Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2017 N Ф02-3918/2017 ПО ДЕЛУ N А33-25372/2016

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На общество возложена обязанность в установленный срок произвести перерасчет платы за электроэнергию исходя из норматива потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N А33-25372/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2017 года по делу N А33-25372/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692; ИНН 2466132221; г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) о признании незаконным предписания N 4158-ж от 16.08.2016.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе общество указывает на неправильное применение судами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354), пунктов 150, 152, 153, 153(1), 154 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) (далее - Основные положения N 442), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, в рассматриваемом случае сетевой организацией проведена замена и приемка в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, установленного сетевой организацией на границе балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя, при этом собственником установленного прибора учета является сетевая организация, а не потребитель. Само по себе отсутствие в акте ввода в эксплуатацию прибора учета подписи потребителя не означает, что процедура допуска не соблюдена и данный прибор учета не может использоваться в качестве расчетного.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа N 4158-ж от 03.08.2016 службой в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка на объекте жилищного фонда: индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Энгельса, 55, с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора в связи с поступившим обращением гражданина (N 02-08/5928 от 22.07.2016) о нарушении прав потребителя при предоставлении коммунальных услуг.
В ходе проведения проверки службой установлено, что с 02.04.2015 общество осуществляет учет расхода электроэнергии и начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, представленную потребителю в указанный жилой дом на основании показаний установленного на опоре ВЛ 0,4 кВ прибора учета (тип NP523/20D-1P N 2790383). При этом в акте ввода указанного прибора учета в эксплуатацию N 11-237 от 30.03.2015 отсутствует подпись потребителя; иные доказательства, подтверждающие ввод в эксплуатацию установленного прибора учета для обслуживания указанного жилого дома не представлены.
В связи с тем, что прибор учета тип NP523/20D-1P N 2790383 должным образом не введен в эксплуатацию, служба указала, что в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 расчет начисления платы за потребленную электроэнергию необходимо производить в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 4158-ж от 16.08.2016.
Предписанием службы N 4158-ж от 16.08.2016 на общество возложена обязанность принять меры по устранению выявленного нарушения пунктов 42, 81 (7) Правил N 354 в доме по адресу: г. Красноярск, ул. Энгельса, 55, а именно: в срок до 31.10.2016 произвести перерасчет исходя из норматива потребления электроэнергии.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемого предписания и отсутствия нарушений прав и законных интересов общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 146 Основных положений N 442 установлено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно пункту 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств, опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства.
Собственник энергопринимающих устройств, не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Согласно пункта 152 Основных положений N 442 допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу пункта 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил (пункт 81(3) Правил N 354).
Согласно пункту 81(7) Правил N 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42 Правил N 354).
Руководствуясь указанными нормами, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций установили, что акт ввода в эксплуатацию N 11-237 от 30.03.2015 прибора учета NP523/20D-1P N 2790383, на основании которого общество производило расчет платы за электроэнергию, в нарушение пункта 81(7) Правил N 354 не подписан потребителем, заявка от собственника жилого дома на замену, установку прибора учета не подавалась; доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление потребителя о мероприятиях по установке прибора учета, отсутствуют, следовательно, упомянутый прибор учета не является надлежаще введенным в эксплуатацию и не может применяться при определении объемов потребленной электроэнергии для осуществления расчетов за данный коммунальный ресурс.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии у общества законных оснований для учета расхода электроэнергии на основании показаний установленного на опоре N ВЛ 0,4 кВ прибора учета (NP523/20D-1P N 2790383) и о необходимости производить расчет платы за потребленную электроэнергию в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 Правил N 354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения судами исключительно пунктов 150 - 154 Основных положений N 442 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, как верно установили суды, общество не представило надлежащих доказательств соблюдения порядка ввода в эксплуатацию прибора учета в соответствии с указанными положениями.
Иных заслуживающих внимания доводов, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемом случае у общества обязанности по осуществлению расчетов за электрическую энергию исходя из норматива потребления, в кассационной жалобе не приведено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по данному делу основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2017 года по делу N А33-25372/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)