Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании не действующим в части постановления управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 г. N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области"
по апелляционной жалобе управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Брянского областного суда от 29 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" Демичева А.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением управления государственного регулирования тарифов Брянской области (далее также - управление, тарифный орган) от 19 июня 2013 г. N 20/3-нэ установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемые для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области (далее - Постановление N 20/3-нэ), которое на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции действовало в редакции приказов тарифного органа от 5 декабря 2013 г. N 41/3-нэ, от 24 апреля 2014 г. N 15/1-нэ.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", общество) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании Постановления N 20/3-нэ не действующим со дня его принятия в части невключения в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, а именно площадей технических этажей, чердаков, подвалов.
Также истцом заявлено требование обязать тарифный орган внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, включив для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в состав общей площади помещения, определенные статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Административный истец полагает, что содержание оспариваемого нормативного правового акта является неопределенным, поскольку не раскрывает состав помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а кроме того, управлением государственного регулирования тарифов Брянской области допущены нарушения при расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды, поскольку в составе общей площади помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, не учитывалась площадь технических этажей, чердаков и подвалов.
Решением Брянского областного суда от 29 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановление N 20/3-нэ признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (в редакции приказов тарифного органа от 5 декабря 2013 г. N 41/3-нэ, от 24 апреля 2014 г. N 15/1-нэ) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области, определенных расчетным методом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы процессуального права и не учел обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Жилсервис" и прокуратура Брянской области представили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил N 306 здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды; по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановление N 20/3-нэ вынесено уполномоченным органом в установленной форме (пункт 3.30 положения об управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 г. N 45 (далее - указ Губернатора Брянской области N 45) и вступило в силу через десять дней с даты официального опубликования 21 июня 2013 г. в "Брянской учительской газете" N 24.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что управление не обосновало невозможность использования метода аналогов и допустило нарушения положений Правил N 306 при определении размера нормативов с применением расчетного метода.
Согласно пункту 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Расчетный метод применяется в случае невозможности использования метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В материалах дела имеются письма ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, поступившие по запросу управления, о представлении информации для определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, содержащие сведения о показаниях приборов учета расхода электроэнергии в местах общего пользования по многоквартирным домам и жилым домам в г. Брянске и населенных пунктах Брянской области. Из заключения Экспертного совета управления также усматривается, что тарифный орган располагал сведениями о показаниях названных приборов учета.
Между тем оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды определены расчетным методом. Доказательств изучения сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, по результатам которых управление пришло к выводу о невозможности использования метода аналогов, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что управление в первом полугодии 2013 г. находилось в процессе реорганизации, и это воспрепятствовало проведению исследования для выбора метода расчета оспариваемых нормативов, подлежат отклонению, поскольку указом Губернатора Брянской области N 45 изменено наименование тарифного органа без изменения его функций и задач.
Судебная коллегия также полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о неверном применении тарифным органом расчетного метода при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды.
Приложение N 2 к Постановлению N 20/3-нэ не содержит перечня помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Между тем при рассмотрении Арбитражным судом Брянской области дела N А09-2336/2016 управление, привлеченное в качестве третьего лица, пояснило, что при расчете оспариваемых нормативов из состава общей площади помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, исключена площадь помещений чердаков и подвалов. Данное обстоятельство также было подтверждено представителем тарифного органа в дополнении к отзыву на административное исковое заявление общества по настоящему делу.
Согласно пункту 43 Правил N 306 и пункту 37 приложения к названным правилам определение нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода производится по формуле 34, в которой общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, является делимым. При этом по смыслу статьи 36 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, чердаки и подвалы входят в состав общего имущества в многоквартирных домах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО "Жилсервис" судом установлено, что административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и в силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, оплачивает расходы электроэнергии на содержание общего имущества, не учтенного при расчете оспариваемых нормативов.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исключение тарифным органом площади чердаков и подвалов из состава общей площади помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, при расчете оспариваемых нормативов не соответствует требованиям статьи 36 ЖК РФ и Правил N 306.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления государственного регулирования тарифов Брянской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.09.2017 N 83-АПГ17-11
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. N 83-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании не действующим в части постановления управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 г. N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области"
по апелляционной жалобе управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Брянского областного суда от 29 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" Демичева А.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением управления государственного регулирования тарифов Брянской области (далее также - управление, тарифный орган) от 19 июня 2013 г. N 20/3-нэ установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемые для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области (далее - Постановление N 20/3-нэ), которое на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции действовало в редакции приказов тарифного органа от 5 декабря 2013 г. N 41/3-нэ, от 24 апреля 2014 г. N 15/1-нэ.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", общество) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании Постановления N 20/3-нэ не действующим со дня его принятия в части невключения в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, а именно площадей технических этажей, чердаков, подвалов.
Также истцом заявлено требование обязать тарифный орган внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, включив для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в состав общей площади помещения, определенные статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Административный истец полагает, что содержание оспариваемого нормативного правового акта является неопределенным, поскольку не раскрывает состав помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а кроме того, управлением государственного регулирования тарифов Брянской области допущены нарушения при расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды, поскольку в составе общей площади помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, не учитывалась площадь технических этажей, чердаков и подвалов.
Решением Брянского областного суда от 29 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановление N 20/3-нэ признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (в редакции приказов тарифного органа от 5 декабря 2013 г. N 41/3-нэ, от 24 апреля 2014 г. N 15/1-нэ) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области, определенных расчетным методом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы процессуального права и не учел обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Жилсервис" и прокуратура Брянской области представили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил N 306 здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды; по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановление N 20/3-нэ вынесено уполномоченным органом в установленной форме (пункт 3.30 положения об управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 г. N 45 (далее - указ Губернатора Брянской области N 45) и вступило в силу через десять дней с даты официального опубликования 21 июня 2013 г. в "Брянской учительской газете" N 24.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что управление не обосновало невозможность использования метода аналогов и допустило нарушения положений Правил N 306 при определении размера нормативов с применением расчетного метода.
Согласно пункту 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Расчетный метод применяется в случае невозможности использования метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В материалах дела имеются письма ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, поступившие по запросу управления, о представлении информации для определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, содержащие сведения о показаниях приборов учета расхода электроэнергии в местах общего пользования по многоквартирным домам и жилым домам в г. Брянске и населенных пунктах Брянской области. Из заключения Экспертного совета управления также усматривается, что тарифный орган располагал сведениями о показаниях названных приборов учета.
Между тем оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды определены расчетным методом. Доказательств изучения сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, по результатам которых управление пришло к выводу о невозможности использования метода аналогов, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что управление в первом полугодии 2013 г. находилось в процессе реорганизации, и это воспрепятствовало проведению исследования для выбора метода расчета оспариваемых нормативов, подлежат отклонению, поскольку указом Губернатора Брянской области N 45 изменено наименование тарифного органа без изменения его функций и задач.
Судебная коллегия также полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о неверном применении тарифным органом расчетного метода при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды.
Приложение N 2 к Постановлению N 20/3-нэ не содержит перечня помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Между тем при рассмотрении Арбитражным судом Брянской области дела N А09-2336/2016 управление, привлеченное в качестве третьего лица, пояснило, что при расчете оспариваемых нормативов из состава общей площади помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, исключена площадь помещений чердаков и подвалов. Данное обстоятельство также было подтверждено представителем тарифного органа в дополнении к отзыву на административное исковое заявление общества по настоящему делу.
Согласно пункту 43 Правил N 306 и пункту 37 приложения к названным правилам определение нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода производится по формуле 34, в которой общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, является делимым. При этом по смыслу статьи 36 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, чердаки и подвалы входят в состав общего имущества в многоквартирных домах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО "Жилсервис" судом установлено, что административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и в силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, оплачивает расходы электроэнергии на содержание общего имущества, не учтенного при расчете оспариваемых нормативов.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исключение тарифным органом площади чердаков и подвалов из состава общей площади помещений, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, при расчете оспариваемых нормативов не соответствует требованиям статьи 36 ЖК РФ и Правил N 306.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления государственного регулирования тарифов Брянской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)