Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.07.2017 N 4А-378/2017

Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2017 г. N 4а-378/2017


Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области К. на вступившее в законную силу решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 15 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "***" П.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Гая Оренбургской области от 20 апреля 2017 года *** общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "***" (далее - ООО УК "***", управляющая компания, общество) П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1 названного Кодекса в виде предупреждения.
Решением судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 15 мая 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Гая Оренбургской области от 20 апреля 2017 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, - заместитель начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области К. просит об отмене судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
П., уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом жилищной инспекции жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из материалов дела установлено следующее.
ООО УК "***" имеет лицензию от 28 апреля 2015 года N *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом N *** по пр. *** в г. *** на основании договора управления многоквартирным домом от 13 июля 2012 года. В реестр лицензии внесены сведения об адресе данного многоквартирного дома.
02 марта 2017 года на основании обращения собственника помещения названного многоквартирного дома (вх. от 20 февраля 2017 года N ***) должностным лицом жилищной инспекции проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что 16 ноября 2015 года ООО УК "***" проводилось внеочередное общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома по вопросу утверждения стоимости и перечня работ (услуг) по договору управления многоквартирным домом на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. Итоги собрания оформлены протоколом от 26 ноября 2015 года.
По результату мониторинга официальных сайтов www.reformagkh.ru, www.orengil-ins.orb.ru установлено, что по состоянию на 02 марта 2017 года указанный протокол управляющей организацией на сайтах не размещен, в том числе в форме 2.7 "Сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме".
Основанием привлечения *** ООО УК "***" П. к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, послужили изложенные в акте мониторинга, протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи выводы о нарушении П., как должностным лицом управляющей компании, лицензионных требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, выразившихся в несоблюдении обществом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
Судья городского суда отменил постановление мирового судьи, указав о том, что согласно сведениям официального сайта Минкомсвязи России (minsvyaz.ru) на территории Оренбургской области с 01 февраля 2016 года вступило в силу соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), в связи с чем на момент выявления правонарушения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ на территории Оренбургской области не подлежали применению.
Приняв во внимание данное обстоятельство, судья пришел к выводу о том, что в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку на момент выявления правонарушения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ на территории Оренбургской области не действовали, неисполнение управляющей компанией обязанности по размещению информации в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 (далее - Стандарт), не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В настоящей жалобе должностное лицо, не соглашаясь с выводом судьи городского суда и анализируя во взаимосвязи положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 469-ФЗ), Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федерального закона от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 263-ФЗ), полагает, что до 01 января 2018 года у управляющих компаний сохраняется обязанность по раскрытию информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом. Считает, что данная обязанность распространяется в том числе на управляющие компании, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Оснований согласиться с доводами жалобы не имеется по следующим основаниям.
Статьей 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подп. "в" п. 3 названного Положения лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно п. п. 6, 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является, в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 настоящего Кодекса, и требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10.1 указанной статьи управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
В силу частей 3, 4, 5 ст. 6 Федерального закона N 263-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01 июля 2016 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения и до 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются для всех субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ, вступившего в силу 30 июня 2015 года) определено, что с 01 августа 2015 года информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (в редакции Закона N 255-ФЗ), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Материалами дела установлено, что 23 июля 2015 года заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Оренбургской области, которое вступило в силу 01 февраля 2016 года. Следовательно, с 01 июня 2016 года положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, утвердившего Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Оренбургской области, утрачивают силу и подлежат применению нормы ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.
Что касается доводов жалобы о продлении ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 469-ФЗ сроков раскрытия информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 31 декабря 2017 года включительно необходимо отметить следующее.
Федеральным законом N 469-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 263-ФЗ, в соответствии с которыми продлены сроки раскрытия информации в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 01 января 2018 года (ч. 3 ст. 3).
При этом Федеральным законом N 469-ФЗ не вносились изменения в ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 263-ФЗ, на основании которой по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения, поскольку их заключение повлекло за собой исполнение юридически значимых действий, в том числе обязанность поставщиков информации по размещению соответствующих данных в ГИС ЖКХ до 01 июля 2016 года.
Кроме того, ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 469-ФЗ, продлевающая сроки применения положений п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, не содержит оговорки в отношении субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Таким образом, положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно на территории субъектов Российской Федерации, не заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Следовательно, на территории Оренбургской области с 01 июня 2016 года в число лицензионных требований не входит соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
Исходя из изложенного, оснований к отмене решения судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 15 мая 2017 года, вынесенного в отношении *** ООО УК "***" П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

в удовлетворении жалобы заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области К. отказать.
Решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 15 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении *** ООО УК "*** П. оставить без изменения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда
С.В.БЕЛИНСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)