Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 по делу N А47-588/2016 (судья Третьякова Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, ООО "ОКТК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 28.12.2015 N ПР-4598.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Альянс" (далее - ТСЖ "Альянс") и публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2016) требования заявителя удовлетворены, предписание от 28.12.2015 N ПР-4598 признано недействительным, ГЖИ по Оренбургской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОКТК", а также с ГЖИ по Оренбургской области в пользу ООО "ОКТК" взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ по Оренбургской области обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней инспекция указывает на соответствие оспоренного предписания закону. Обращает внимание на то, что в соответствии с нормативным регулированием начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год либо исходя из нормативов потребления, при этом исполнитель коммунальных услуг один раз в год обязан производить корректировку размера платы исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Заявитель в 2014 году производил начисление платы за отопление в соответствии с пп."б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исходя из нормативов потребления, и сумма платы по конкретному жилому дому составила 879651,74 руб. По показаниям прибора учета объем потребления составил 512,864 Гкал на сумму 725379,32 руб., то есть экономия платы (к возврату) составила 165149,73 руб., в связи с чем сумма корректировки платы по конкретной квартире должна составлять 2840,8 руб., тогда как фактически заявителем применена корректировка в сумме 595,07 руб. ввиду распределения суммы экономии за 2014 год по всему жилому фонду ТСЖ "Альянс" (30 домов) и площади всего жилого фонда ТСЖ "Альянс" на основании решения общего собрания собственников домов. Однако, как указывает инспекция, решение по вопросам изменения порядка начисления платы за отопление не отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, а входит в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а потому такое распределение экономии является незаконным и нарушает права собственников помещений многоквартирного жилого дома. Также, податель жалобы ссылается на то, что корректировка платы за отопление производится только исполнителем коммунальной услуг "отопление" - ООО "ОКТК", а не ТСЖ "Альянс" и такая корректировка производится исходя из экономии тепловой энергии по каждому многоквартирному дому и общей площади жилых и нежилых помещений в этом доме. Помимо этого возражает против вывода суда о неисполнимости предписания.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ОКТК" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055609053741, и до 31.12.2014 являлось исполнителем коммунальной услуги "отопление" для собственников помещений многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Просторная в г. Оренбурге, которыми выбран способ управления - ТСЖ "Альянс". Жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. С 01.01.2015 исполнителем коммунальной услуги "отопление" в указанном доме является ПАО "Т Плюс", с которым ТСЖ "Альянс" заключен договор от 16.04.2015.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращения собственника помещений квартиры N 8 указанного жилого дома по вопросу начисления платы за отопление (от 12.11.2015 вх. N 4436), на основании распоряжения от 10.12.2015 N 4598 инспекцией в период с 25.12.2015 по 28.12.2015 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 28.12.2015 N А-4598.
Актом проверки зафиксировано нарушение обществом пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 ввиду начисления платы за отопление за 2014 год с учетом корректировки, исходя из общей суммы экономии тепловой энергии по всему жилому фонду ТСЖ "Альянс" (30 домов - 2079209,31 руб.) и площади всего жилого фонда ТСЖ "Альянс" (174563,51 кв. м), а не исходя из суммы экономии по указанному многоквартирному дому (165149,73 руб.) и площади этого многоквартирного дома (2900,9 кв. м).
По итогам указанного контрольного мероприятия инспекцией заявителю выдано предписание от 28.12.2015 N ПР-4598, которым предписано в срок до 29.01.2016 устранить указанное нарушение, привести начисление платы за отопление за 2014 год в указанном жилом доме в соответствие с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307, и представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение нарушения.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГЖИ по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (п. 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области о 15.02.2010 N 25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с пп."б" п. 21 которых, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам.
Подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Р - Р - Р
к.р. п.р. п.п.
Р = --------------------- х S , (10)
о3,i S i
D
где:
- - Р{\sub к.р. размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - Р{\sub п.р. размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - Р{\sub п.п. размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - S{\sub D общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);
- - S{\sub i общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);
- Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу лишь с 01.07.2016.
Таким образом, в 2014 году при корректировке за отопление подлежали применению приведенные выше положения пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N N 307, в соответствии с которыми, корректировка осуществляется исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в конкретном многоквартирном доме и общей площади квартиры (нежилого помещения) в этом доме.
Как установлено в ходе проведенной инспекцией проверки и не оспаривается по существу участвующими в деле лицами, при осуществлении корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по многоквартирному жилому дому N 12 по ул. Просторной в г. Оренбурге, ООО "ОКТК" руководствовалось положениями пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Так, объем фактически потребленной тепловой энергии по показаниям прибора учета этого многоквартирного жилого дома в 2014 году составил 512,864 Гкал или 725379,32 руб. Сумма начисленной платы за отопление составила 879651,74 руб. То есть, сумма корректировки платы по жилым помещениям этого составила 165149,73 руб. к возврату (экономия) (725379,32 руб. / (2857,4 кв. м + 43,5 кв. м) * 2857,4 кв. м - 879651,74 руб. = - 165149,73 руб.).
Впоследствии общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ "Альянс", от 24.06.2015 принято решение о перераспределении суммы корректировки платы за 2014 год среди собственников помещений по всем тридцати жилым многоквартирным домам (2079209,31 руб.) равными долями согласно занимаемой площади, исходя из общей площади указанного жилого фонда - 174563,51 кв. м (протокол от 24.06.2015 N 44). В этой связи сумма экономии определена в размере 11,9109 руб. на 1 кв. м, и именно исходя из этого размера заявителем произведена корректировка платы за отопление в том числе в отношении квартиры N 8 жилого дома N 12 по ул. Просторной в г. Оренбурге площадью 49,9 кв. м (сумма корректировки составила 595,07 руб.).
Как указывает инспекция, без осуществления такого перераспределения суммы экономии корректировка платы за отопление по указанной квартире должна была составить 2840,8 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности произведенного заявителем перераспределения суммы экономии, указав на то обстоятельство, что решение собственников помещений многоквартирных домов от 24.06.2015 в установленном порядке не обжаловалось. Как отмечено судом первой инстанции, в действиях заявителя нарушений пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 не усматривается, поскольку корректировка платы по спорному дому произведена заявителем в соответствии с требованиями законодательства, а уже по полученным результатам корректировки на общем собрании собственниками принято решение о перераспределении суммы экономии, которая образовалась в результате корректировки. Также суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнимости содержащегося в оспоренном предписании требования, так как с 01.01.2015 заявитель не является исполнителем коммунальной услуги в указанном доме.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" является составной частью определения размера платы, подлежащей начислению в соответствии с Правилами N 307 применительно к каждому помещению (квартире, нежилому помещению) многоквартирного жилого дома. Плата за коммунальную услугу подлежит внесению собственниками помещений в многоквартирном доме с учетом такой корректировки. Полномочиями на изменение порядка определения размера платы за коммунальную услугу (в том числе определение размера корректировки) в силу ст. 157 ЖК РФ наделено только Правительство Российской Федерации. К полномочиям общего собрания собственников помещений многоквартирного дома указанный вопрос не отнесен (ст. 44 ЖК РФ).
Произведенное заявителем перераспределение суммы экономии платы за коммунальную услугу (ранее внесенной суммы платы, подлежащей возврату потребителю услуги в связи с произведенной корректировкой) равными долями согласно занимаемой площади, исходя из общей площади жилого фонда ТСЖ "Альянс", по существу представляет собой изменение размера платы за коммунальную услугу, подлежащей начисления по каждому помещению, что выходит за пределы полномочий общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и противоречит установленному Правилами N 307 порядку определения платы.
В этой связи вывод инспекции о несоответствии действий заявителя требованиям пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 следует признать обоснованным, а позицию суда первой инстанции - основанной на неверном толковании закона.
Также представляется неправомерным вывод суда первой инстанции о неисполнимости оспоренного предписания ввиду того, что с 01.01.2015 заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по отношению к рассматриваемому жилому дому.
Как следует из содержания предписания, заявителю предложено привести начисление платы за отопление за 2014 год в указанном жилом доме в соответствие с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307. То есть, предписываемые к совершению заявителем действия относятся к периоду, в котором заявитель являлся исполнителем коммунальной услуги, и возможность осуществления этих действий иным лицом исключена.
В этой связи оспоренное предписание инспекции следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований и отвечающим критериям конкретности и исполнимости, а потому оснований для признания его не соответствующим закону не имеется.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Исходя из результатов рассмотрения дела, понесенные заявителем при обращении в суд с рассматриваемым заявлением судебные расходы подлежат отнесению на заявителя в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 по делу N А47-588/2016 отменить.
В удовлетворении требований общества ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 28.12.2015 N ПР-4598 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2016 N 18АП-11982/2016 ПО ДЕЛУ N А47-588/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. N 18АП-11982/2016
Дело N А47-588/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 по делу N А47-588/2016 (судья Третьякова Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, ООО "ОКТК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 28.12.2015 N ПР-4598.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Альянс" (далее - ТСЖ "Альянс") и публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2016) требования заявителя удовлетворены, предписание от 28.12.2015 N ПР-4598 признано недействительным, ГЖИ по Оренбургской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОКТК", а также с ГЖИ по Оренбургской области в пользу ООО "ОКТК" взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ по Оренбургской области обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней инспекция указывает на соответствие оспоренного предписания закону. Обращает внимание на то, что в соответствии с нормативным регулированием начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год либо исходя из нормативов потребления, при этом исполнитель коммунальных услуг один раз в год обязан производить корректировку размера платы исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Заявитель в 2014 году производил начисление платы за отопление в соответствии с пп."б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исходя из нормативов потребления, и сумма платы по конкретному жилому дому составила 879651,74 руб. По показаниям прибора учета объем потребления составил 512,864 Гкал на сумму 725379,32 руб., то есть экономия платы (к возврату) составила 165149,73 руб., в связи с чем сумма корректировки платы по конкретной квартире должна составлять 2840,8 руб., тогда как фактически заявителем применена корректировка в сумме 595,07 руб. ввиду распределения суммы экономии за 2014 год по всему жилому фонду ТСЖ "Альянс" (30 домов) и площади всего жилого фонда ТСЖ "Альянс" на основании решения общего собрания собственников домов. Однако, как указывает инспекция, решение по вопросам изменения порядка начисления платы за отопление не отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, а входит в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а потому такое распределение экономии является незаконным и нарушает права собственников помещений многоквартирного жилого дома. Также, податель жалобы ссылается на то, что корректировка платы за отопление производится только исполнителем коммунальной услуг "отопление" - ООО "ОКТК", а не ТСЖ "Альянс" и такая корректировка производится исходя из экономии тепловой энергии по каждому многоквартирному дому и общей площади жилых и нежилых помещений в этом доме. Помимо этого возражает против вывода суда о неисполнимости предписания.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ОКТК" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055609053741, и до 31.12.2014 являлось исполнителем коммунальной услуги "отопление" для собственников помещений многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Просторная в г. Оренбурге, которыми выбран способ управления - ТСЖ "Альянс". Жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. С 01.01.2015 исполнителем коммунальной услуги "отопление" в указанном доме является ПАО "Т Плюс", с которым ТСЖ "Альянс" заключен договор от 16.04.2015.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращения собственника помещений квартиры N 8 указанного жилого дома по вопросу начисления платы за отопление (от 12.11.2015 вх. N 4436), на основании распоряжения от 10.12.2015 N 4598 инспекцией в период с 25.12.2015 по 28.12.2015 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 28.12.2015 N А-4598.
Актом проверки зафиксировано нарушение обществом пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 ввиду начисления платы за отопление за 2014 год с учетом корректировки, исходя из общей суммы экономии тепловой энергии по всему жилому фонду ТСЖ "Альянс" (30 домов - 2079209,31 руб.) и площади всего жилого фонда ТСЖ "Альянс" (174563,51 кв. м), а не исходя из суммы экономии по указанному многоквартирному дому (165149,73 руб.) и площади этого многоквартирного дома (2900,9 кв. м).
По итогам указанного контрольного мероприятия инспекцией заявителю выдано предписание от 28.12.2015 N ПР-4598, которым предписано в срок до 29.01.2016 устранить указанное нарушение, привести начисление платы за отопление за 2014 год в указанном жилом доме в соответствие с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307, и представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение нарушения.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГЖИ по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (п. 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области о 15.02.2010 N 25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с пп."б" п. 21 которых, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам.
Подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Р - Р - Р
к.р. п.р. п.п.
Р = --------------------- х S , (10)
о3,i S i
D
где:
- - Р{\sub к.р. размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - Р{\sub п.р. размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - Р{\sub п.п. размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);
- - S{\sub D общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);
- - S{\sub i общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);
- Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу лишь с 01.07.2016.
Таким образом, в 2014 году при корректировке за отопление подлежали применению приведенные выше положения пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N N 307, в соответствии с которыми, корректировка осуществляется исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в конкретном многоквартирном доме и общей площади квартиры (нежилого помещения) в этом доме.
Как установлено в ходе проведенной инспекцией проверки и не оспаривается по существу участвующими в деле лицами, при осуществлении корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по многоквартирному жилому дому N 12 по ул. Просторной в г. Оренбурге, ООО "ОКТК" руководствовалось положениями пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Так, объем фактически потребленной тепловой энергии по показаниям прибора учета этого многоквартирного жилого дома в 2014 году составил 512,864 Гкал или 725379,32 руб. Сумма начисленной платы за отопление составила 879651,74 руб. То есть, сумма корректировки платы по жилым помещениям этого составила 165149,73 руб. к возврату (экономия) (725379,32 руб. / (2857,4 кв. м + 43,5 кв. м) * 2857,4 кв. м - 879651,74 руб. = - 165149,73 руб.).
Впоследствии общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ "Альянс", от 24.06.2015 принято решение о перераспределении суммы корректировки платы за 2014 год среди собственников помещений по всем тридцати жилым многоквартирным домам (2079209,31 руб.) равными долями согласно занимаемой площади, исходя из общей площади указанного жилого фонда - 174563,51 кв. м (протокол от 24.06.2015 N 44). В этой связи сумма экономии определена в размере 11,9109 руб. на 1 кв. м, и именно исходя из этого размера заявителем произведена корректировка платы за отопление в том числе в отношении квартиры N 8 жилого дома N 12 по ул. Просторной в г. Оренбурге площадью 49,9 кв. м (сумма корректировки составила 595,07 руб.).
Как указывает инспекция, без осуществления такого перераспределения суммы экономии корректировка платы за отопление по указанной квартире должна была составить 2840,8 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности произведенного заявителем перераспределения суммы экономии, указав на то обстоятельство, что решение собственников помещений многоквартирных домов от 24.06.2015 в установленном порядке не обжаловалось. Как отмечено судом первой инстанции, в действиях заявителя нарушений пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 не усматривается, поскольку корректировка платы по спорному дому произведена заявителем в соответствии с требованиями законодательства, а уже по полученным результатам корректировки на общем собрании собственниками принято решение о перераспределении суммы экономии, которая образовалась в результате корректировки. Также суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнимости содержащегося в оспоренном предписании требования, так как с 01.01.2015 заявитель не является исполнителем коммунальной услуги в указанном доме.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" является составной частью определения размера платы, подлежащей начислению в соответствии с Правилами N 307 применительно к каждому помещению (квартире, нежилому помещению) многоквартирного жилого дома. Плата за коммунальную услугу подлежит внесению собственниками помещений в многоквартирном доме с учетом такой корректировки. Полномочиями на изменение порядка определения размера платы за коммунальную услугу (в том числе определение размера корректировки) в силу ст. 157 ЖК РФ наделено только Правительство Российской Федерации. К полномочиям общего собрания собственников помещений многоквартирного дома указанный вопрос не отнесен (ст. 44 ЖК РФ).
Произведенное заявителем перераспределение суммы экономии платы за коммунальную услугу (ранее внесенной суммы платы, подлежащей возврату потребителю услуги в связи с произведенной корректировкой) равными долями согласно занимаемой площади, исходя из общей площади жилого фонда ТСЖ "Альянс", по существу представляет собой изменение размера платы за коммунальную услугу, подлежащей начисления по каждому помещению, что выходит за пределы полномочий общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и противоречит установленному Правилами N 307 порядку определения платы.
В этой связи вывод инспекции о несоответствии действий заявителя требованиям пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 следует признать обоснованным, а позицию суда первой инстанции - основанной на неверном толковании закона.
Также представляется неправомерным вывод суда первой инстанции о неисполнимости оспоренного предписания ввиду того, что с 01.01.2015 заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по отношению к рассматриваемому жилому дому.
Как следует из содержания предписания, заявителю предложено привести начисление платы за отопление за 2014 год в указанном жилом доме в соответствие с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307. То есть, предписываемые к совершению заявителем действия относятся к периоду, в котором заявитель являлся исполнителем коммунальной услуги, и возможность осуществления этих действий иным лицом исключена.
В этой связи оспоренное предписание инспекции следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований и отвечающим критериям конкретности и исполнимости, а потому оснований для признания его не соответствующим закону не имеется.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Исходя из результатов рассмотрения дела, понесенные заявителем при обращении в суд с рассматриваемым заявлением судебные расходы подлежат отнесению на заявителя в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2016 по делу N А47-588/2016 отменить.
В удовлетворении требований общества ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 28.12.2015 N ПР-4598 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)