Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 21АП-1827/2017 ПО ДЕЛУ N А84-2197/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А84-2197/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Сапфир-Траст" - Веремчук М.А., доверенность б/н от 02.02.2017, Тишина И.В., доверенность б/н от 01.06.2017; от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Бабенко Е.В., доверенность N 01/14/914-Д-исх от 21.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сапфир-Траст" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 11 июля 2017 года по делу N А84-2197/2017 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сапфир-Траст" (ул. Карантинная, 16, г. Севастополь, 299008) о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сапфир-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по отказу обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 04.04.2017; об обязании Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажная жилая застройка по ул. Руднева - ул. Тульская в г. Севастополе. II очередь строительства. Жилой дом N 2. Паркинг".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14 июля 2017 года по делу N А84-2355/2017 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Севастопользеленстрой", отказано полностью.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11 июля 2017 года по делу N А84-2197/2017 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Считая указанное решение вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права, ООО "Сапфир-Траст" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявителем апелляционной жалобы в материалы дела представлены акт экспертного исследования от 30.08.2017 N 870/1-7, а также положительное заключение экспертизы инженерных изысканий от 27.01.2017 N 91-1-1-1-3068-16 и положительное заключение экспертизы проектной документации от 27.02.2017 N 91-2-1-2-3069-16.
Судебная коллегия критически оценивает представленные документы, так как перечисленные документы не были представлены в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении им заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкции) объекта капитального строительства, так и в суд первой инстанции, и не являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.09.2007 между ООО "Сапфир-Транс" (арендатор) и Севастопольским городским Советом (арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка (далее - договор аренды), зарегистрированный Севастопольским городским филиалом Государственного предприятия "Центр Государственного земельного кадастра" 19.10.2007 за N 040765900178.
Согласно п. 1.1. договора аренды арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 12.06.2007 N 2106 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для многоэтажной застройки с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, которая находится по адресу: г. Севастополь, в районе улицы Руднева - улицы Тульская.
Пунктами 2.1., 3.1. договора аренды установлено, что в аренду передается земельный участок общей площадью 2,4321 га. Договор заключен сроком на 25 лет.
Заявителем проведены действия: разработан градостроительный план земельного участка, получены положительные заключения и проведены соответствующие согласования.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок отнесен к категории - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для многоэтажной застройки.
ООО "Сапфир-Транс" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкции) объекта капитального строительства: "Многоэтажная жилая застройка по ул. Руднева - ул. Тульская в г. Севастополе. II очередь строительства", к которому были приложены следующие документы: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации - ксерокопия; кадастровый паспорт земельного участка - ксерокопия; градостроительный план земельного участка - ксерокопия; проект организации строительства объекта капитального строительства - оригинал; выписка из ЕГРЮЛ - ксерокопия; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения - ксерокопия; паспорт гражданина РФ - ксерокопия; заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства - оригинал; схема планировочной организации земельного участка - оригинал; схемы, отображающие архитектурные решения N 1 - оригинал; схемы, отображающие архитектурные решения N 2 - оригинал; правоустанавливающие документы на земельный участок N 1 - ксерокопия; правоустанавливающие документы на земельный участок N 2 - ксерокопия; выписка из приказа о назначении руководителем юридического лица - ксерокопия; доверенность от имени юридического лица - ксерокопия; технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 1 - ксерокопия; технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 2 - ксерокопия; технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 3 - ксерокопия; технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 4 - ксерокопия; иные документы, относящиеся к запросу N 1 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 2 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 3 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 4 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 5 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 6 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 7 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 8 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 9 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 10 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 11 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 12 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 13 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 14 - оригинал; иные документы, относящиеся к запросу N 15 - оригинал.
04.04.2017 Департамент направил заявителю письмо N 02-23/7/4616-Д, в котором сообщил, что по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по следующим основаниям:
1) пп. 1 п. 23 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительства (реконструкцию) объекта капитального строительства", утвержденного приказом Департамента от 30.12.2016 N 176 (далее - Административный регламент), по причине не предоставления документов, указанных в п. 15 Административного регламента и п. 7 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП, обязанность по предоставлению которых в соответствии с пп. 2 п. 21 Административного регламента возложена на заявителя, а именно отсутствуют следующие документы:
- - технические условия на радиофикацию объекта капитального строительства;
- - технические условия на присоединение к электрическим сетям объекта капитального строительства;
2) пп. 7 п. 23 Административного регламента, сведения, указанные в предоставленных документах, являются недостоверными, искаженными или неполными, а именно:
- - технические условия "Севгорводокан N 5/8-6286 от 15.11.2007 невозможно принять во внимание в связи с окончанием срока действия;
- - согласно проектной документации планируется строительство объекта капитального строительства: "Многоэтажная жилая застройка по ул. Руднева - ул. Тульская в г. Севастополе. II очередь строительства", однако технические условия "Севастопольгаз" N 10-1020 от 07.08.2013 выданы на присоединение к газотранспортной системе многоэтажных жилых домов (корпуса 1-4), в связи с чем невозможно определить на какие объекты выданы вышеуказанные технические условия;
- - согласно схемы планировочной организации земельного участка, гостевая парковка расположена за границами земельного участка;
- - согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", многоэтажная жилая застройка - размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома, однако согласно проекта планируется строительство паркинга с размещением в нем офисных помещений, что противоречит разрешенному использованию земельного участка.
В письме также указано, что в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" и в соответствии с картой (схемой) к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", участок относится к зоне с режимом использования Р-4-2 - территории преимущественно многоэтажной, многоквартирной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и объектами обслуживания, участок Г-18. Требования к градостроительному регламенту для участок Г-18: для участок Г-18 предельная высота зданий и сооружений - 28 м; (проектируемый объект высотой 30,60 м). В границах регламентного участка Р-4-2 запрещается: проведение строительных и земляных работ без проведения археологических наблюдений и раскопок.
Полагая, действие государственного органа, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство, незаконным, ООО "Сапфир-Транс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частями 1, 2 и 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; разрешение на строительство; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 12.06.2016 N 858-ПП, исполнительными органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства на территории города Севастополя является Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения: 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Примерный перечень видов разрешенного использования земельных участков содержится в Технической рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. приказом Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152).
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ и статье 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой отнесен земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также 4 возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Пунктом 5 статьи 5 Закона N 46-ЗС определено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным Кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: земли рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенных пунктов, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Согласно частей 1, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, утвержденных Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Таким образом, учитывая, что технические условия могут быть изменены, заявитель имел возможность в порядке установленным пунктом 21 Административного регламента, предоставить дополнительные документы, подтверждающие выполнение или продление технических условий.
Однако данные справки о выполнении технических условий обществом были представлены только в процессе судебного заседания, а именно: справка от ПАО "Севастопольгаз" о выполнении технических условий N 10-1020 от 07.08,2013, технические условия на присоединение к электрическим сетям объекта капитального строительства N 141/08 от 27.01.2011.
Также из материалов дела следует, что предоставленный градостроительный план земельного участка N 1Ш940-00000026 от 23.07.2015, содержит информацию о допустимой зоне размещения зданий, строений и сооружений, а также границы отведенного под застройку земельного участка, в пределах которого, застройщик вправе выполнять строительные работы. Согласно предоставленной СПОЗУ. гостевые парковки размещены за границами отведенного под застройку земельного участка и учтены при расчете обеспеченности необходимым количеством паркомест проектируемого объекта капитального строительства.
При этом, п. 11.19 СП 42.13330.201 1 предусматривает размещение открытых стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами, при проектировании жилых районов, а не отдельно строящегося многоквартирного дома.
Согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", многоэтажная жилая застройка - размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; благоустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.
В соответствии с проектной документацией проектируемый паркинг не является встроенным, пристроенным, встроенно-пристроенным помещением многоквартирного дома. Кроме того, согласно СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей", паркинг: место для стоянки автомобилей.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Согласно пункту 8 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство с приложением документов, одним из которых является: документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Документ о проведении археологических наблюдений и раскопок на земельном участке для размещения объекта в границах регламентного участка Р-4-2, в порядке установленным приказом Министерства культуры N 1864 от 12.08.2016 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентом в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", заявителем также не представлен.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из представленных в деле доказательств вытекает, что основания Департамента, отраженные в оспариваемом отказе, являются обоснованными и законными и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской шиной экономической деятельности по строительству объекта.
Таким образом, не являются незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по отказу обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 04.04.2017; об обязании Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажная жилая застройка по ул. Руднева-ул. Тульская в г. Севастополе. II очередь строительства. Жилой дом N 2. Паркинг".
Учитывая установленные обстоятельства по делу, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. В данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания, необходимые для признания незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по отказу обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 04.04.2017.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований, требование о возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажная жилая застройка по ул. Руднева-ул. Тульская в г. Севастополе. II очередь строительства. Жилой дом N 2. Паркинг", также не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 11 июля 2017 года по делу N А84-2197/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сапфир-Траст" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)