Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2016 N 08АП-14301/2015 ПО ДЕЛУ N А70-9241/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. N 08АП-14301/2015

Дело N А70-9241/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14301/2015) Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12 октября 2015 года по делу N А70-9241/2015 (судья Шанаурина Ю.В.), по иску Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени (ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680, дата регистрации: 27.01.2003, адрес: 625036, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Дзержинского, дом 62) к обществу с ограниченной ответственностью "Универсал" (ИНН 7204054310, ОГРН 1027200795225, дата регистрации юридического лица: 20.09.2002, адрес: 625046, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Моторостроителей, дом 9/2 "А"), при участии в деле третьих лиц, общества с ограниченной ответственностью "Олимп", Муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства", Департамента финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени о взыскании суммы нецелевого использования бюджетные средств в размере 138 192 руб. 70 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени - представитель не явился, извещен;
- от общества с ограниченной ответственностью "Универсал" - представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - представитель не явился, извещено;
- от Муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился, извещено;
- от Департамента финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени - представитель не явился, извещен;

- установил:

Департамент городского хозяйства Администрация города Тюмени (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - ответчик, ООО "Универсал") о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 138 192 руб. 70 коп., также просил произвести начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на указанную сумму с момента вступления в законную силу судебного акта и до его фактического исполнения.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявил отказ от иска в части требования о взыскании 138 192 руб. 70 коп. суммы нецелевого использования бюджетных средств, а также просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 340 руб. 89 коп. за период с 06.06.2015 по 01.09.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (ООО "Олимп"), Муниципальное казенное учреждение "Служба технического контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ "Служба технического контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства"), Департамент финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-9241/2015 принят отказ Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени от иска в части взыскания основной суммы долга в размере 138 192 руб. 70 коп. Производство по делу в данной части прекратить. Исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Универсал" в пользу Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени взыскано 3 008 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО "Универсал" в доход федерального бюджета взыскано 90 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент городского хозяйства Администрация города Тюмени обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-9241/2015 изменить, взыскав проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 340 руб. 89 коп.
От ООО "Универсал" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции проверить в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения.
Как следует из материалов дела, 05.11.2014 между Департаментом (уполномоченный орган) и ООО "Универсал" (получатель субсидии) соглашение N 384/14 о предоставлении субсидии, предметом которого является финансирование (субсидирование) отраслевым органом управляющей организации в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме находящемся в управлении управляющей организации и расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Самарцева, 40.
Общий размер субсидии составляет 3 496 607 руб. 15 коп.
Согласно пункту 2.2 соглашения предоставление субсидии осуществляется в безналичной форме на счет подрядной организации по факту завершения работ по капитальному ремонту общего имущества на основании актов выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), а также актов о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ, проверенных и подписанных уполномоченной организацией.
18.11.2013 между ООО "Универсал" (до перемены лица в обязательстве - ООО "УК "Стрела"), МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" и ООО "Олимп" (подрядчик) заключен договор N 384/13 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту.
В рамках договора подряда подрядчик по заданию ответчика выполнял работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Самарцева, 40.
Согласно пункту 3.1. договора подряда стоимость выполняемых подрядчиком работ определялась в соответствии с технической документацией и должна была составить 3 741 630 руб. (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2014).
В соответствии с актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат фактическая стоимость капитального ремонта по договору подряда составила 3 680 639 руб. 10 коп.
С учетом фактической стоимости выполненных работ по капитальному ремонту доли распределились следующим образом:
- - бюджетная доля составила 3 469 607 руб. 15 коп. (3 680 639 руб. 10 коп. x 95%);
- - доля средств собственников составила 184 031 руб. 95 коп. (3 680 639 руб. 10 коп. x 5%).
Во исполнение пункта 2.2. соглашения N 384/14 от 05.11.2014, между Департаментом городского хозяйства Администрация города Тюмени и ООО "Универсал" как получателем субсидии, подрядчику была перечислена сумма субсидии в размере 3 469 607 руб. 15 коп., что подтверждается платежным поручением N 94808 от 18.11.2014 и не оспаривается ответчиком.
По результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени в период с 02.03.2015 по 03.04.2015, составлен акт от 13.04.2015.
Согласно акту проверки от 13.04.2015 установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 145 466 руб. (бюджетная доля 138 192 руб. 70 коп.).
15.05.2015 в адрес ООО "Универсал" как получателя субсидии по соглашению N 384/14 от 05.11.2014 истцом была направлена претензия о возврате в срок до 05.06.2015 сумм завышения объемов фактически выполненных работ.
Во исполнение данной претензии ООО "Олимп" как подрядчик, предъявивший к оплате работы с завышением их объемов, минуя получателя субсидии, коим является ООО "Универсал", произвело возврат денежных средств в размере 138 192 руб. 70 коп. в бюджет города Тюмени на основании платежного поручения N 17 от 1.09.2015.
В связи с нарушением срока возврата данных денежных средств, Департамент городского хозяйства Администрация города Тюмени обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ООО "Универсал" с получателя субсидии по соглашению N 384/14 от 05.11.2014, 3 340 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.06.2015 по 01.09.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент проведения проверки) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В данном случае представленным в материалы дела платежным поручением N 94808 от 18.11.2014 подтверждается факт перечисления истцом во исполнение условий соглашения N 384/14 от 05.11.2014, заключенного между Департаментом городского хозяйства Администрация города Тюмени и ООО "Универсал" как получателем субсидии, подрядчику (ООО "Олимп") субсидии в размере 3 469 607 руб. 15 коп. в целях компенсации расходов ООО "Универсал" на оплату работ ООО "Олимп" по договору подряда N 384/13 от 18.11.2013.
Согласно договору подряда N 384/13 от 18.11.2013 заказчик и техническая служба проверяют качество и объем выполненных работ, а Департамент городского хозяйства Администрация города Тюмени является только финансовым органом, который производит оплату напрямую подрядчику. Поэтому заказчик обязан контролировать процесс выполнения работ и отвечать за нецелевое использование бюджетных средств, в случае завышения объемов работ подрядчиком.
Как было указано выше, по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени в период с 02.03.2015 по 03.04.2015, в акте от 13.04.2015 установлено завышение стоимости выполненных по договору N 384/13 от 18.11.2013 работ на сумму 145 466 руб. (бюджетная доля 138 192 руб. 70 коп.).
Таким образом, учитывая положения процитированных норм права и фактические обстоятельства дела, в данном случае у ООО "Универсал" возникла обязанность по возврату нецелевого использования бюджетных средств в размере 138 192 руб. 70 коп.
В соответствии с претензией Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени возврат указанной суммы должен был быть произведен ООО "Универсал" до 05.06.2012.
Однако фактически названные денежные средства возвращены лишь 01.09.2015 (платежное поручение N 17 от 01.09.2015).
Период просрочки составил с 06.06.2015 по 01.09.2015.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения правоотношений) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" внесены изменения в часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.06.2015. Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая общие принципы действия норм, устанавливающих ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств, и учитывая длящийся характер нарушения (просрочки исполнения обязательства по оплате за поставленный товар), при просрочке платежа, имевшей место в период до введения закона в действие, должны применяться последствия в прежнем размере (согласно ранее действовавшей редакции статьи 395 ГК РФ), а за период после вступления в силу Федерального закона N 42-ФЗ актуальная редакция закона.
С 01.06.2015 статья 395 ГК РФ действует в новой редакции.
Принимая во внимание, что истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.6.2015 по 01.09.2015 (уже в момент действия статьи 395 в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"), соответственно к правоотношениям по оплате процентов подлежит применению новая редакция статьи 395 ГК РФ.
Таким образом, с учетом требования норм статьи 395 ГК РФ, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, а также учитывая, что обязательства по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами возникли с 06.06.2015 по 01.09.2015, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами следует производить согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в новой редакции, согласно которой размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что истец обоснованно произвел начисление процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.06.2015 по 01.09.2016 в сумме 3 340 руб. 89 коп. исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц (10,12%).
С учетом изложенного, требование Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени о взыскании с ООО "Универсал" процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в сумме 3 340 руб. 89 коп.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-9241/2015 подлежит изменению, апелляционная жалоба Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлине поиску и апелляционной жалобе относятся на ООО "Универсал" в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12 октября 2015 года по делу N А70-9241/2015 в обжалуемой части изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ИНН 7204054310, ОГРН 1027200795225) в пользу Департамента городского хозяйства Администрация города Тюмени (ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680) 3 340 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ИНН 7204054310, ОГРН 1027200795225) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по иску.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ИНН 7204054310, ОГРН 1027200795225) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Т.А.ЗИНОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)