Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2017 N 11АП-11379/2017 ПО ДЕЛУ N А55-3179/2017

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2017 г. по делу N А55-3179/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей товарищества собственников жилья "Тополиная, 56" - Якуниной О.И. (доверенность от 21.03.2017), Овченковой Н.И. (доверенность от 10.05.2017),
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары - Корольковой А.Ю. (доверенность от 03.11.2016),
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Мегрелишвили Т.Р. (доверенность от 24.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2017 года по делу N А55-3179/2017 (судья Филатов М.В.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Тополиная, 56" (ОГРН 1096320009059, ИНН 6321230173), Самарская область, г. Тольятти,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, г. Самара,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
установил:

товарищество собственников жилья "Тополиная, 56" (далее - заявитель, ТСЖ "Тополиная, 56") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее - регистрирующий орган, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары) о признании незаконным решение N 55129А об отказе в государственной регистрации от 01.12.2016 принятого регистрирующим органом, об обязании провести регистрацию в соответствии с поданным заявлением от 22.11.2016 по форме N Р13001 (л.д. 3-7, 93-95).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - третье лицо, УФНС России по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2017 по делу N А55-3179/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары N 55129А об отказе в государственной регистрации от 01.12.2016.
Обязал ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, в соответствии с заявлением ТСЖ "Тополиная, 56" о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 22.11.2016.
Взыскал с ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в пользу ТСЖ "Тополиная, 56" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (л.д. 124-128).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в представленных от ТСЖ "Тополиная, 56" на государственную регистрацию документах не содержатся сведения о приведении учредительных документов и наименования юридического лица в соответствии с требованиями Закона N 99-ФЗ. Таким образом, представленное для государственной регистрации заявление по форме N Р13001 от ТСЖ "Тополиная, 56" не соответствует требованиям действующего законодательства, и, соответственно, не может считаться представленным (л.д. 131-133).
Заявитель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель заявителя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в письменных возражениях на нее.
Представитель третьего лица поддержал апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в письменных возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.11.2016 председателем правления ТСЖ "Тополиная, 56" Овченковой Н.И. в адрес регистрирующего органа - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара направлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 (л.д. 43-48).
К указанному заявлению приложены документы в соответствии с главой VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в том числе, копия паспорта, удостоверяющего личность Овченковой Н.И., протокол, изменения в устав, чек об уплате госпошлины.
03.12.2016 заявителем получено решение регистрирующего органа от 01.12.2016 N 55129А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица - товарищество собственников жилья "Тополиная, 56" (л.д. 8).
Решением Управления ФНС России от 29.12.2016 N 20-14/38567@ жалоба ТСЖ "Тополиная,56" на решение регистрирующего органа, жалоба ТСЖ оставлена без удовлетворения (л.д. 29-32).
Не согласившись с решением регистрирующего, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как усматривается из текста оспариваемого решения регистрирующего органа, с 01.09.2014 товарищество собственников жилья в соответствии с Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме товарищество собственников недвижимости. При этом, по мнению регистрирующего органа, исходя из положений пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости". Однако, в представленных документах, а именно в заявлении по форме Р13001, представленном в регистрирующий орган, об изменениях, вносимых в устав организации, отсутствуют сведения на указание изменения организационно-правовой формы - товарищество собственников недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с частью 2 статьи 135 ЖК РФ, устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в адрес регистрирующего органа представлены два экземпляра оригиналов устава товарищества собственников жилья "Тополиная, 56" с вносимыми изменениями, а именно пункт 1.4 устава в новой редакции, который указан следующим образом: "1.4. Товарищество собственников жилья "Тополиная, 56" является некоммерческой организацией".
Регистрирующий орган в тексте оспариваемого решения ссылается на положения статьи 50, 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, который, как отмечает суд, регулирует положения о Товариществах собственников недвижимости в целом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод регистрирующего органа исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается заинтересованным лицом, Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), вступившим в силу с 1 сентября 2014 года, установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья.
Частью 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
При этом, по мнению регистрирующего органа, исходя из положений пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости".
Как следует из Письма Минстроя России от 10.04.2015 N 10407-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья", Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), вступившим в силу с 1 сентября 2014 года (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости.
Таким образом, с 1 сентября 2014 года товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) в соответствии с Законом N 99-ФЗ является видом юридического лица.
Из изложенного следует, что с введением в действие Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ требования к формулировке в уставе содержатся уже не в ГК РФ (пункт 2 статьи 123.12 ГК РФ), а в новой редакции ЖК РФ (пункт 2 статьи 135 ЖК РФ).
Как указано в Письме ФНС России от 26.06.2015 N СА-2-14/752@, учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), указание в наименовании товарищества собственников жилья его организационно-правовой формы - товарищества собственников недвижимости - в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ).
Указанные сведения отражены в уставе ТСЖ "Тополиная, 56". Обратного суду не представлено.
В письме от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)" ФНС России указала, что правильным является вывод о том, что гражданское законодательство не исключает возможность создания товарищества собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости.
Данная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.10.2015 по делу N А19-2795/2015.
Пунктом 4 части 3 статьи 50 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме: товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 291 ГК РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действующее законодательство не исключает такого вида юридического лица как товарищества собственников жилья.
Ссылка регистрирующего органа на правовую позицию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 N 09АП-38434/16 по делу N А40-183680/15-104-1537, является необоснованной, так как данное постановление отменено постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод регистрирующего органа, что заполнение заявлений, представляемых в регистрирующий орган, производится в соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования). В соответствии с пунктом 2.3 Требований при заполнении сведений об адресе места жительства в формах заявлений используются сокращенные наименования таких адресных объектов как район, город, населенный пункт, улица. В представленном заявлении по форме Р13001 ТСЖ "Тополиная, 56" в подпунктах 3.5.1.4 и 3.5.1.6 Листа М (стр. 004) сокращения не использовались, поэтому представленные документы для государственной регистрации ТСЖ "Тополиная, 56", не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а предоставление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного заявления следует приравнивать к его непредставлению.
В постановлении ФАС Центрального округа от 24.07.2014 по делу N А54-4991/2013 сделан вывод, что согласно пункту 2.3 приложения 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ тип адресного объекта указывается с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к настоящим Требованиям.
Несоблюдение указанного требования при заполнении обществом подпунктов 4.5.1.4 и 4.5.1.6 также не свидетельствует о недостоверности предоставленных им сведений.
Сам по себе факт наличия недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как непредставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом.
Аналогичный вывод содержится и в решении Управления ФНС России по Самарской области от 29.12.2016 N 20-14/38567@ по жалобе ТСЖ "Тополиная,56".
В соответствии с пунктом 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2017 года по делу N А55-3179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Т.С.ЗАСЫПКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)