Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2016 ПО ДЕЛУ N А05-2556/2015

Требование: О признании частично недействительным предписания жилищной инспекции об устранении нарушений.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Выявлено, что управляющая организация допустила обсчет потребителя при определении платы за электроэнергию на общедомовые нужды, за отопление и горячее водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. по делу N А05-2556/2015


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" Скачковой О.А. (доверенность от 02.11.2015), рассмотрев 18.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2015 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А05-2556/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский", место нахождения: 163015, г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 15, корп. 1, оф. 207, ОГРН 1072901016726, ИНН 2901172376 (далее - ООО "УК Ломоносовский", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48 об устранении выявленных нарушений в части возложения на Общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 17 дома N 164 по Троицкому проспекту в городе Архангельске, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп., по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп., а также по статье "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в части суммы, превышающей 15 руб. 60 коп.
К участию в деле привлечена Ануфриева Ольга Валентиновна.
Решением от 17.06.2015 суд признал предписание Инспекции от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48 недействительным в части возложения на Общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 17 дома N 164 по Троицкому проспекту в городе Архангельске, перерасчет платы по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп., обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением от 07.10.2015 апелляционный суд оставил решение от 17.06.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УК Ломоносовский", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "УК Ломоносовский" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 164 по Троицкому проспекту в городе Архангельске.
По факту обращения жильца квартиры N 17 указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекцией на основании распоряжения от 26.11.2014 N ОН-03/01-15/3398 в период с 28.11.2014 по 25.12.2014 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При проверке правомерности определения заявителем платы за электроэнергию на общедомовые нужды Инспекцией выявлено, что в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года Общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире N 17 указанного дома, на сумму 393 руб. 06 коп. в результате неправомерного предъявления к оплате сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанной исходя из норматива потребления, что является нарушением требований Правил N 354. Из приведенной на страницах 5 - 6 акта таблицы, следует, что фактически указанная сумма превышения сложилась за расчетные периоды с июня 2013 года по сентябрь 2014 года.
Кроме того, при проверке правомерности определения Обществом платы за отопление и горячее водоснабжение в платежных документах за расчетные периоды с сентября 2012 года по октябрь 2014 года Инспекция пришла к выводу, что Общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире N 17 указанного дома, на сумму 3815 руб. 06 коп. в результате неверного определения размера платы за отопление.
Ссылаясь на то, что при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расчет по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" Правилами N 354 не предусмотрен, Инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно (в нарушение пунктов 40, 54 Правил N 354) начислило и выставило этому потребителю в платежных документах за расчетные периоды с июня 2013 года по октябрь 2014 года отдельной строкой плату в общей сумме 320 руб. 02 коп. по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 25.12.2014 N ОН-03/09-02/112 и выдано предписание от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48, в котором Обществу предписано выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно, произвести потребителю, проживающему в квартире N 17 дома N 164 по Троицкому проспекту в городе Архангельске, перерасчет по статьям:
- - "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп.;
- - "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в сумме 3815 руб. 06 коп.;
- - "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп.
ООО "УК Ломоносовский" оспорило данное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал предписание Инспекции недействительным в части возложения на Общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 17 дома N 164 по Троицкому проспекту в городе Архангельске, перерасчет платы по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп., обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (действовавшей в период спорных правоотношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 к видам коммунальных услуг отнесено электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме
В силу статьи 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, в частности включает в себя:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Названный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В силу пункта 3 Правил N 354 разъяснения по применению данных Правил, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои) необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам N 306), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
Судебные инстанции установили, что при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме N 164, Общество считает необходимым использовать показатель 1458,4 кв. м, а в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в том же доме - показатель 2480,5 кв. м.
Оценив представленные в материалы дела доказательства (в том числе Технический паспорт дома N 164) в соответствии со статьей 71 АПК РФ суды двух инстанций согласились с расчетом Инспекции относительно того, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в спорном многоквартирном доме, составляет 430,3 кв. м, а общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в доме составляет 2797,3 кв. м.
Таким образом, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов двух инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Приведенные в жалобе доводы направлены на иную оценку фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия кассационной инстанции.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, то основания для их отмены, установленные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Управляющей компании определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2015 была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы с Общества подлежит взысканию госпошлина в размере 1500 руб., установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А05-2556/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский", место нахождения: 163015, г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 15, корп. 1, оф. 207, ОГРН 1072901016726, ИНН 2901172376, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
А.В.АСМЫКОВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)