Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что за ними решением суда признано право пользования комнатой. Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Полагают, что жилое помещение непригодно для проживания. Кроме того, многоквартирный дом по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из программы капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Савченко Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.
судей Железовского С.И., Порохового С.П.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Е.А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска на решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения Е.Е.В., представителя Администрации гор. Хабаровска - Г., объяснение прокурора Лазаревой Н.А. судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района гор. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование указал, что за истцами Е.Е.В. и Е.Е.Б. решением суда признано право пользования комнатой, площадью 15,8 кв. м в квартире <адрес>, в котором они зарегистрированы и проживают совместно с Е.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внук), Е.Т. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внук). Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 29.03.2016 г. заключение городской межведомственной комиссии от 03.09.2015 г. N 349 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома корпус - 23 квартал ДОС (Большой Аэродром) аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу признано незаконным. Полагают, что вышеуказанное жилое помещение не пригодно для проживания. Кроме того, многоквартирный дом <адрес> по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 г. N 479-пр. До настоящего времени решение о расселении жилого дома <адрес> Администрацией города не принималось.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований обязать Администрацию гор. Хабаровска предоставить Е.Е.В., Е.Е.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в гор. Хабаровске, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 21,55 кв. м).
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района гор. Хабаровска не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность, на нарушение норм материального права, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не препятствует установлению в ходе судебного разбирательства с помощью иных доказательств фактического состояния жилого дома, и возможности проживания в нем граждан. Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на улучшение состояния дома, его реконструкцию и капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, со времени принятия решения Администрацией гор. Хабаровска в 2009 г. ответчиком не представлено. Многоквартирный дом <адрес> по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 г. N 479-пр. В связи с угрозой обрушения конструкций жилого дома Администрацией гор. Хабаровска меры к расселению указанных граждан не предпринимаются, срок проведения капитального ремонта ответчиком не установлен. Непринятие органом местного самоуправления соответствующего решения о непригодности дома для проживания, не свидетельствует о том, что дом, расположенный в пределах муниципального образования для проживания пригоден. Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Совокупной доход истцов свидетельствует об их низком материальном достатке, что лишает реальной возможности граждан привести капитальный ремонт занимаемого жилого помещения самостоятельно.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления Администрация гор. Хабаровска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Е.Е.Б. в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что решением Железнодорожного районного суда от 29.02.2016 г. признано право пользования жилым помещением - комнатой, размером 15,8 кв. м в квартире <адрес> за Е.Е.В. с 23.06.1987, г. за Е.Е.Б. с 23.06.1987 г.
Заключением городской межведомственной комиссии N 19 от 25.02.2009 г. дом <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту.
03.09.2015 г. на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям, установленным Положением. Городской межведомственной комиссией принято решение: об отсутствии оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением, для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу.
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 29.03.2016 г. заключение городской межведомственной комиссии от 03.09.2015 г. N 349 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома корпус - 23 квартал ДОС (Большой Аэродром) аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу признано незаконным.
Судом первой инстанции установлено, что истцы обращались к ответчику с просьбой расселить дом по <адрес>.
Исходя из ответов Администрации гор. Хабаровска N 1-24/335 от 02.03.2017 г., N 8152 от 10.10.2016 г. в настоящее время действует заключение городской межведомственной комиссии от 25.02.2009 г. N 19 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного жилого дома.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается стороной истца, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации гор. Хабаровска не состояли, и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Иных жилых помещений, находящихся в собственности не имеют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 18, 40 Конституции РФ, ст. 49, 52, 57, 51, 85, 2, 14 ЖК РФ и исходил из того, что сведения о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащим сносу в деле отсутствуют. Истцами не представлено доказательств, признанных судом достаточными и допустимыми в подтверждение того обстоятельства, что жилой дом, в котором расположена их комната подлежит сносу. Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, следовательно, не имеется правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы согласно пункту 47 Положения межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Как следует из материалов дела сведений о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащими сносу материалы дела не содержат.
Более того, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Судом первой инстанции установлено, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации гор. Хабаровска не состояли, и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
Поскольку из материалов дела следует, что заключения городской межведомственной комиссии о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащим сносу не имеется, истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение не имеется.
Таким образом, принятое по делу решение отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.
Доводы апелляционного представления прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года по гражданскому делу по иску Прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6787/2017
Требование: О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что за ними решением суда признано право пользования комнатой. Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Полагают, что жилое помещение непригодно для проживания. Кроме того, многоквартирный дом по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из программы капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 33-6787/2017
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Савченко Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.
судей Железовского С.И., Порохового С.П.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Е.А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска на решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения Е.Е.В., представителя Администрации гор. Хабаровска - Г., объяснение прокурора Лазаревой Н.А. судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района гор. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование указал, что за истцами Е.Е.В. и Е.Е.Б. решением суда признано право пользования комнатой, площадью 15,8 кв. м в квартире <адрес>, в котором они зарегистрированы и проживают совместно с Е.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внук), Е.Т. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внук). Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 29.03.2016 г. заключение городской межведомственной комиссии от 03.09.2015 г. N 349 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома корпус - 23 квартал ДОС (Большой Аэродром) аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу признано незаконным. Полагают, что вышеуказанное жилое помещение не пригодно для проживания. Кроме того, многоквартирный дом <адрес> по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 г. N 479-пр. До настоящего времени решение о расселении жилого дома <адрес> Администрацией города не принималось.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований обязать Администрацию гор. Хабаровска предоставить Е.Е.В., Е.Е.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в гор. Хабаровске, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 21,55 кв. м).
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района гор. Хабаровска не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность, на нарушение норм материального права, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не препятствует установлению в ходе судебного разбирательства с помощью иных доказательств фактического состояния жилого дома, и возможности проживания в нем граждан. Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на улучшение состояния дома, его реконструкцию и капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, со времени принятия решения Администрацией гор. Хабаровска в 2009 г. ответчиком не представлено. Многоквартирный дом <адрес> по причине большого процента износа конструктивных элементов здания исключен из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 г. N 479-пр. В связи с угрозой обрушения конструкций жилого дома Администрацией гор. Хабаровска меры к расселению указанных граждан не предпринимаются, срок проведения капитального ремонта ответчиком не установлен. Непринятие органом местного самоуправления соответствующего решения о непригодности дома для проживания, не свидетельствует о том, что дом, расположенный в пределах муниципального образования для проживания пригоден. Каких-либо жилых или нежилых помещений в собственности истцы не имеют. Совокупной доход истцов свидетельствует об их низком материальном достатке, что лишает реальной возможности граждан привести капитальный ремонт занимаемого жилого помещения самостоятельно.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления Администрация гор. Хабаровска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Е.Е.Б. в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что решением Железнодорожного районного суда от 29.02.2016 г. признано право пользования жилым помещением - комнатой, размером 15,8 кв. м в квартире <адрес> за Е.Е.В. с 23.06.1987, г. за Е.Е.Б. с 23.06.1987 г.
Заключением городской межведомственной комиссии N 19 от 25.02.2009 г. дом <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту.
03.09.2015 г. на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям, установленным Положением. Городской межведомственной комиссией принято решение: об отсутствии оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением, для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу.
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 29.03.2016 г. заключение городской межведомственной комиссии от 03.09.2015 г. N 349 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома корпус - 23 квартал ДОС (Большой Аэродром) аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу признано незаконным.
Судом первой инстанции установлено, что истцы обращались к ответчику с просьбой расселить дом по <адрес>.
Исходя из ответов Администрации гор. Хабаровска N 1-24/335 от 02.03.2017 г., N 8152 от 10.10.2016 г. в настоящее время действует заключение городской межведомственной комиссии от 25.02.2009 г. N 19 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного жилого дома.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается стороной истца, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации гор. Хабаровска не состояли, и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Иных жилых помещений, находящихся в собственности не имеют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 18, 40 Конституции РФ, ст. 49, 52, 57, 51, 85, 2, 14 ЖК РФ и исходил из того, что сведения о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащим сносу в деле отсутствуют. Истцами не представлено доказательств, признанных судом достаточными и допустимыми в подтверждение того обстоятельства, что жилой дом, в котором расположена их комната подлежит сносу. Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, следовательно, не имеется правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы согласно пункту 47 Положения межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Как следует из материалов дела сведений о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащими сносу материалы дела не содержат.
Более того, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Судом первой инстанции установлено, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации гор. Хабаровска не состояли, и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
Поскольку из материалов дела следует, что заключения городской межведомственной комиссии о признании в установленном законом порядке жилого дома, комнаты в квартире, в которой проживают истцы, аварийными и подлежащим сносу не имеется, истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение не имеется.
Таким образом, принятое по делу решение отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.
Доводы апелляционного представления прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 08 июня 2017 года по гражданскому делу по иску Прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска в интересах Е.Е.В., Е.Е.Б. к Администрации гор. Хабаровска о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Железнодорожного района гор. Хабаровска - без удовлетворения.
Председательствующий
С.И.ДОРОЖКО
Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
С.И.ДОРОЖКО
Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)