Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Поповой Г.Н., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ПАО "МОЭК" и ООО "ДЭЗ района Выхино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2017 по делу N А40-127993/15, принятое судьей Е.В. Коноваловой,
по иску ООО "ДЭЗ района Выхино" (ОГРН 1097746537118)
к ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092)
о признании недействительными пунктов договора теплоснабжения
при участии в судебном заседании:
- от истца: Грицай В.В. по доверенности от 01.12.2015, Кузнецов А.С. по доверенности от 01.12.2015;
- от ответчика: Фесюра Т.В. по доверенности от 01.02.2016,
установил:
ООО "ДЭЗ района Выхино" обратилось в Арбитражный суд города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с исковым заявлением к ПАО "МОЭК" о признании недействительными п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.2, 3.3, 5.1.2, 5.2.3, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.8.1, 6.9.5 договора теплоснабжения от 01.06.2010 N 05.516000ТЭ и о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика неосновательного обогащения в сумме 16 752 156 руб. 44 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 234 572 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2017 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 20.03.2017, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Представители истца и ответчика доводы, изложенные в апелляционных жалобах поддержали в полном объеме, просят решение суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, истец осуществлял функции управляющей компании в отношении многоквартирных домов, указанных в счетах МОЭК за спорный период (с января по декабрь 2013 года).
Между ООО "Дез района Выхино" (абонент) и ОАО "МОЭК" (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения 01.06.2010 N 05.516000-ТЭ, в соответствии с п. 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 признаны недействительными п. 3.2, 3.3, 3.6, 6.8.1, 6.9.5, предусматривающие, что количество поставленной тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, установленного на центральном тепловом пункте, тепловых нагрузок и величины тепловых потерь, если у абонента отсутствует прибор учета тепловой энергии или при несвоевременно сняты показания узла (прибора) учета или прибор учета установлен не в точке поставки договора от 01.06.2010 N 05.516000-ТЭ.
Вместе с тем, в спорный период признанный незаконным расчет ответчиком не применялся. Расчет по услуге отопления производился согласно законному способу расчетного учета при отсутствии (неисправности) общедомового прибора учета (по нормативам).
Отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания неосновательно обогащения по услуге отопление, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения ответчиком в расчетах коэффициента 12/7.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, так же как и в п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывает, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования п. 8 Правил N 307, п. 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания не должна оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определялся коэффициент периодичности платежей исключительно для расчетов исполнителя коммунальной услуги по отоплению с населением.
При этом такой коэффициент должен применяться к формуле определения стоимости тепловой энергии, поставляемой в отопительный период: Poi = Si x Ni x TT, (1), где Si - общая площадь жилого дома (кв. м) - 4 225 кв. м; Ni - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) - 0,016 Гкал; TT - тариф на тепловую энергию.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительство Москвы в постановлении от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Норматив потребления устанавливается в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Согласно п. 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (п. 29 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (п. 19 правил N 306).
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 определена формула расчета указанного норматива при расчетном методе, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами (7 месяцев в Москве), не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, рассчитываемое по формуле, содержащейся в пункте 19, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При этом в формуле расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома в один отопительный период, используется среди других показателей, в том числе, показатель - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже (п. 19 Приложения N 1 к Правилам N 306).
При определении норматива потребления с использованием метода аналогов в указанной выше формуле используется суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Остальные показатели в формуле те же (- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Исходя из изложенного, норматив потребления тепловой энергии определяется за отопительный период и для использования именно в отопительном периоде (то есть в течение 7 месяцев в Москве).
Установленная Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" норма расхода в месяц на отопление 0,016 Гкал на 1 кв. м общей площади жилья (норматив потребления) предусматривалась для отопительного периода и использовалась именно в понимании отопительного периода.
Но если, собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме оплачивают тепловую энергию не весь потребленный по такому нормативу объем в 7-месячный период, а используют порядок оплаты равными частями в течение года, тогда стоимость объема тепловой энергии за отопительный период (площадь помещений x на норматив x на 7 месяцев - период предоставления коммунальной услуги отопления) должна делиться на 12 месяцев (год календарный).
Именно такой порядок равномерного распределения платы предусмотрен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 при осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года: в таком случае размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе постановлением АС МО от 25.04.2017 по делу N А40-170280/13, постановлением АС МО от 10.04.2017 N А40-158357/15.
В суде апелляционной инстанции, учитывая довод ответчика о том, что в любом случае, истец рассчитывает неосновательное обогащение исходя из ошибочной площади помещений, учтен истцом, в связи с чем последний представил расчет суммы неосновательного обогащения исходя из площади помещений, имеющейся в документах БТИ.
С учетом перерасчета сумма неосновательного обогащения составила 14 010 989 руб. 23 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сумма неосновательного обогащения в размере 14 010 989 руб. 23 коп. за период с января по декабрь 2013 года подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истцом на указанную сумму начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере размер которых, с учетом произведенного истцом перерасчета составил 4 200 199 руб. 79 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что примененные при расчете ответчиком данные не соответствуют сведениям МФЦ по категории "прочие" потребители. Разница в начислении составляет 263 428 руб. 68 коп. по водоснабжению, в результате неправильного учета сведений об индивидуальных приборах учета и не использования их показаний, разница в начислениях составила по водопотреблению на жилье 867 812 руб. 20 коп., а по категории "прочие" - 121 784 руб. 44 коп. Таким образом, общая сумма излишне оплаченных средств за 2013 год по водоснабжению составляет 1 253 025 руб. 32 коп.
Таким образом, сумма 1 253 025 руб. 32 коп. также подлежит взысканию.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2017 по делу N А40-127993/15 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Принять частичный отказ ООО "ДЭЗ района Выхино" от иска. Прекратить производство по требованию о признании недействительными пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.2, 3.3, 5.1.2, 5.2.3, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.8.1, 6.9.5 договора теплоснабжения от 01.06.2010 N 05.516000ТЭ.
Взыскать с ПАО "МОЭК" в пользу ООО "ДЭЗ района Выхино" неосновательное обогащение в размере 15 264 041 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 200 199 руб. 79 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 120 321 руб.
Возвратить ООО "ДЭЗ района Выхино" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 6 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 09АП-14806/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А40-127993/15
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 09АП-14806/2017-ГК
Дело N А40-127993/15
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Поповой Г.Н., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ПАО "МОЭК" и ООО "ДЭЗ района Выхино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2017 по делу N А40-127993/15, принятое судьей Е.В. Коноваловой,
по иску ООО "ДЭЗ района Выхино" (ОГРН 1097746537118)
к ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092)
о признании недействительными пунктов договора теплоснабжения
при участии в судебном заседании:
- от истца: Грицай В.В. по доверенности от 01.12.2015, Кузнецов А.С. по доверенности от 01.12.2015;
- от ответчика: Фесюра Т.В. по доверенности от 01.02.2016,
установил:
ООО "ДЭЗ района Выхино" обратилось в Арбитражный суд города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с исковым заявлением к ПАО "МОЭК" о признании недействительными п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.2, 3.3, 5.1.2, 5.2.3, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.8.1, 6.9.5 договора теплоснабжения от 01.06.2010 N 05.516000ТЭ и о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика неосновательного обогащения в сумме 16 752 156 руб. 44 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 234 572 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2017 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 20.03.2017, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Представители истца и ответчика доводы, изложенные в апелляционных жалобах поддержали в полном объеме, просят решение суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, истец осуществлял функции управляющей компании в отношении многоквартирных домов, указанных в счетах МОЭК за спорный период (с января по декабрь 2013 года).
Между ООО "Дез района Выхино" (абонент) и ОАО "МОЭК" (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения 01.06.2010 N 05.516000-ТЭ, в соответствии с п. 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 признаны недействительными п. 3.2, 3.3, 3.6, 6.8.1, 6.9.5, предусматривающие, что количество поставленной тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, установленного на центральном тепловом пункте, тепловых нагрузок и величины тепловых потерь, если у абонента отсутствует прибор учета тепловой энергии или при несвоевременно сняты показания узла (прибора) учета или прибор учета установлен не в точке поставки договора от 01.06.2010 N 05.516000-ТЭ.
Вместе с тем, в спорный период признанный незаконным расчет ответчиком не применялся. Расчет по услуге отопления производился согласно законному способу расчетного учета при отсутствии (неисправности) общедомового прибора учета (по нормативам).
Отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания неосновательно обогащения по услуге отопление, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения ответчиком в расчетах коэффициента 12/7.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, так же как и в п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывает, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования п. 8 Правил N 307, п. 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания не должна оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определялся коэффициент периодичности платежей исключительно для расчетов исполнителя коммунальной услуги по отоплению с населением.
При этом такой коэффициент должен применяться к формуле определения стоимости тепловой энергии, поставляемой в отопительный период: Poi = Si x Ni x TT, (1), где Si - общая площадь жилого дома (кв. м) - 4 225 кв. м; Ni - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) - 0,016 Гкал; TT - тариф на тепловую энергию.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительство Москвы в постановлении от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Норматив потребления устанавливается в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Согласно п. 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (п. 29 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (п. 19 правил N 306).
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 определена формула расчета указанного норматива при расчетном методе, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами (7 месяцев в Москве), не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, рассчитываемое по формуле, содержащейся в пункте 19, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При этом в формуле расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома в один отопительный период, используется среди других показателей, в том числе, показатель - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже (п. 19 Приложения N 1 к Правилам N 306).
При определении норматива потребления с использованием метода аналогов в указанной выше формуле используется суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Остальные показатели в формуле те же (- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Исходя из изложенного, норматив потребления тепловой энергии определяется за отопительный период и для использования именно в отопительном периоде (то есть в течение 7 месяцев в Москве).
Установленная Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" норма расхода в месяц на отопление 0,016 Гкал на 1 кв. м общей площади жилья (норматив потребления) предусматривалась для отопительного периода и использовалась именно в понимании отопительного периода.
Но если, собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме оплачивают тепловую энергию не весь потребленный по такому нормативу объем в 7-месячный период, а используют порядок оплаты равными частями в течение года, тогда стоимость объема тепловой энергии за отопительный период (площадь помещений x на норматив x на 7 месяцев - период предоставления коммунальной услуги отопления) должна делиться на 12 месяцев (год календарный).
Именно такой порядок равномерного распределения платы предусмотрен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 при осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года: в таком случае размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе постановлением АС МО от 25.04.2017 по делу N А40-170280/13, постановлением АС МО от 10.04.2017 N А40-158357/15.
В суде апелляционной инстанции, учитывая довод ответчика о том, что в любом случае, истец рассчитывает неосновательное обогащение исходя из ошибочной площади помещений, учтен истцом, в связи с чем последний представил расчет суммы неосновательного обогащения исходя из площади помещений, имеющейся в документах БТИ.
С учетом перерасчета сумма неосновательного обогащения составила 14 010 989 руб. 23 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сумма неосновательного обогащения в размере 14 010 989 руб. 23 коп. за период с января по декабрь 2013 года подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истцом на указанную сумму начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере размер которых, с учетом произведенного истцом перерасчета составил 4 200 199 руб. 79 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что примененные при расчете ответчиком данные не соответствуют сведениям МФЦ по категории "прочие" потребители. Разница в начислении составляет 263 428 руб. 68 коп. по водоснабжению, в результате неправильного учета сведений об индивидуальных приборах учета и не использования их показаний, разница в начислениях составила по водопотреблению на жилье 867 812 руб. 20 коп., а по категории "прочие" - 121 784 руб. 44 коп. Таким образом, общая сумма излишне оплаченных средств за 2013 год по водоснабжению составляет 1 253 025 руб. 32 коп.
Таким образом, сумма 1 253 025 руб. 32 коп. также подлежит взысканию.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2017 по делу N А40-127993/15 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Принять частичный отказ ООО "ДЭЗ района Выхино" от иска. Прекратить производство по требованию о признании недействительными пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.2, 3.3, 5.1.2, 5.2.3, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.8.1, 6.9.5 договора теплоснабжения от 01.06.2010 N 05.516000ТЭ.
Взыскать с ПАО "МОЭК" в пользу ООО "ДЭЗ района Выхино" неосновательное обогащение в размере 15 264 041 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 200 199 руб. 79 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 120 321 руб.
Возвратить ООО "ДЭЗ района Выхино" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 6 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
Г.Н.ПОПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
Г.Н.ПОПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)