Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 21АП-1222/17 ПО ДЕЛУ N А84-336/2017

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А84-336/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу N А84-336/2017 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению Жилищно-строительного кооператива "СОИР" (ул. Лоцманская, д. 11, кв. 35, г. Севастополь, 299040) к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Жилищно-строительный кооператив "СОИР" (ул. Лоцманская, д. 11, кв. 35, г. Севастополь, 299040) (далее - ЖСК "СОИР", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) (далее - Департамент, административный орган) о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения", незаконным; об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.05.2017 заявление Жилищно-строительного кооператива "СОИР" было удовлетворено; решение от 30.12.2016 Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче Жилищно-строительному кооперативу "СОИР", разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения", было признано незаконным; в порядке восстановления нарушенных прав Жилищно-строительного кооператива "СОИР", суд первой инстанции возложил на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в соответствии с Административным регламентом "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, обязанность, выдать Жилищно-строительному кооперативу "СОИР", разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения"; с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, в пользу Жилищно-строительного кооператива "СОИР", была взыскана государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.05.2017 и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований Кооператива в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что представленное Кооперативом технической условие - ПК ЖСК "Университетский", не соответствует заявленному объекту капитального строительства, а именно: в технических условиях указан объект капитального строительства - "Центр обслуживания населения по ул. Вакуленчука в г. Севастополе, а в заявлении - "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр Обслуживания населения". Также апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции, оспариваемым решением подменил собой государственный орган, обязав Департамент выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр Обслуживания населения".
В судебном заседании, состоявшемся 13.07.2017, был объявлен перерыв до 20.07.2017.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, в судебном заседании, состоявшемся 13.07.2017, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Кооператива в полном объеме.
Представитель Жилищно-строительного кооператива "СОИР", в судебном заседании, состоявшемся 13.07.2017, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, обосновывая свои возражения тем, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что Кооператив предоставил в Департамент полный пакет документов, предусмотренный Административным регламентом "Выдача разрешения на строительство (реконструкция) объекта капитального строительства". Кроме того, представитель Кооператива, указал на то, что доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, являются голословными и в подтверждение их обоснованности, в дело не было представлено ни одного документа.
В судебное заседание, состоявшееся 20.07.2017, жилищно-строительный кооператив "СОИР" и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление жилищно-строительного кооператива "СОИР" и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 03 мая 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 01.06.2016 между жилищно-строительным кооперативом "СОИР" (далее - Арендатор) и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Арендодатель), был заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор аренды), зарегистрированный Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, 01.06.2016 за N 82.
В соответствии с п. 1.1. Договора аренды, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 91:02:002009:223, площадью 15000 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Вакуленчука. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование - "для строительства и обслуживания жилого многоэтажного комплекса".
Согласно пункта 6.1 Договора аренды, настоящий Договор заключен на 9 лет. Договор подлежит обязательной государственной регистрации.
В дальнейшем, на основании Договора аренды от 01.06.2016 была осуществлена передача указанного земельного участка в границах, установленных в кадастровой выписке о земельном участке от 20.04.2016 N 91/12/15-222653, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка.
26.12.2016 ЖСК "СОИР" обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения", к которому были приложены следующие документы: копия паспорта Шаркова И.Н.; копия технических условий от 23.12.2016 N 28-23/12; архитектурные решения; копия доверенности от имени юридического лица от 19.05.2016 N 2-900; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; схема планировочной организации земельного участка; копия правоустанавливающих документов на земельный участок (договор аренды земельного участка от 17.07.2009); копия положительного заключения комплексной экспертизы проектной документации от 30.01.2014 N 3-035-14-КЧ/СВ; копия технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения, от 05.09.2016 N 29-23/12; копия кадастрового паспорта земельного участка; пояснительная записка; копия технических условий от 18.12.2015 N 3046/08; заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства; сведения об инженерном оборудовании, согласованный со всеми эксплуатирующими организациями города, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; копия технических условий на подключение к центральным системам водоснабжения и водоотведения от 18.01.2016 N 5/8-208; проект организации строительства объекта капитального строительства; копия экспертного отчета (комплексный) от 30.01.2014; копия градостроительных условий и ограничения застройки земельного участка; копия технических условий от 23.05.2016 N 10-646; заключение об определении расчета от 26.10.2016 N 32; генеральный план; схема планировочной организации N 14/15-ГД.
По результатам рассмотрения заявления ЖСК "СОИР" от 26.12.2016, Департамент, 30.12.2016 за исх. N 02-23/19771-Д направил в адрес Кооператива письмо об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на основании подпункта 1 пункта 23 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкции) объекта капитального строительства", утвержденного распоряжением Департамента от 18.06.2015 N 20, по причине предоставления неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, а именно: отсутствуют технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выданное ОК ЖСК "СОИР" на "Центр обслуживания населения по ул. Вакуленчука, г. Севастополь".
Полагая, что действие Департамента, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство, является незаконным, ЖСК "СОИР" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции удовлетворил требования Кооператива.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", также усматривается, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, следует признать, что наличие у застройщика разрешения на строительство является подтверждением соблюдения застройщиком соответствующих норм земельного и экологического права, а также градостроительных, строительных норм и правил, поскольку выдаче разрешения предшествует разработка и согласование проектной документации с надзорными органами государственной и муниципальной власти.
В части 2 статьи 51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Соответственно, следует признать факт того, что разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также, правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 6 статьи 51 ГрК РФ).
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов, предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП было утверждено положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя, которым, в частности, отменено ранее действовавшее Положение о Департаменте, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 27.06.2014 N 103.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1206-ПП, положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП, изложено в новой редакции.
Так, согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения о Департаменте, Департамент является исполнительными органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства на территории города Севастополя.
Пунктом 2.4 Положения о Департаменте установлено, что к основным задачам Департамента относится контроль и надзор в сфере размещения информационных конструкций на территории города Севастополя. Департамент выдает разрешения на размещение рекламных конструкций (п. 3.1.18 Положения о Департаменте), выносит обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций (п. 3.1.29 Положения о Департаменте). Пунктом 5.2 Положения о Департаменте установлено, что его возглавляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из содержания вышеуказанной правовой нормы, следует, что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из содержания письма Департамента от 30.12.2016, следует, что основанием отказа в выдаче разрешения на строительство, явилось предоставление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, а именно: отсутствуют технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выданное ОК ЖСК "СОИР" на "Центр обслуживания населения по ул. Вакуленчука, г. Севастополь".
Между тем, из материалов дела следует, что ЖСК "СОИР" предоставил технические условия от 23.12.2016 N 28-23/12, технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 05.09.2016 N 29-23/12, технические условия от 18.12.2015 N 3046/08, технические условия на подключение к центральным системам водоснабжения и водоотведения от 18.01.2016 N 5/8-208, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения от 23.05.2016 N 10-646.
На основании изложенного, коллегия судей пришла к выводу о том, суд первой инстанции обоснованно признал отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в выдаче Кооперативу разрешения на строительства многоквартирного жилого дома незаконным.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Департамента о повторном обращении ЖСК "СОИР" 10.02.2017, с целью получения разрешения на строительство "Жилого многоэтажного комплекса по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения", исходя из следующего.
Предметом рассмотренного спора, спора являлось признание решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30.12.2016 N 02-23/19771-Д об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой многоэтажный комплекс по ул. Вакуленчука, г. Севастополь. Центр обслуживания населения" незаконным.
Обращение Кооператива в Департамент с повторным заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости, является правом заявителя, и не подлежит оценке в рамках рассмотрения данного спора.
Также, суд первой инстанции обоснованно, в рамках пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, возложил на Департамент обязанность по выдаче Кооперативу разрешения на строительство, выбрал именно такой способ восстановления нарушенных отказом Департамента в выдаче испрашиваемого разрешения, прав и законных интересов, учитывая, предшествующее установление судом факта безосновательности отказа Департамента, а также не указание административным органом каких-либо иных причин, оснований, повлекших тот самый отказ в выдаче Кооперативу разрешения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу N А84-336/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ

Судьи
А.В.ПРИВАЛОВА
О.Г.ГРАДОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)