Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" (ОГРН 1072130020710, ИНН 2130032656, г. Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 20)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015
по делу N А79-4196/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1"
о признании недействительными протокола и решения заседания Лицензионной комиссии по Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами при Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 14.04.2015 N 3 (вопрос N 17) и акта проверки от 13.04.2015 N 22/77,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" - Щербаковой Т.Ф. по доверенности от 21.12.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) - Казамбаевой Н.Н. по доверенности от 17.09.2015;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Даниловой С.Г. по доверенности от 30.12.2015,
и
общество с ограниченной ответственностью "ПИК-1" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными протокола и решения заседания Лицензионной комиссии по Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Лицензионная комиссия) при Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 14.04.2015 N 3 в части отказа Обществу в выдаче лицензии (вопрос N 17), недействительным акта проверки от 13.04.2015 N 22/77.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), уполномоченный по правам предпринимателей по Чувашской Республике Иванов В.И.
Решением от 13.11.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 16.03.2015 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения руководителя Инспекции от 23.03.2015 N 529 в период с 27.03.2015 по 23.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью оценки соответствия сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и представленных документах, положениям частей 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а также лицензионным требованиям, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 13.04.2015 N 22/77.
В частности, проверяющие установили, что Общество раскрывает информацию в сети Интернет на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - www.reformagkh.ru и на портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru.
При этом на сайте www.reformagkh.ru отсутствует информация о нормативах потребления коммунальных услуг (в текущей анкете Общества в пункте 8 раздела "Деятельность по управлению МКД" имеется ссылка на файл N 1, именуемый "Тарифы на коммунальные услуги", по которой открывается документ "Тарифы на услуги организации коммунального комплекса для населения 2014 - 2015 гг."). Информация о нормативах потребления отсутствует также в сведениях по многоквартирным домам NN 4, 15, 17 к. А по ул. 324 Стрелковой Дивизии. N 2, 18 к. 1 по ул. Кадыкова, N 21 по пр. Тракторостроителей, N 14, 20 по бульвару Эгерский в г. Чебоксары.
Кроме того, Общество привлекалось Инспекцией к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домами: постановлением от 09.04.2014 N 02/115 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб., который оплачен 17.04.2015; постановлением от 05.05.2014 N 02/144 по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., который оплачен 15.05.2014; постановлением от 18.08.2014 N 02/247 по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., который оплачен 08.09.2014, а также должностное лицо Общества - и.о. главный инженер Клементьев А.Г. постановлением от 06.03.2015 N 02/51 привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб., который оплачен 24.03.2015.
На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии также размещены сведения о привлечении Общества постановлением от 14.01.2014 N 18 к административной ответственности на основании статьи 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде штрафа в размере 10 000 руб., постановлением от 19.08.2014 N 871 к административной ответственности на основании статьи 14.7 КоАП РФ за обман потребителей в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Вместе с тем на сайте http://www.reformagkh.ru Обществом указаны четыре случая привлечения к административной ответственности и приложены копии (сканы) трех постановлений Инспекции, одно постановление мирового судьи от 26.08.2014, а информация и копия постановления о привлечения к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), а также информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике не размещены.
На портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru указаны случаи привлечения Общества к административной ответственности в 2014 году, однако без приложений копий соответствующих постановлений, а также не размещена информация и копия постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике. В свою очередь в пункте 4.1 раздела "Сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности за отчетный период" значится, что управляющая организация к административной ответственности не привлекалась.
На обоих сайтах также отсутствуют сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Данные обстоятельства признаны нарушением требований пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпунктов "д", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В этой связи орган государственного жилищного надзора по результатам рассмотрения заявления Общества подготовил для Лицензионной комиссии мотивированное предложение об отказе в предоставлении лицензии.
14.04.2015 Лицензионной комиссией принято решение об отказе Обществу в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 17 протокола заседания Лицензионной комиссии от 14.04.2015 N 3).
Посчитав протокол и решение Лицензионной комиссии, а также акт проверки Инспекции не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части требования заявителя о признании недействительным акта от 13.04.2015 N 22/77, принятого Инспекцией по результатам контрольного мероприятия, суд апелляционной инстанции считает, что производство по делу в этой части подлежало прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт от 13.04.2015 N 22/77, оформленный по результатам контрольных мероприятий, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку последствия отказа в удовлетворении требования и прекращения производства по делу для заявителя одинаковые, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра решения в этой части.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 1 статьи 12 Закона о лицензировании (Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии) дополнена пунктом 51 "Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами", а Жилищный кодекс Российской Федерации - разделом X, устанавливающим необходимость лицензирования деятельности управляющих организаций.
На основании статьи 7 указанного Федерального закона и части 1.3 статьи 161 ЖК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно пункту 3.16 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 N 32, Инспекция осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Статья 192 ЖК РФ предусматривает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом установлен в статье 13 Закона о лицензировании.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (часть 2 статьи 194 ЖК РФ).
Аналогичные основания для отказа соискателю лицензии в ее предоставлении предусмотрены пунктами 1 - 2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании.
Согласно статье 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. К полномочиям лицензионной комиссии относится в том числе принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2014 N 435 создана лицензионная комиссия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и утверждено Положение о данной комиссии.
В пунктах 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 7.1 - 7.4 указанного Положения установлены следующие положения. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Чувашской Республики осуществляет Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - лицензирующий орган). Проведение организационных мероприятий по формированию лицензионной комиссии и техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии осуществляет лицензирующий орган. Основными полномочиями лицензионной комиссии является в том числе принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Лицензионная комиссия осуществляет следующие функции: рассматривает материалы, подготовленные лицензирующим органом для лицензионной комиссии для принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии); принимает решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии на основании представленного лицензирующим органом мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. На основании представленного лицензирующим органом мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего мотивированного предложения от лицензирующего органа. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии направляется в лицензирующий орган не позднее двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для лицензирующего органа основанием для выдачи лицензии. Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии являются: а) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; б) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации. Решение лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
В пункте 2 Положения определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Из пункта 4 Положения следует, что к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Пункты 5, 6 Положения определяют, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании, в котором также указываются сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.
К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Закона о лицензировании, а также копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.
В силу пункта 7 Положения представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом о лицензировании.
Принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 ЖК РФ, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Закона о лицензировании с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (пункт 10 Положения).
На основании части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 названного Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 161 ЖК РФ).
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать в частности: информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (подпункт "д"); информацию о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (подпункт "к").
При этом информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" Стандарта раскрытия информации, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив (пункт 3.1 Стандарта раскрытия информации).
В пункте 5 Стандарта раскрытия информации установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В силу пункта 6 Стандарта раскрытия информации информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 16 Стандарта определено, что изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и определен официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2013 N 28833).
Согласно данному нормативному правовому акту определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение подпунктов "д", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации:
- - на сайте www.reformagkh.ru отсутствовала информация о нормативах потребления коммунальных услуг (в текущей анкете Общества в пункте 8 раздела "Деятельность по управлению МКД" имелась ссылка на файл N 1 именуемый "Тарифы на коммунальные услуги", по которой открывается документ "Тарифы на услуги организации коммунального комплекса для населения 2014 - 2015 гг."). Информация о нормативах потребления отсутствовала также в сведениях по многоквартирным домам NN 4, 15, 17 к. А по ул. 324 Стрелковой Дивизии. N 2, 18 к. 1 по ул. Кадыкова, N 21 по пр. Тракторостроителей, N 14, 20 по бульвару Эгерский в г. Чебоксары;
- - на сайте http://www.reformagkh.ru Обществом не размещена информация и копия постановления о привлечения к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), а также информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике.
На портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru указаны случаи привлечения Общества к административной ответственности в 2014 году без приложения копий соответствующих постановлений, а также не размещена информация и копия постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике. В свою очередь в пункте 4.1 раздела "Сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности за отчетный период" значится, что управляющая организация к административной ответственности не привлекалась.
На обоих сайтах отсутствуют сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Общество не соответствует лицензионному требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Ссылка Общества на устранение выявленных в ходе проверки нарушений судом обоснованно отклонена, поскольку оно не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Более того, представитель Общества пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения были устранены после принятия оспариваемых актов, в связи с чем Инспекцией выдана соответствующая лицензия.
Довод о ненадлежащем обеспечении деятельности сайтов, использованных в ходе проверки, заявитель также не доказал.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые протокол и решение Лицензионной комиссии не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в рассмотренной части.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015 по делу N А79-4196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 ПО ДЕЛУ N А79-4196/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А79-4196/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" (ОГРН 1072130020710, ИНН 2130032656, г. Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 20)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015
по делу N А79-4196/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1"
о признании недействительными протокола и решения заседания Лицензионной комиссии по Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами при Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 14.04.2015 N 3 (вопрос N 17) и акта проверки от 13.04.2015 N 22/77,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" - Щербаковой Т.Ф. по доверенности от 21.12.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) - Казамбаевой Н.Н. по доверенности от 17.09.2015;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Даниловой С.Г. по доверенности от 30.12.2015,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПИК-1" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными протокола и решения заседания Лицензионной комиссии по Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Лицензионная комиссия) при Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 14.04.2015 N 3 в части отказа Обществу в выдаче лицензии (вопрос N 17), недействительным акта проверки от 13.04.2015 N 22/77.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), уполномоченный по правам предпринимателей по Чувашской Республике Иванов В.И.
Решением от 13.11.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 16.03.2015 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения руководителя Инспекции от 23.03.2015 N 529 в период с 27.03.2015 по 23.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью оценки соответствия сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и представленных документах, положениям частей 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а также лицензионным требованиям, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 13.04.2015 N 22/77.
В частности, проверяющие установили, что Общество раскрывает информацию в сети Интернет на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - www.reformagkh.ru и на портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru.
При этом на сайте www.reformagkh.ru отсутствует информация о нормативах потребления коммунальных услуг (в текущей анкете Общества в пункте 8 раздела "Деятельность по управлению МКД" имеется ссылка на файл N 1, именуемый "Тарифы на коммунальные услуги", по которой открывается документ "Тарифы на услуги организации коммунального комплекса для населения 2014 - 2015 гг."). Информация о нормативах потребления отсутствует также в сведениях по многоквартирным домам NN 4, 15, 17 к. А по ул. 324 Стрелковой Дивизии. N 2, 18 к. 1 по ул. Кадыкова, N 21 по пр. Тракторостроителей, N 14, 20 по бульвару Эгерский в г. Чебоксары.
Кроме того, Общество привлекалось Инспекцией к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домами: постановлением от 09.04.2014 N 02/115 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб., который оплачен 17.04.2015; постановлением от 05.05.2014 N 02/144 по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., который оплачен 15.05.2014; постановлением от 18.08.2014 N 02/247 по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., который оплачен 08.09.2014, а также должностное лицо Общества - и.о. главный инженер Клементьев А.Г. постановлением от 06.03.2015 N 02/51 привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб., который оплачен 24.03.2015.
На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии также размещены сведения о привлечении Общества постановлением от 14.01.2014 N 18 к административной ответственности на основании статьи 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде штрафа в размере 10 000 руб., постановлением от 19.08.2014 N 871 к административной ответственности на основании статьи 14.7 КоАП РФ за обман потребителей в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Вместе с тем на сайте http://www.reformagkh.ru Обществом указаны четыре случая привлечения к административной ответственности и приложены копии (сканы) трех постановлений Инспекции, одно постановление мирового судьи от 26.08.2014, а информация и копия постановления о привлечения к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), а также информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике не размещены.
На портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru указаны случаи привлечения Общества к административной ответственности в 2014 году, однако без приложений копий соответствующих постановлений, а также не размещена информация и копия постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике. В свою очередь в пункте 4.1 раздела "Сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности за отчетный период" значится, что управляющая организация к административной ответственности не привлекалась.
На обоих сайтах также отсутствуют сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Данные обстоятельства признаны нарушением требований пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпунктов "д", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В этой связи орган государственного жилищного надзора по результатам рассмотрения заявления Общества подготовил для Лицензионной комиссии мотивированное предложение об отказе в предоставлении лицензии.
14.04.2015 Лицензионной комиссией принято решение об отказе Обществу в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 17 протокола заседания Лицензионной комиссии от 14.04.2015 N 3).
Посчитав протокол и решение Лицензионной комиссии, а также акт проверки Инспекции не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части требования заявителя о признании недействительным акта от 13.04.2015 N 22/77, принятого Инспекцией по результатам контрольного мероприятия, суд апелляционной инстанции считает, что производство по делу в этой части подлежало прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт от 13.04.2015 N 22/77, оформленный по результатам контрольных мероприятий, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку последствия отказа в удовлетворении требования и прекращения производства по делу для заявителя одинаковые, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра решения в этой части.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 1 статьи 12 Закона о лицензировании (Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии) дополнена пунктом 51 "Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами", а Жилищный кодекс Российской Федерации - разделом X, устанавливающим необходимость лицензирования деятельности управляющих организаций.
На основании статьи 7 указанного Федерального закона и части 1.3 статьи 161 ЖК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно пункту 3.16 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 N 32, Инспекция осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Статья 192 ЖК РФ предусматривает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом установлен в статье 13 Закона о лицензировании.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (часть 2 статьи 194 ЖК РФ).
Аналогичные основания для отказа соискателю лицензии в ее предоставлении предусмотрены пунктами 1 - 2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании.
Согласно статье 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. К полномочиям лицензионной комиссии относится в том числе принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2014 N 435 создана лицензионная комиссия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и утверждено Положение о данной комиссии.
В пунктах 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 7.1 - 7.4 указанного Положения установлены следующие положения. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Чувашской Республики осуществляет Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - лицензирующий орган). Проведение организационных мероприятий по формированию лицензионной комиссии и техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии осуществляет лицензирующий орган. Основными полномочиями лицензионной комиссии является в том числе принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Лицензионная комиссия осуществляет следующие функции: рассматривает материалы, подготовленные лицензирующим органом для лицензионной комиссии для принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии); принимает решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии на основании представленного лицензирующим органом мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. На основании представленного лицензирующим органом мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего мотивированного предложения от лицензирующего органа. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии направляется в лицензирующий орган не позднее двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для лицензирующего органа основанием для выдачи лицензии. Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии являются: а) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; б) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации. Решение лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
В пункте 2 Положения определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Из пункта 4 Положения следует, что к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Пункты 5, 6 Положения определяют, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании, в котором также указываются сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.
К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Закона о лицензировании, а также копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.
В силу пункта 7 Положения представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом о лицензировании.
Принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 ЖК РФ, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Закона о лицензировании с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (пункт 10 Положения).
На основании части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 названного Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 161 ЖК РФ).
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать в частности: информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (подпункт "д"); информацию о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (подпункт "к").
При этом информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" Стандарта раскрытия информации, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив (пункт 3.1 Стандарта раскрытия информации).
В пункте 5 Стандарта раскрытия информации установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В силу пункта 6 Стандарта раскрытия информации информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 16 Стандарта определено, что изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и определен официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2013 N 28833).
Согласно данному нормативному правовому акту определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение подпунктов "д", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации:
- - на сайте www.reformagkh.ru отсутствовала информация о нормативах потребления коммунальных услуг (в текущей анкете Общества в пункте 8 раздела "Деятельность по управлению МКД" имелась ссылка на файл N 1 именуемый "Тарифы на коммунальные услуги", по которой открывается документ "Тарифы на услуги организации коммунального комплекса для населения 2014 - 2015 гг."). Информация о нормативах потребления отсутствовала также в сведениях по многоквартирным домам NN 4, 15, 17 к. А по ул. 324 Стрелковой Дивизии. N 2, 18 к. 1 по ул. Кадыкова, N 21 по пр. Тракторостроителей, N 14, 20 по бульвару Эгерский в г. Чебоксары;
- - на сайте http://www.reformagkh.ru Обществом не размещена информация и копия постановления о привлечения к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), а также информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике.
На портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru указаны случаи привлечения Общества к административной ответственности в 2014 году без приложения копий соответствующих постановлений, а также не размещена информация и копия постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица Общества (от 06.03.2015 N 02/51), информация о привлечении к административной ответственности Общества Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике. В свою очередь в пункте 4.1 раздела "Сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности за отчетный период" значится, что управляющая организация к административной ответственности не привлекалась.
На обоих сайтах отсутствуют сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Общество не соответствует лицензионному требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Ссылка Общества на устранение выявленных в ходе проверки нарушений судом обоснованно отклонена, поскольку оно не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Более того, представитель Общества пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения были устранены после принятия оспариваемых актов, в связи с чем Инспекцией выдана соответствующая лицензия.
Довод о ненадлежащем обеспечении деятельности сайтов, использованных в ходе проверки, заявитель также не доказал.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые протокол и решение Лицензионной комиссии не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в рассмотренной части.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2015 по делу N А79-4196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК-1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)