Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2016 N 15АП-15287/2016 ПО ДЕЛУ N А32-15698/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. N 15АП-15287/2016

Дело N А32-15698/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.А. Смородиной
при участии:
- от ООО "Алфавит": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Государственного строительного надзора Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Алфавит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.07.2016 по делу N А32-15698/2013, принятое судьей Руденко Ф.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алфавит"
к Управлению Государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании недействительным и отмене предписания

установил:

общество с ограниченной ответственность "Алфавит" (далее - общество, ООО "Алфавит") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - управление) от 11.02.2013 N 02-351-Ю-12-ШЭ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, вынесено в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, соответствуют действующему законодательству.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Алфавит" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что на момент выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 15.06.2012 свидетельство об аккредитации N 38-2-5-066-09 являлось действующим.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Государственного строительного надзора Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также просит рассмотреть апелляционную жалобу общества без участия представителя.
ООО "Алфавит" заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в других судебных заседаниях.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд протокольным определением отклонил заявленное обществом ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой представителя общества.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой проверки от 23.01.2013 N 02-136 управлением проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "16-этажный многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, 65.
О проведении проверки ООО "Алфавит" извещено уведомлением от 23.01.2013 N 69-867/13-01. Также, в адрес ООО "Алфавит" направлена телеграмма от 23.01.2013 N 69-863/13-01.30.01.2013 с копией вышеуказанного распоряжения под роспись ознакомлен директор ООО "Алфавит" С.Г. Галстян, о чем свидетельствует его роспись об ознакомлении.
В ходе проверки выявлено, что юридическим лицом ООО "Алфавит" осуществляется строительство вышеуказанного объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки ведущим консультантом отдела государственного строительного надзора объектов строительства Черноморского побережья Шаповаловым Э.А. в установленном порядке 11.02.2013 составлен акт проверки N 02-351-Ю-27-ШЭ, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В акте проверки от 11.02.2013 N 02-351-Ю-27-ШЭ отражены следующие нарушения:
"...Администрацией муниципального образования г-к. Анапа выдано разрешение на строительство N RU 23301000-186 от 22.06.2012 на строительство объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, 65 с краткими проектными характеристиками: этажность - 16, количество секций - 3, количество квартир - 221, общая площадь здания - 42611.00 кв. м, площадь застройки - 1566.00 кв. м.
По запросу, администрацией муниципального образования г-к. Анапа предоставлено положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 23-1-4-0002-12 от 15.06.2012 по объекту капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями", расположенному по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, 65 с краткими проектными характеристиками: этажность - 16, количество секций - 3, количество квартир - 221, общая площадь здания - 42611.00 кв. м, площадь застройки -1566.00 кв. м, - лицо, выполнившее негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий ООО "Центр качества строительства".
При предоставлении заключения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно ч. 1, 8 ст. 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации на сайте Федеральной службы по аккредитации Министерства экономического развития Российской Федерации (Росаккредитация) проверено состояние аккредитации ООО "Центр качества строительства" на дату проведения экспертизы. В результате установлено, право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида лицо, выполнившее экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, не имеет и не имеет работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
На момент проверки осуществляется - строительство 16-этажного жилого дома: ведутся работы по устройству железобетонных несущих конструкций блока Ml, блока N 2, блока N 3. На площадке: выполнены работы по переносу существующей наружной канализации, проходящей через участок строительства, выполнены работы по укреплению одной стороны стены котлована (по оси "10") железобетонными сваями.
С момента последней проверки, проведенной 21.12.2012 (акт N 02-351-П-256-ШЭ от 21.12.2012) по 11.02.2013 на объекте капитального строительства "16-этажный многоквартирный жилой дом", расположенном по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, дом 65, выполнены работы по устройству несущих железобетонных конструкций 1-2-го этажа блока N 3.
1. В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. - Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
- В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ - Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Фактически утвержденная проектная документация в требуемом законом составе по строительству объекта: "16-этажный многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко. 65 - не предоставлена.
Из-за отсутствия утвержденной в установленном законом порядке проектной документации в полном объеме, не представляется возможным дать оценку соответствия выполненных работ проектной документации.
С момента последней проверки, проведенной 21.12.2012 (акт N 02-351-П- 256-ШЭ от 21.12.2012) по 11.02.2013 на объекте капитального строительства "16- этажный многоквартирный жилой дом", расположенном по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, дом 65, выполнены работы по устройству несущих железобетонных конструкций 1-2-го этажа блока N 3.
2. В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ - Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Фактически экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства: "16-этажный многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, 65, полученная в установленном законом порядке - не предоставлена.
С момента последней проверки, проведенной 21.12.2012 (акт N 02-351-П- 256-ШЭ от 21.12.2012) по 11.02.2013 на объекте капитального строительства "16- этажный многоквартирный жилой дом", расположенном по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, дом 65, выполнены работы по устройству несущих железобетонных конструкций 1-2-го этажа блока N 3.
3. В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
3.1. В соответствии с требованием РД-11-02-2006 "Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве". п. 3. Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
п. 3. Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе. Фактически ввиду отсутствия утвержденной проектной документации отсутствует следующая исполнительная документация: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования работ; акты освидетельствования строительных конструкций; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; рабочая документация на строительство с записями о соответствии выполненных в натуре работ рабочей документации; исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
3.2. В соответствии с требованием СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений":
- п. 5.1. Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Фактически при строительстве 16-этажного жилого дома допускается не исполнение ниже перечисленных настоящих норм,
- - п. 7.1. Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м;
- Фактически на объекте капитального строительства не обеспечено мероприятие по соблюдению бытового разрыва, расстояние от строящегося 16-этажного жилого дома до расположенного на соседнем участке жилым домом по ул. Ленина равно 1,5 метрам.
- п. 7.2. Расстояние от границ участков производственных объектов, размещаемых в общественно-деловых и смешанных зонах, до жилых и общественных зданий, а также до границ участков дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.
Фактически (в соответствии с выданным разрешением, рекламой и выполненным конструктивным объемом) объект имеет встроено-пристроенные помещения до 3-го этажа включительно производственного назначения (магазины, кафе на 90 мест, офисы, подземная стоянка) - общей площадью 7779.0 кв. м, при этом нормативного требования расстояния в 50 метров не выполнено, между границами участков строящегося 16-этажного жилого дома до образовательного учреждения (гимназия Аврора по ул. Ленина) - 25 метров.
п. 7.6. Плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать в соответствии с региональными градостроительными нормативами с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий. Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов (микрорайонов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Г (обязательное):
Основными показателями плотности застройки являются:
коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (для многоквартирных жилых домов - 0.4)
коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (для многоквартирных жилых домов - 1.2).
Фактически (в соответствии с выданным разрешением и свидетельством права собственности) земельный участок под строительство имеет площадь - 1566.0 м кв., площадь занятой под зданиями и сооружениями - 1566.0 кв. м и площадь всех этажей зданий и сооружений - 42611.00 кв. м, при этом нормативное требование настоящих норм не выполнено: по коэффициенту застройки земельный участок должен быть площадью - 3915.0 м кв. и по коэффициенту плотности застройки земельный участок должен быть площадью - 51133.2 м кв. (фактически земельный участок для строительства 16-этажного жилого дома меньше нормы в 33 раза).
п. 12.35. Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. (расстояние по горизонтали от самотечной канализации до фундамента здания - 3 метра).
Фактически при строительстве 16-этажного объекта не обеспечено минимальное расстояние от существующей самотечной канализации до фундамента здания (фактическое расстояние по горизонтали от самотечной канализации до фундамента здания - 0,3 метра).
3.3. В соответствии с требованием пункта 6.1.18 СП 45.13330.2012 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания, и фундаменты". При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений проектом должны быть предусмотрены технические решения по обеспечению их сохранности.
Фактически ввиду отсутствия утвержденной проектной документации при строительстве 16-этажного объекта определить обеспечение мероприятий по обеспечению сохранности находящегося в непосредственной близости жилого дома не представляется возможным (расстояние от вырытого котлована глубиной более 3-х метров (ул. Шевченко, 65) до расположенного на соседнем участке жилым домом (ул. Ленина) равно 1.5 метру).
3.4. В соответствии с требованием пункта 4.3. СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1 (в соответствии с таблицей минимальное расстояние - 6 метров).
Фактически на объекте капитального строительства не обеспечено мероприятие по соблюдению противопожарных разрывов, расстояние от выполненной железобетонной стены цокольного этажа строящегося 16-этажного жилого дома (ул. Шевченко, 65) до расположенного на соседнем участке жилым домом (ул. Ленина) равно 1,5 метру.
3.5. В соответствии с требованием пункта 4.10. СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные". В подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах*(2) в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.
Фактически (в соответствии с выданным разрешением, рекламой и выполненным конструктивным объемом) объект имеет встроено-пристроенные помещения до 3-го этажа включительно производственного назначения (магазины, кафе на 90 мест, офисы, подземная стоянка) - общей площадью 7779.0 кв. м, при этом нормативного требования нахождения встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения только до 2-го этажа включительно - не выполнено.
3.6. В соответствии с требованием СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве":
Пункта 4.8. Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
Пункта 4.9. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся: места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок; места вблизи от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и более; К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж: (демонтаж:) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
Пункта 4.10. На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Фактически на строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, не установлены знаки безопасности. В зоне потенциально опасных производственных факторов, вблизи строящегося здания в 3-х метрах находится проезжая часть с пешеходными зонами ул. Шевченко и ул. Ленина..."
На основании данных вышеуказанного акта проверки ООО "Алфавит" в установленном порядке выдано предписание от 11.02.2013 N 02-351-Ю-12-ШЭ об устранении выявленных нарушений в срок до 12.03.2013.
Полагая, что предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно применил выводы, изложенные в судебных актах по делу А 32-7627/2013, так как они не носят преюдициальный характер для этого дела.
Из оспариваемого предписания следует, что на момент проверки у общества отсутствовала утвержденная в установленном законом порядке проектная документации, не была представлена полученная в установленном порядке экспертиза проектной документации и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А 32-7627/2013 от 07.07.2016 установлены факты, имеющие существенное значение для настоящего дела.
Судебной коллегией было установлено, что Приказом Федеральной службы по аккредитации от 30.03.2012 N 502 с 01.04.2012 приостановлено действие свидетельств, ранее выданных (включая общество) об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, приказом от 12.10.2012 N 3700 действие свидетельств аннулировано.
Судами было установлено, что Свидетельство (регистрационный номер N 23-0030-11 выданное ООО "Центр качества строительства"), а также свидетельство об аккредитации А000066 рег. N 23-2-5-066-09, согласно которому ООО "Центр качества строительства" прошло аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и свидетельство об аккредитации А000183 рег. N 23-1-5-061-10, согласно которому ООО "Центр качества строительства" прошло аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Согласно Реестру организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (www.fsa.gov.ru), действие свидетельства об аккредитации N 38-2-5-066-09 экспертной организации ООО "Центр качества строительства" аннулировано с 12.10.2012 на основании приказа Росаккредитации от 12.10.2012 N 3700.
Приказом Федеральной службы по аккредитации от 30.03.2012 N 502 приостановлено действие ранее выданных свидетельств с 01.04.2012. В дело представлена информация о Реестре организаций, действие лицензии которых приостановлено, в числе которых указано ООО "Центр качества строительства".
Действие аккредитации ООО "Центр качества строительства" в части проведения негосударственной экспертизы приостановлено с 01.04.2012 и аннулировано с 12.10.2012.
Экспертиза проектной документации, проведена ООО "Центр качества строительства" 15.06.2012, т.е. в период между приостановлением действия аккредитации и ее аннулированием.
Таким образом, при проведении проверки и составлении спорного предписания у общества отсутствовала утвержденная в установленном законом порядке проектная документации, не была представлена полученная в установленном порядке экспертиза проектной документации и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства.
Следовательно, административный орган обоснованно указал в пунктах 1, 2 предписании об обязанности предоставить вышеназванную документацию.
Пунктом 3.1 предписания предусмотрено предоставления исполнительной документации по объекту капитального строительства, отражающей исполнение проектных решений.
Согласно раздела II РД-11-02-2006 Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе. Фактически ввиду отсутствия утвержденной проектной документации отсутствует следующая исполнительная документация: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования работ; акты освидетельствования строительных конструкций; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; рабочая документация на строительство с записями о соответствии выполненных в натуре работ рабочей документации; исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Доказательств того, что на момент проверки исполнительная документация ведется обществом не представлено, следовательно, п. 3.1 предписания является законным.
Пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Предписания обязывали общество обеспечить мероприятия по соблюдению бытового разрыва от строящего 16-этажного жилого дома до расположенного на соседнем участке жилым домом по ул. Ленина, выполнить требование СНиП в части расстояния между границам участков, строящегося дома и образовательной гимназии (гимназия Авроры по ул. Ленина), выполнить требование по коэффициенту застройки земельного участка и по коэффициенту плотности застройки земельного участка для строительства 16- этажного жилого дома, обеспечить минимальное расстояние от существующей самотечной канализации до фундамента здания, обеспечить мероприятия по обеспечению сохранности находящегося в непосредственной близости жилого дома, обеспечить мероприятия по соблюдению противопожарных разрывов, выполнить нормативное требование в части нахождения встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения на 3-м этаже.
В апелляционной жалобе общество ссылается на выводы суда, изложенные в решении по делу N А32-4095/2012, и указывает, что при осуществлении строительства в районе существующей застройки допустимо отступление от нормативов соблюдения противопожарных и бытовых разрывов при соблюдении необходимых мер, которые были предприняты при возведении жилого дома. Обеспечение сохранности дома, находящегося в непосредственной близости от строительства, соблюдено, что отражено в исполнительной документации.
Апелляционная инстанция относится к указанным доводам критически, так как на момент проверки отсутствовала утвержденная в установленном законом порядке проектная документации, не была представлена полученная в установленном порядке экспертиза проектной документации, также не была представлена исполнительная документация. К акту проверки общество не представило разногласий, а также документов при проверке и в арбитражный суд, подтверждающих доводы общества.
Пункт 3.6 Предписания обязывал общество на строительной площадке выделить опасные зоны для рабочих, установить защитные и сигнальные ограждения, установить знаки безопасности.
Согласно п. 4.8. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
Пунктом 4.10. предусмотрено, что на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Не принимается довод общества о том, что указанные требования соблюдены обществом, что подтверждается фотографиями, датированными 04.03.2013, приложенными к заявлению, поданному в арбитражный суд об оспаривании предписания от 11.02.2013.
К акту проверки от 11.02.2013 приложены фотографии, из которых не следует факт соблюдения обществом п. 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", возражения к акту также не были представлены. Ссылка на фотографии сделанные обществом 04.03.2013 не опровергают законных требований административного органа, изложенных в предписании.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что предписание является незаконным, так как представлено заключение УГСН КК от 15.07.2015 о полном соответствии построенного объекта СНиП.
Суд оценивал предписание, как ненормативный акт, на момент его вынесения. Заключения УГСН КК от 15.07.2015 о полном соответствии построенного объекта СНиП на момент вынесения предписания не имелось.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что предписание от 11.02.2013 N 02-351-Ю-12-ШЭ является законным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2016 по делу N А32-15698/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)