Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2016 N 10АП-5947/2016 ПО ДЕЛУ N А41-8289/16

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу N А41-8289/16


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Москалева О.М., по доверенности от 25.05.2016 N 141-и,
от ООО "ТСК Мосэнерго" - Смирнов В.С., по доверенности от 11.01.2016 N 01/16,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТСК Мосэнерго" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2016 года по делу N А41-8289/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
по заявлению ООО "ТСК Мосэнерго" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТСК Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Госжилинспекция МО) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.01.2016 N 08ОГ-72680-78-28-2015, вынесенным в порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2016 по делу N А41-8289/16 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТСК Мосэнерго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ТСК Мосэнерго" в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.12.2015 сотрудниками Госжилинспекции Московской области на основании распоряжения от 30.11.2015 N 08ОГ-72680-78-28-2015 с целью проверки обращений жителей, проживающих по адресу: Московская область, г. Электрогорск, ул. Комсомольская, д. 7, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства ООО "ТСК Мосэнерго", являющегося ресурсоснабжающей организацией по подаче горячего водоснабжения дома N 7 по указанному адресу, согласно договору горячего водоснабжения от 01.04.2013 N 2001, заключенного между ООО "ТСК Мосэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Элинком" (абонент).
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 N 354, выразившиеся в том, что температура горячего водоснабжения не соответствует нормативным требованиям установленным пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно: температура горячего водоснабжения на вводе в дом в районе первого подъезда составляла +43,0 °C, на вводе в третий подъезд +43,4 °C, что ниже установленного норматива.
Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 15.12.2015 N 08ОГ- 72680-78-28-2015, и посредством составления фототаблицы.
18.12.2015 по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции МО в отношении ООО "ТСК Мосэнерго" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
28.01.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции МО, в отсутствии, надлежаще уведомленного, законного представителя Общества ходатайств и жалоб, в отношении ООО "ТСК Мосэнерго" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08ОГ- 72680-78-28-2015, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ТСК Мосэнерго" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в качестве обоснования заявленных требований на отсутствие в действиях общества состава вмененного правонарушения, поскольку правонарушение вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля ООО "ТСК Мосэнерго".
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются отношения в области предоставления коммунальных услуг, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила, объективную сторону нарушения составляет виновное нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействия), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); Из содержания пункта 3 Правил следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно пункту 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как следует из материалов дела, ООО "ТСК Мосэнерго" является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячего водоснабжения дома N 7 по указанному адресу, согласно договору горячего водоснабжения от 01.04.2013 N 2001, заключенного между ООО "ТСК Мосэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Элинком" (абонент).
Как лицо, оказывающее услуги на возмездной основе за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, именно ООО "ТСК Мосэнерго" должно принимать меры по устранению нарушения режимов и параметров передаваемой горячей воды в точки разбора, установленные на вводе в указанный дом.
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам.
Пунктами 149, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя коммунальных услуг, который освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В подпункте "б" пункта 4 Правил N 354 приведены оказываемые потребителю виды коммунальных услуг, в том числе снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда N 170 изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, и являются обязательными для исполнения.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Факт подачи обществом горячей воды, несоответствующей нормативному уровню обеспечения населения коммунальными услугами подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 15.12.2015.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что ООО "ТСК Мосэнерго" нарушены нормативы уровня обеспечения населения коммунальными услугами по адресу: Московская область, г. Электрогорск, ул. Комсомольская, д. 7.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" содержится разъяснение о том, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом суду не представлено.
Доводу апелляционной жалобы общества об отсутствии в его действиях вины, как необходимого признака состава административного правонарушения со ссылкой на то, что во исполнение предписания Госжилинспекции МО от 18.12.2015 выполнило работы по прокладке циркуляционного трубопровода для подключения обратного водоснабжения и обеспечения циркуляции горячего водоснабжения дома, расположенного указанному выше адресу, дана объективная оценка судом первой инстанции.
При этом суд обоснованно указал, что имея реальную и объективную возможность для соблюдения обязательств по договору горячего водоснабжения от 01.04.2013 N 2001 и для соблюдения нормативов по обеспечению надлежащего температурного режима подачи горячей воды в точки ввода в указанный многоквартирный дом, Общество не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Таким образом, в действиях Общества административным органом правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности со стороны административного органа ни судом первой инстанции ни судом апелляционной инстанции не обнаружено.
Срок давности, привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Наказание назначено с учетом требований ч. 3 ст. 4.2 КоАП РФ, в минимальном размере санкции, предусмотренной статей 7.23 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2016 года по делу N А41-8289/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)