой, д. 48).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд исходит из отсутствия оснований для передачи истцу спорной документации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2016 по делу N А41-12734/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
В.П.МИЗЯК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)