Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Буга Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании недействительным Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" - Воробьева Алла Ивановна, юрисконсульт, доверенность б/н от 11.01.2016 года (л.д. 86), личность установлена на основании предъявленного паспорта;
- ответчика, Администрация Пряжинского национального муниципального района -Погосян Михаил Меликович, главный специалист управления экономики, доверенность N 945 от 25.02.2016 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" (ИНН: 1021504593, ОГРН: 1071038000967, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Строительная, дом 10) (далее - заявитель, ООО "Вега - Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН: 1021180042, ОГРН: 1021001151302, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, дом 61) (далее - ответчик, Администрация) об отмене предписания N 351 от 20 ноября 2015 года, по тем основаниям, что ответчиком при принятии оспариваемого Предписания нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По мнению заявителя, принятый Администрацией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Определением от 12.01.2016 года суд принял к рассмотрению измененный предмет заявленных требований и рассматривает дело о признании недействительным Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20 ноября 2015 года (л.д. 70-71).
Ответчик, Администрация Пряжинского национального муниципального района, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 75-81). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
23 октября 2015 года Главой Администрации Пряжинского национального муниципального района вынесено Распоряжение N 351 "О проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз". Основанием для проведения вышеназванной проверки послужил факт обращения 15 октября 2015 года гражданки Савиновой Елены Михайловны по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Пряжа, улица Северная, дом 4 (л.д. 85). По результатам проведенной внеплановой проверки был составлен акт N 351 от 05.11.2015 года с фототаблицей (л.д. 14-15, 16-23), согласно которому в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: 1) разрушены дощатые полы в общем туалете; 2) отсутствие коньковой доски и отдельных листов покрытия крыши; 3) разрушение кирпичной кладки оголовков печных труб; 4) электрический шкаф в аварийном состоянии; 5) скопление строительного и растительного мусора на кровле; 6) отсутствуют списки организаций.
По результатам проверки в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" вынесено предписание N 351 от 20.11.2015 года об устранении выявленных нарушений в срок до 20 декабря 2015 года, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 4.1.1, 4.2.1.1, 4.4.1, 4.1.6.1, 4.6.1.23, 4.6.3.6, 4.7.2, 4.7.1, 4.9.1.4, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан (л.д. 24).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать Предписание N 351 от 20 ноября 2015 года недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При проверке оспариваемого Предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае требования Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Жилищного кодекса Российской Федерации административным органом соблюдены.
Заявитель ссылается на то, что он не был уведомлен надлежащим образом о проведении проверки, что повлекло нарушение его прав на участие в проверочных мероприятиях.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
В материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной распоряжением N 351 от 23.10.2015 года, которое вместе с запросом о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки, было направлено в адрес Общества и получено последним. В материалы дела представлена копия запроса от 23.10.2015 года N 7218 (л.д. 84), где в правом нижнем углу проставлен входящий номер и дата получения запроса - 27.10.2015 года. Факт получения распоряжения и запроса заявителем не оспаривается.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Между тем, обстоятельства, на которые ссылается Общество, в том числе отсутствие отметки в журнале проверок, одновременное направление акта проверки и предписания, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не являются грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки. Суд отмечает, что акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, содержащего распорядительно-властные предписания, адресованные Обществу с ограниченной ответственностью "Вега - Союз". Данные распоряжения содержатся в предписании, которое в установленном законом порядке обжаловано в суд, следовательно, одновременное направление акта проверки и предписания не влечет за собой грубого нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом заявитель не лишен возможности представить все свои доводы и возражения в судебном заседании, которые будут оценены судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна (в числе прочего): - вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции (пункт 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 2 предписания); - обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; при наличии асбестоцементные кровли требуется обеспечить плотное покрытие конька кровли (пункты 4.6.1.1 и 4.6.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 8 предписания); - два раза в год (весной и осенью) производить очистку кровли от мусора и грязи (пункт 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 1 предписания); - обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 4 предписания); - по мере выявления недостатков устранять неисправности печей в виде разрушения боровов и оголовков труб, не допуская ухудшения состояния конструкций (пункты 4.9.1.3 и 4.9.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 7 предписания); - обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 5 предписания).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Пряжа, улица Северная, дом 4 в период проведения проверки были возложены на Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 в части невыполнения работ по уборке мусора с кровли здания; отсутствия в местах, доступном для посетителей списков соответствующих организаций; восстановлению дощатых полов в общем туалете; восстановлению электрического шкафа; восстановлению кладки оголовка печных труб; ремонту кровли (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8 Предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, составленном в присутствии двух свидетелей, на основании которого вынесено Предписание.
Довод заявителя об отсутствии необходимости производства ремонта полов в общем туалете судом не принимается, поскольку данное имущество предназначено для обслуживания более одной квартиры, применительно к техническим характеристикам дома, описанным в акте о состоянии общего имущества собственников помещений (л.д. 11-13), следовательно, его содержание должно осуществляться за счет общих средств жильцов.
Довод заявителя о необходимости наличия специального допуска проверяющего для осмотра электрического шкафа судом не принимается, поскольку из пункта 1.1. "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", утвержденных приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 24.07.2013 года N 328н, на нарушение которых указывает заявитель, следует, что данные Правила распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения. Следовательно, указанные Правила не применимы к сотруднику Администрации, осуществляющему административные функции при проведении проверки на предмет соблюдения жилищного законодательства. Нарушения, зафиксированные в акте в отношении электрического шкафа (наличие грязи и пыли на контактах, отсутствие замка на электрическом шкафе, иные нарушения), ответчиком не оспорены и должны быть устранены.
Ссылка представителя заявителя на то, что, в управлении Общества находится большое количество многоквартирных домов, выполнение работ осуществляется по плану, и работы, в связи с невыполнением которых на дату проверки выдано предписание, Обществом с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" планировало выполнить, но в более поздние сроки, не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости своевременно выполнять работы и доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
При оценке доводов Общества о необоснованности пункта 3, 6, 9, 10 оспариваемого Предписания, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года, оно вынесено на основании акта проверки N 351 от 05 ноября 2015 года. Между тем, в акте проверки N 351 отсутствуют сведения о том, что Администрацией в ходе проверки выявлено неисполнение Обществом обязанности по остеклению окон, восстановлению козырька при входе подъезда, восстановлению обшивки фасада в местах разрушения и устранению трещин в фундаменте.
Таким образом, следует признать, что фактически Администрацией не установлено и не зафиксировано, а, следовательно, и не доказано нарушение Обществом законодательства в данной части. И данный факт ответчиком не оспаривается.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, обязанности, неисполнение которых зафиксировано надлежащим образом. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" в части признания недействительными пунктов 3, 6, 9, 10 Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" подлежат удовлетворению частично. Суд признает недействительными пункты 3, 6, 9, 10 Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20.11.2015 года, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд заявителю отказывает.
Исходя из неимущественного характера требований Общества по данному делу, в рассматриваемом случае не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такой вывод отвечает и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 года N 7959/08.
При таких обстоятельствах, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" удовлетворить частично.
2. Признать недействительными пункты 3, 6, 9, 10 Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20 ноября 2015 года, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" в удовлетворенной части заявленных требований.
4. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
5. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН: 1021180042, ОГРН: 1021001151302, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, дом 61) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" (ИНН: 1021504593, ОГРН: 1071038000967, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Строительная, дом 10) судебные расходы в размере 3 000 руб. 00 коп.
6. Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.
7. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.Г.БУГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 03.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-11245/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу N А26-11245/2015
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Буга Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании недействительным Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" - Воробьева Алла Ивановна, юрисконсульт, доверенность б/н от 11.01.2016 года (л.д. 86), личность установлена на основании предъявленного паспорта;
- ответчика, Администрация Пряжинского национального муниципального района -Погосян Михаил Меликович, главный специалист управления экономики, доверенность N 945 от 25.02.2016 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" (ИНН: 1021504593, ОГРН: 1071038000967, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Строительная, дом 10) (далее - заявитель, ООО "Вега - Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН: 1021180042, ОГРН: 1021001151302, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, дом 61) (далее - ответчик, Администрация) об отмене предписания N 351 от 20 ноября 2015 года, по тем основаниям, что ответчиком при принятии оспариваемого Предписания нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По мнению заявителя, принятый Администрацией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Определением от 12.01.2016 года суд принял к рассмотрению измененный предмет заявленных требований и рассматривает дело о признании недействительным Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20 ноября 2015 года (л.д. 70-71).
Ответчик, Администрация Пряжинского национального муниципального района, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 75-81). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
23 октября 2015 года Главой Администрации Пряжинского национального муниципального района вынесено Распоряжение N 351 "О проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз". Основанием для проведения вышеназванной проверки послужил факт обращения 15 октября 2015 года гражданки Савиновой Елены Михайловны по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Пряжа, улица Северная, дом 4 (л.д. 85). По результатам проведенной внеплановой проверки был составлен акт N 351 от 05.11.2015 года с фототаблицей (л.д. 14-15, 16-23), согласно которому в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: 1) разрушены дощатые полы в общем туалете; 2) отсутствие коньковой доски и отдельных листов покрытия крыши; 3) разрушение кирпичной кладки оголовков печных труб; 4) электрический шкаф в аварийном состоянии; 5) скопление строительного и растительного мусора на кровле; 6) отсутствуют списки организаций.
По результатам проверки в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" вынесено предписание N 351 от 20.11.2015 года об устранении выявленных нарушений в срок до 20 декабря 2015 года, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 4.1.1, 4.2.1.1, 4.4.1, 4.1.6.1, 4.6.1.23, 4.6.3.6, 4.7.2, 4.7.1, 4.9.1.4, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан (л.д. 24).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать Предписание N 351 от 20 ноября 2015 года недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При проверке оспариваемого Предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае требования Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Жилищного кодекса Российской Федерации административным органом соблюдены.
Заявитель ссылается на то, что он не был уведомлен надлежащим образом о проведении проверки, что повлекло нарушение его прав на участие в проверочных мероприятиях.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
В материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной распоряжением N 351 от 23.10.2015 года, которое вместе с запросом о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки, было направлено в адрес Общества и получено последним. В материалы дела представлена копия запроса от 23.10.2015 года N 7218 (л.д. 84), где в правом нижнем углу проставлен входящий номер и дата получения запроса - 27.10.2015 года. Факт получения распоряжения и запроса заявителем не оспаривается.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Между тем, обстоятельства, на которые ссылается Общество, в том числе отсутствие отметки в журнале проверок, одновременное направление акта проверки и предписания, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не являются грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки. Суд отмечает, что акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, содержащего распорядительно-властные предписания, адресованные Обществу с ограниченной ответственностью "Вега - Союз". Данные распоряжения содержатся в предписании, которое в установленном законом порядке обжаловано в суд, следовательно, одновременное направление акта проверки и предписания не влечет за собой грубого нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом заявитель не лишен возможности представить все свои доводы и возражения в судебном заседании, которые будут оценены судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна (в числе прочего): - вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции (пункт 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 2 предписания); - обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; при наличии асбестоцементные кровли требуется обеспечить плотное покрытие конька кровли (пункты 4.6.1.1 и 4.6.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 8 предписания); - два раза в год (весной и осенью) производить очистку кровли от мусора и грязи (пункт 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 1 предписания); - обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 4 предписания); - по мере выявления недостатков устранять неисправности печей в виде разрушения боровов и оголовков труб, не допуская ухудшения состояния конструкций (пункты 4.9.1.3 и 4.9.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 7 предписания); - обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, пункт 5 предписания).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Пряжа, улица Северная, дом 4 в период проведения проверки были возложены на Общество с ограниченной ответственностью "Вега - Союз", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 в части невыполнения работ по уборке мусора с кровли здания; отсутствия в местах, доступном для посетителей списков соответствующих организаций; восстановлению дощатых полов в общем туалете; восстановлению электрического шкафа; восстановлению кладки оголовка печных труб; ремонту кровли (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8 Предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, составленном в присутствии двух свидетелей, на основании которого вынесено Предписание.
Довод заявителя об отсутствии необходимости производства ремонта полов в общем туалете судом не принимается, поскольку данное имущество предназначено для обслуживания более одной квартиры, применительно к техническим характеристикам дома, описанным в акте о состоянии общего имущества собственников помещений (л.д. 11-13), следовательно, его содержание должно осуществляться за счет общих средств жильцов.
Довод заявителя о необходимости наличия специального допуска проверяющего для осмотра электрического шкафа судом не принимается, поскольку из пункта 1.1. "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", утвержденных приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 24.07.2013 года N 328н, на нарушение которых указывает заявитель, следует, что данные Правила распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения. Следовательно, указанные Правила не применимы к сотруднику Администрации, осуществляющему административные функции при проведении проверки на предмет соблюдения жилищного законодательства. Нарушения, зафиксированные в акте в отношении электрического шкафа (наличие грязи и пыли на контактах, отсутствие замка на электрическом шкафе, иные нарушения), ответчиком не оспорены и должны быть устранены.
Ссылка представителя заявителя на то, что, в управлении Общества находится большое количество многоквартирных домов, выполнение работ осуществляется по плану, и работы, в связи с невыполнением которых на дату проверки выдано предписание, Обществом с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" планировало выполнить, но в более поздние сроки, не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости своевременно выполнять работы и доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
При оценке доводов Общества о необоснованности пункта 3, 6, 9, 10 оспариваемого Предписания, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года, оно вынесено на основании акта проверки N 351 от 05 ноября 2015 года. Между тем, в акте проверки N 351 отсутствуют сведения о том, что Администрацией в ходе проверки выявлено неисполнение Обществом обязанности по остеклению окон, восстановлению козырька при входе подъезда, восстановлению обшивки фасада в местах разрушения и устранению трещин в фундаменте.
Таким образом, следует признать, что фактически Администрацией не установлено и не зафиксировано, а, следовательно, и не доказано нарушение Обществом законодательства в данной части. И данный факт ответчиком не оспаривается.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, обязанности, неисполнение которых зафиксировано надлежащим образом. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" в части признания недействительными пунктов 3, 6, 9, 10 Предписания N 351 от 20 ноября 2015 года.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" подлежат удовлетворению частично. Суд признает недействительными пункты 3, 6, 9, 10 Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20.11.2015 года, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд заявителю отказывает.
Исходя из неимущественного характера требований Общества по данному делу, в рассматриваемом случае не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такой вывод отвечает и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 года N 7959/08.
При таких обстоятельствах, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" удовлетворить частично.
2. Признать недействительными пункты 3, 6, 9, 10 Предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района N 351 от 20 ноября 2015 года, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" в удовлетворенной части заявленных требований.
4. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
5. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН: 1021180042, ОГРН: 1021001151302, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, дом 61) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" (ИНН: 1021504593, ОГРН: 1071038000967, адрес места регистрации: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Строительная, дом 10) судебные расходы в размере 3 000 руб. 00 коп.
6. Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.
7. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.Г.БУГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)