Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2017 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В. Лиуконен, при ведении протоколирования и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания А.П. Ореховой, рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове и о взыскании 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове (26 объектов)
в присутствии представителей:
- истца - Вертинская А.С. (доверенность от 10.01.2017);
- ответчика - Урсегова А.П. (доверенность от 30.12.2016)
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики).
Общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове и о взыскании 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове (26 объектов).
В судебном заседании истец в соответствии со ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил отказ от иска в части требований об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове.
Учитывая, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Истец требования по иску поддержал с учетом заявленного ходатайства.
Ответчик исковые требования отклонил по основаниям указанным в отзыве на иск, заявил о пропуске срока исковой давности.
Рассмотрев исковые требования, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
Как следует из материалов дела, ООО "Электрические сети Удмуртии" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики. В своей деятельности общество руководствуется Федеральным законом РФ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ, Федеральным законом РФ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 и другими нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения.
Являясь сетевой организацией общество ООО "ЭСУ" оказывает услуги по передаче электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие истцу на праве аренды.
Согласно договорам управления общим имуществом в многоквартирном жилом доме, заключенным на основании соответствующих решений общего собрания собственников помещений муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" является управляющей организацией в отношении МКД, расположенных по адресам: УР, г. Глазов ул. 70 лет Октября, 17, ул. Кирова, 64, ул. Парковая, 4а, ул. Кирова, 66, ул. Мира, 28, ул. Парковая, 18, ул. Кирова, 63г, ул. Кирова, 65б, ул. Мира, 26, ул. Кирова, 63д, ул. Кирова, 65в, ул. Мира, 36, ул. Мира, 36а, ул. Пряженникова, 9, 15, 3, 19, 1, 23, 17, 25, ул. Глинки, 7, ул. Кирова, 53.
Во исполнение требований п. 150 постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" истец направил ответчику уведомления о необходимости допуска сетевой организации для установки ОДПУ в соответствующих МКД и проекты договоров подряда на установку ОДПУ.
Согласно п. 150 постановления Правительства РФ N 442 при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа или при получении ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства хозяйств в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в установленном порядке.
Ответчиком предусмотренная ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирных домов ОДПУ не исполнена, представленные сетевой организацией проекты договоров на установку ОДПУ не подписаны.
По указанным адресам истцом в период с января 2014 г. по март 2014 г. за счет собственных средств были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии (далее - ОДПУ) во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ, произведен допуск в эксплуатацию установленных ОДПУ в порядке, установленном п. 152 постановления N 442 с предварительным согласованием с ответчиком, что подтверждается письмами ответчика N 01-14/270 от 28.01.2014 года, N 01-14 от 13.02.2014 г., N 01-14 от 13.02.2014 г., N 01-14/630-1 от 26.02.2014 г., N 01-14/630-2 от 26.02.2014 г.
Общая сумма расходов по установке ОДПУ составляет 106 992 руб. 73 коп., что подтверждается договором поставки N 270 от 15.08.2013, товарной накладной N 100 от 03.10.2013, приходным кассовым ордером N 03000132 от 03.140.2013, счетом-фактурой N 100 от 03.10.2013, актами на списание материалов, платежными поручениями N 587 от 26.03.2014, N 196 от 28.01.2014.
Направленная ответчику претензия от 22.11.2016 N 1718 с требованием оплатить стоимость расходов на приобретение и установку ОДПУ оставлена без удовлетворения, что истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещении в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В силу ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Таким образом, с момента заключения договора управления МКД с управляющей организацией, лицом, ответственным за содержание МКД, становится соответствующая управляющая организация.
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, установка общедомовых приборов учета электрической энергии относятся к обязательным мероприятиям по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Нормами Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.
И силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п.п. "к" Правил N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации.
В соответствии с п. 3 Порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибором учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149 договоры на установку ОДПУ заключаются между сетевой организацией и лицом, отвечающим за содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Исходя из системного толкования ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, ст. 161 Жилищного кодекса РФ, статьи 11 Правил N 491 в части содержания общего имущества в МКД, ст. 150 постановления N 442 следует, что обязанность по оплате расходов по установке ОДПУ, установленного сетевой организацией в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Общая сумма расходов истца по установке ОДПУ составляет 106 992 руб. 73 коп., что подтверждается договором поставки N 270 от 15.08.2013, товарной накладной N 100 от 03.10.2013, приходным кассовым ордером N 03000132 от 03.140.2013, счетом-фактурой N 100 от 03.10.2013, актами на списание материалов, платежными поручениями N 587 от 26.03.2014, N 196 от 28.01.2014.
Согласно статьям 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено наличие задолженности в сумме 106 992 руб. 73 коп. Доказательств, свидетельствующих об оплате понесенных истцом расходов в материалы дела не представлено (ст. 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд признал исковые требования подтвержденными материалами дела и в соответствии со ст. 8, 12, Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности в порядке ст. 196 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательства.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился к ответчику с требованием оплатить стоимость расходов на приобретение и установку ОДПУ 22.11.2016, что подтверждается претензией N 1718 от 22.11.2016, в связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, судебные расходы относятся ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Принять отказ от иска в части требования об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове и 4 209 руб. 78 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.08.2017 ПО ДЕЛУ N А71-2932/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N А71-2932/2017
Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2017 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В. Лиуконен, при ведении протоколирования и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания А.П. Ореховой, рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове и о взыскании 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове (26 объектов)
в присутствии представителей:
- истца - Вертинская А.С. (доверенность от 10.01.2017);
- ответчика - Урсегова А.П. (доверенность от 30.12.2016)
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики).
Общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове и о взыскании 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове (26 объектов).
В судебном заседании истец в соответствии со ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил отказ от иска в части требований об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове.
Учитывая, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Истец требования по иску поддержал с учетом заявленного ходатайства.
Ответчик исковые требования отклонил по основаниям указанным в отзыве на иск, заявил о пропуске срока исковой давности.
Рассмотрев исковые требования, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, ООО "Электрические сети Удмуртии" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики. В своей деятельности общество руководствуется Федеральным законом РФ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ, Федеральным законом РФ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 и другими нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения.
Являясь сетевой организацией общество ООО "ЭСУ" оказывает услуги по передаче электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие истцу на праве аренды.
Согласно договорам управления общим имуществом в многоквартирном жилом доме, заключенным на основании соответствующих решений общего собрания собственников помещений муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" является управляющей организацией в отношении МКД, расположенных по адресам: УР, г. Глазов ул. 70 лет Октября, 17, ул. Кирова, 64, ул. Парковая, 4а, ул. Кирова, 66, ул. Мира, 28, ул. Парковая, 18, ул. Кирова, 63г, ул. Кирова, 65б, ул. Мира, 26, ул. Кирова, 63д, ул. Кирова, 65в, ул. Мира, 36, ул. Мира, 36а, ул. Пряженникова, 9, 15, 3, 19, 1, 23, 17, 25, ул. Глинки, 7, ул. Кирова, 53.
Во исполнение требований п. 150 постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" истец направил ответчику уведомления о необходимости допуска сетевой организации для установки ОДПУ в соответствующих МКД и проекты договоров подряда на установку ОДПУ.
Согласно п. 150 постановления Правительства РФ N 442 при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа или при получении ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства хозяйств в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в установленном порядке.
Ответчиком предусмотренная ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирных домов ОДПУ не исполнена, представленные сетевой организацией проекты договоров на установку ОДПУ не подписаны.
По указанным адресам истцом в период с января 2014 г. по март 2014 г. за счет собственных средств были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии (далее - ОДПУ) во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ, произведен допуск в эксплуатацию установленных ОДПУ в порядке, установленном п. 152 постановления N 442 с предварительным согласованием с ответчиком, что подтверждается письмами ответчика N 01-14/270 от 28.01.2014 года, N 01-14 от 13.02.2014 г., N 01-14 от 13.02.2014 г., N 01-14/630-1 от 26.02.2014 г., N 01-14/630-2 от 26.02.2014 г.
Общая сумма расходов по установке ОДПУ составляет 106 992 руб. 73 коп., что подтверждается договором поставки N 270 от 15.08.2013, товарной накладной N 100 от 03.10.2013, приходным кассовым ордером N 03000132 от 03.140.2013, счетом-фактурой N 100 от 03.10.2013, актами на списание материалов, платежными поручениями N 587 от 26.03.2014, N 196 от 28.01.2014.
Направленная ответчику претензия от 22.11.2016 N 1718 с требованием оплатить стоимость расходов на приобретение и установку ОДПУ оставлена без удовлетворения, что истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещении в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В силу ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Таким образом, с момента заключения договора управления МКД с управляющей организацией, лицом, ответственным за содержание МКД, становится соответствующая управляющая организация.
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, установка общедомовых приборов учета электрической энергии относятся к обязательным мероприятиям по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Нормами Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.
И силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п.п. "к" Правил N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации.
В соответствии с п. 3 Порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибором учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149 договоры на установку ОДПУ заключаются между сетевой организацией и лицом, отвечающим за содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Исходя из системного толкования ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, ст. 161 Жилищного кодекса РФ, статьи 11 Правил N 491 в части содержания общего имущества в МКД, ст. 150 постановления N 442 следует, что обязанность по оплате расходов по установке ОДПУ, установленного сетевой организацией в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Общая сумма расходов истца по установке ОДПУ составляет 106 992 руб. 73 коп., что подтверждается договором поставки N 270 от 15.08.2013, товарной накладной N 100 от 03.10.2013, приходным кассовым ордером N 03000132 от 03.140.2013, счетом-фактурой N 100 от 03.10.2013, актами на списание материалов, платежными поручениями N 587 от 26.03.2014, N 196 от 28.01.2014.
Согласно статьям 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено наличие задолженности в сумме 106 992 руб. 73 коп. Доказательств, свидетельствующих об оплате понесенных истцом расходов в материалы дела не представлено (ст. 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд признал исковые требования подтвержденными материалами дела и в соответствии со ст. 8, 12, Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности в порядке ст. 196 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательства.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился к ответчику с требованием оплатить стоимость расходов на приобретение и установку ОДПУ 22.11.2016, что подтверждается претензией N 1718 от 22.11.2016, в связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, судебные расходы относятся ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Принять отказ от иска в части требования об обязании ответчика принять к учету и осуществлять содержание общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по адресам в городе Глазове.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (ОГРН 1041804301330, ИНН 1835060957) 106 992 руб. 73 коп. расходов на установку ОДПУ в многоквартирных домах в г. Глазове и 4 209 руб. 78 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
М.В.ЛИУКОНЕН
М.В.ЛИУКОНЕН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)