Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
- от заявителя, потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" - Дмитрика В.К.;
- от заинтересованного лица, исполняющего обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первого заместителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецева А.А. - не явился;
- от заинтересованного лица, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Демчук Ю.В.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2016 года по делу N А84-769/2016 (судья Колупаева Ю.В.)
по заявлению потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" (пр. Ген. Острякова, 242, г. Севастополь)
к исполняющему обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первому заместителю Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецеву А.А. (ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
о признании незаконным и отмене распоряжения,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных потребительским жилищно-строительным кооперативом "Строим вместе" (ОГРН 1159204002759 - л.д. 20 - 41 т. 1, ранее с зарегистрированное 23 января 2008 года по законодательству Украины с регистрационным N 35687332 - л.д. 146 - 148 т. 1, далее - ПЖСК "Строим вместе" или заявитель) требований о признании незаконным и отмене распоряжения исполняющего обязанности директора - первого заместителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Бруснецева А.А. (ОГРН 1149204007083, далее - Департамент архитектуры) о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 166 - 172 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что Департамент архитектуры по Жилищному кодексу Российской Федерации имел полномочия и основания для принятия названного распоряжения, последующее внесение дополнений в полномочия этого Департамента относительно проверки жилищно-строительных кооперативов является уточнением имевшихся полномочий; заявитель не доказал нарушение оспоренным распоряжением его прав и охраняемых законом интересов.
ПЖСК "Строим вместе" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что Департамент архитектуры не имел полномочий издавать распоряжения о проведении внеплановых выездных проверок жилищно-строительных кооперативов (л.д. 7 - 11 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель ПЖСК "Строим вместе" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента архитектуры с апелляционной жалобой не согласился по тем основаниям, что Департамент архитектуры имел полномочия на издание распоряжения о проведении проверки заявителя.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 33 - 74, 76 - 80 т. 2) и установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
20 ноября 2015 года исполняющий обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первый заместитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецев А.А. (л.д. 73 - 74 т. 2) издал распоряжение N 144, которым решено провести проверку заявителя; назначены уполномоченные на проведение проверки лица; целью проверки указано проведение проверки информации Прокуратуры Ленинского района г. Севастополя от 30 октября 2015 года N 1-1454 в - 2015; задачами - оценка соответствия деятельности заявителя по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц многоквартирных домов и соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ (далее - распоряжение N 144 - л.д. 16 - 17, 57 - 59 т. 1).
09 декабря 2015 года копия распоряжения вручена представителю заявителя, что подтверждается распиской на распоряжении (л.д. 59 т. 1), и не отрицается заявителем.
Из названной выше информации прокурора Ленинского района г. Севастополя Мееровича Б.В. следует, что в результате проведенной проверки установлено, что ПЖСК "Строим вместе" производит за счет привлечения денежных средств граждан строительство многоквартирного дома на земельном участке, отведенном в постоянное пользование иному юридическому лицу (л.д. 53 т. 1). До этого заместителем прокурора у заявителя были истребованы документы (л.д. 163 т. 1).
20 ноября 2015 года Департамент архитектуры обратился в Министерство экономического развития Российской Федерации за согласованием проведения внеплановой выездной проверки, на что 09 декабря 2015 года получил положительный ответ (л.д. 54 - 56, 63 - 64 т. 1).
По распоряжению N 144 с 09 по 15 декабря 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка заявителя, о чем составлен акт N 01-14/2972-Д-исх. (л.д. 65 - 70 т. 1), по результатам которой 17 декабря 2015 года в адрес заявителя вынесено предписание N 07-01/3085-Д-исх. (л.д. 94 - 96 т. 1), председатель правления ПЖСК "Строим вместе" Жерносек В.Г. и ПЖСК "Строим вместе" привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, но по решению Севастопольского городского суда от 27 мая 2016 года по делу N 21-168/2016 и решению Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-28/2016 постановления о привлечении к административной ответственности указанных лиц отменены и признаны незаконными (л.д. 135 - 139 т. 1, л.д. 76 - 80 т. 2).
В подтверждение права на начало строительства заявитель представил Декларацию о начале выполнения строительных работ (л.д. 149 - 162 т. 1).
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Устава ПЖСК "Строим вместе" следует, что данное юридическое лицо создано 23 января 2008 года на основе членства граждан и юридических лиц, целями создания кооператива является удовлетворение потребностей граждан в жилье путем строительства многоквартирных жилых домов, управления и эксплуатации многоквартирных домов (пункт 2.1 Устава); члены кооператива участвуют своими средствами в строительстве, реконструкции и содержании многоквартирных домов на основе заключенного договора о порядке оплаты паевого взноса (пункты 3.3, 3.7 Устава) (л.д. 20 - 41, 146 - 148 т. 1).
По требованию суда апелляционной инстанции заявитель представил доказательства (договора, платежные документы и Положение о порядке оплаты членами ЖСК паевых и иных взносов) правоотношений этого кооператива и его членов, из которых следует, что кооператив организует строительство многоквартирного дома, а член кооператива вносит паевой и иные взносы (л.д. 33 - 70 т. 2).
В соответствии пунктом 28 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Часть 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) также предусматривает, что контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083 - л.д. 71 т. 1) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, входящий в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя, что следует из пункта 1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года N 171-ПП (далее - Положение о Департаменте - л.д. 72 - 85 т. 1).
На 20 ноября 2015 года пункт 3.2.3 Положения о Департаменте предусматривал, что Департамент проводит мероприятия по региональному государственному надзору и контролю:
- за деятельностью лиц, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- за целевым использованием лицами денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- за соблюдением физическими, должностными, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
С 14 декабря 2015 года этот пункт 3.2.3 дополнен подпунктом 4 следующего содержания: "за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома".
Из пунктов 2 и 3 части 6 статьи 123.2 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса; требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из представленных суду апелляционной инстанции письменных доказательств следует, что правоотношения между заявителем и его членам, регулируемые Уставом заявителя и Положением о порядке оплаты членами ЖСК паевых и иных взносов, являются корпоративными.
А потому привлечение денежных средств членов этого кооператива для строительства многоквартирного дома не регулируется положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статья 1 которого предусматривает, что этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Такие выводы соответствуют судебной практике, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года) (ред. от 04 марта 2015 года).
Также не распространяются на возникшие между ПЖСК "Строим вместе" и членами этого кооператива правоотношения положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как ПЖСК "Строим вместе" создан 23 января 2008 года, 10 января 2015 года сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации, а названный Закон вступил в действие с 01 декабря 2011 года.
Данные обстоятельства также явились основанием для признания незаконным постановления о привлечении ПЖСК "Строим вместе" к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП Российской Федерации, о чем указано в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13 сентября 2016 года по делу N А84-28/2016 (л.д. 76 - 80 т. 2).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания арбитражным судом решения органа, осуществляющего публичные полномочия, его должностных лиц, незаконным является наличие одновременно двух обстоятельств: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов является процессуальной обязанностью заявителя.
Из пояснений представителя заявителя следует, что нарушением прав заявителя последний считает необходимость обжалования в судебном порядке решений Департамента архитектуры по проведению проверки и привлечения к административной ответственности, нести временные и денежные затраты, связанные с проводимой проверкой и привлечением заявителя к ответственности, а также разглашение персональных данных членов кооператива.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд полагает, что само по себе издание Департаментом архитектуры распоряжения о проведении проверки не является нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя, а потому судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований. Заявитель фактически приводит в обоснование своих доводов о нарушении его прав не обстоятельства издания распоряжения о проверке, а ссылается на последствия, связанные с назначением проверки. Заявитель имел право и реализовал это право на обжалование последствий проведения проверки, о чем указано выше.
Относительно разглашения персональных данных членов кооператива заявитель не наделен полномочиями на защиту прав своих членов, в том числе относительно разглашения их персональных данных. А потому этот довод заявителя в качестве нарушения прав кооператива (самостоятельного юридического лица) также является несостоятельным.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в решении суда первой инстанции выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2016 года по делу N А84-769/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2016 N 21АП-1446/2016 ПО ДЕЛУ N А84-769/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу N А84-769/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
- от заявителя, потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" - Дмитрика В.К.;
- от заинтересованного лица, исполняющего обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первого заместителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецева А.А. - не явился;
- от заинтересованного лица, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Демчук Ю.В.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2016 года по делу N А84-769/2016 (судья Колупаева Ю.В.)
по заявлению потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" (пр. Ген. Острякова, 242, г. Севастополь)
к исполняющему обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первому заместителю Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецеву А.А. (ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
о признании незаконным и отмене распоряжения,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных потребительским жилищно-строительным кооперативом "Строим вместе" (ОГРН 1159204002759 - л.д. 20 - 41 т. 1, ранее с зарегистрированное 23 января 2008 года по законодательству Украины с регистрационным N 35687332 - л.д. 146 - 148 т. 1, далее - ПЖСК "Строим вместе" или заявитель) требований о признании незаконным и отмене распоряжения исполняющего обязанности директора - первого заместителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Бруснецева А.А. (ОГРН 1149204007083, далее - Департамент архитектуры) о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 166 - 172 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что Департамент архитектуры по Жилищному кодексу Российской Федерации имел полномочия и основания для принятия названного распоряжения, последующее внесение дополнений в полномочия этого Департамента относительно проверки жилищно-строительных кооперативов является уточнением имевшихся полномочий; заявитель не доказал нарушение оспоренным распоряжением его прав и охраняемых законом интересов.
ПЖСК "Строим вместе" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что Департамент архитектуры не имел полномочий издавать распоряжения о проведении внеплановых выездных проверок жилищно-строительных кооперативов (л.д. 7 - 11 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель ПЖСК "Строим вместе" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента архитектуры с апелляционной жалобой не согласился по тем основаниям, что Департамент архитектуры имел полномочия на издание распоряжения о проведении проверки заявителя.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 33 - 74, 76 - 80 т. 2) и установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
20 ноября 2015 года исполняющий обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (первый заместитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя) Бруснецев А.А. (л.д. 73 - 74 т. 2) издал распоряжение N 144, которым решено провести проверку заявителя; назначены уполномоченные на проведение проверки лица; целью проверки указано проведение проверки информации Прокуратуры Ленинского района г. Севастополя от 30 октября 2015 года N 1-1454 в - 2015; задачами - оценка соответствия деятельности заявителя по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц многоквартирных домов и соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ (далее - распоряжение N 144 - л.д. 16 - 17, 57 - 59 т. 1).
09 декабря 2015 года копия распоряжения вручена представителю заявителя, что подтверждается распиской на распоряжении (л.д. 59 т. 1), и не отрицается заявителем.
Из названной выше информации прокурора Ленинского района г. Севастополя Мееровича Б.В. следует, что в результате проведенной проверки установлено, что ПЖСК "Строим вместе" производит за счет привлечения денежных средств граждан строительство многоквартирного дома на земельном участке, отведенном в постоянное пользование иному юридическому лицу (л.д. 53 т. 1). До этого заместителем прокурора у заявителя были истребованы документы (л.д. 163 т. 1).
20 ноября 2015 года Департамент архитектуры обратился в Министерство экономического развития Российской Федерации за согласованием проведения внеплановой выездной проверки, на что 09 декабря 2015 года получил положительный ответ (л.д. 54 - 56, 63 - 64 т. 1).
По распоряжению N 144 с 09 по 15 декабря 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка заявителя, о чем составлен акт N 01-14/2972-Д-исх. (л.д. 65 - 70 т. 1), по результатам которой 17 декабря 2015 года в адрес заявителя вынесено предписание N 07-01/3085-Д-исх. (л.д. 94 - 96 т. 1), председатель правления ПЖСК "Строим вместе" Жерносек В.Г. и ПЖСК "Строим вместе" привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, но по решению Севастопольского городского суда от 27 мая 2016 года по делу N 21-168/2016 и решению Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-28/2016 постановления о привлечении к административной ответственности указанных лиц отменены и признаны незаконными (л.д. 135 - 139 т. 1, л.д. 76 - 80 т. 2).
В подтверждение права на начало строительства заявитель представил Декларацию о начале выполнения строительных работ (л.д. 149 - 162 т. 1).
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Устава ПЖСК "Строим вместе" следует, что данное юридическое лицо создано 23 января 2008 года на основе членства граждан и юридических лиц, целями создания кооператива является удовлетворение потребностей граждан в жилье путем строительства многоквартирных жилых домов, управления и эксплуатации многоквартирных домов (пункт 2.1 Устава); члены кооператива участвуют своими средствами в строительстве, реконструкции и содержании многоквартирных домов на основе заключенного договора о порядке оплаты паевого взноса (пункты 3.3, 3.7 Устава) (л.д. 20 - 41, 146 - 148 т. 1).
По требованию суда апелляционной инстанции заявитель представил доказательства (договора, платежные документы и Положение о порядке оплаты членами ЖСК паевых и иных взносов) правоотношений этого кооператива и его членов, из которых следует, что кооператив организует строительство многоквартирного дома, а член кооператива вносит паевой и иные взносы (л.д. 33 - 70 т. 2).
В соответствии пунктом 28 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Часть 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) также предусматривает, что контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083 - л.д. 71 т. 1) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, входящий в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя, что следует из пункта 1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года N 171-ПП (далее - Положение о Департаменте - л.д. 72 - 85 т. 1).
На 20 ноября 2015 года пункт 3.2.3 Положения о Департаменте предусматривал, что Департамент проводит мероприятия по региональному государственному надзору и контролю:
- за деятельностью лиц, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- за целевым использованием лицами денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- за соблюдением физическими, должностными, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
С 14 декабря 2015 года этот пункт 3.2.3 дополнен подпунктом 4 следующего содержания: "за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома".
Из пунктов 2 и 3 части 6 статьи 123.2 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса; требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из представленных суду апелляционной инстанции письменных доказательств следует, что правоотношения между заявителем и его членам, регулируемые Уставом заявителя и Положением о порядке оплаты членами ЖСК паевых и иных взносов, являются корпоративными.
А потому привлечение денежных средств членов этого кооператива для строительства многоквартирного дома не регулируется положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статья 1 которого предусматривает, что этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Такие выводы соответствуют судебной практике, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года) (ред. от 04 марта 2015 года).
Также не распространяются на возникшие между ПЖСК "Строим вместе" и членами этого кооператива правоотношения положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как ПЖСК "Строим вместе" создан 23 января 2008 года, 10 января 2015 года сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации, а названный Закон вступил в действие с 01 декабря 2011 года.
Данные обстоятельства также явились основанием для признания незаконным постановления о привлечении ПЖСК "Строим вместе" к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП Российской Федерации, о чем указано в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13 сентября 2016 года по делу N А84-28/2016 (л.д. 76 - 80 т. 2).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания арбитражным судом решения органа, осуществляющего публичные полномочия, его должностных лиц, незаконным является наличие одновременно двух обстоятельств: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов является процессуальной обязанностью заявителя.
Из пояснений представителя заявителя следует, что нарушением прав заявителя последний считает необходимость обжалования в судебном порядке решений Департамента архитектуры по проведению проверки и привлечения к административной ответственности, нести временные и денежные затраты, связанные с проводимой проверкой и привлечением заявителя к ответственности, а также разглашение персональных данных членов кооператива.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд полагает, что само по себе издание Департаментом архитектуры распоряжения о проведении проверки не является нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя, а потому судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований. Заявитель фактически приводит в обоснование своих доводов о нарушении его прав не обстоятельства издания распоряжения о проверке, а ссылается на последствия, связанные с назначением проверки. Заявитель имел право и реализовал это право на обжалование последствий проведения проверки, о чем указано выше.
Относительно разглашения персональных данных членов кооператива заявитель не наделен полномочиями на защиту прав своих членов, в том числе относительно разглашения их персональных данных. А потому этот довод заявителя в качестве нарушения прав кооператива (самостоятельного юридического лица) также является несостоятельным.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в решении суда первой инстанции выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 июня 2016 года по делу N А84-769/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
Н.П.ГОРОШКО
И.В.ЕВДОКИМОВ
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
Н.П.ГОРОШКО
И.В.ЕВДОКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)