Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2016 N Ф05-2054/2016 ПО ДЕЛУ N А40-18847/15

Требование: О взыскании за счет казны субъекта РФ межтарифной разницы недополученных доходов.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган исполнительной власти субъекта РФ отказал истцу в возмещении межтарифной разницы недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для бытовых нужд населения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу N А40-18847/15


Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Дегтяревой Н.В., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
- от истца - Лаврентьев М.А., доверенность б/номера от 30.06.2015 года;
- от ответчика - Полищук Д.А., доверенность N 35-08-66/15 от 17.12.2015 года;
- от третьих лиц - 1. Префектура ЦАО г. Москвы - Никулин П.А., довер. N ЦАО-07-13-5228/5 от 04.12.2015 года; 2. РЭК Москвы - Ткачук Т.С., доверенность N 20/Т/15 от 05.05.2015 года; от других лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 23 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ЗАО "Тепловые и коммунальные сети"
на решение от 17 сентября 2015 года
Арбитражного суда гор. Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 03 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" (ОГРН 1087746609620, 117279, город Москва, ул. Миклухо-Маклая, 34, пом. IV комн. 37)
о взыскании денежных средств,
к Департаменту финансов города Москвы (ОГРН 1027700505348, 125047, город Москва, площадь Миусская, 2)
третьи лица - Префектура ЦАО г. Москвы; Государственное казенное учреждение г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа"; Региональная энергетическая комиссия г. Москвы,

установил:

Закрытое акционерное общество "Тепловые и коммунальные сети" обратилось с иском к Департаменту финансов города Москвы о взыскании за счет казны города Москвы межтарифной разницы недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для бытовых нужд населения в размере 31.143.159,09 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 года, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Закрытое акционерное общество "Тепловые и коммунальные сети" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по мотивам, изложенным в отзыве.
Представители Префектуры ЦАО гор. Москвы и РЭК города Москвы против удовлетворения жалобы также возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ЗАО "ТКС" является теплоснабжающей организацией для многоквартирных домов и нежилых строений. Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.12.2011 г. N 763-э предприятие было включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 77.1.71. ЗАО "ТКС" осуществляло поставку тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, а также тепловой энергии, направляемой для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения в рамках заключенных договоров ООО УК "Дом-Мастер", ТСЖ "Хлыновский", ТСЖ "Паритет", ТСЖ "Феникс", ТСЖ "Кривоколенный 9", ТСЖ "Николоямская 38/23", ТСЖ "Мэдисон", ООО УК "АВАНГАРДЪ", ТСЖ "Кривоколенный 10-2, ТСЖ "НАШ ДОМ "КВАТРО", ТСЖ "ИНГЕОКОМ", ГБУК г. Москвы "Московский театр под руководством О. Табакова", Филиал "Фирмы Уют", ЗАО "Моспромстрой", ЗАО "Ремстройтрест", Филиал N ГУП ЭВАЖД, ТСЖ "Таганская площадь", ООО УК "Покровская", также Истец являлся одновременно управляющей организацией для двух многоквартирных домов: ул. Старая Басманная, д. 12с5 и Денисовский пер., д. 22. Согласно п. 7 Приказа Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения. Как указал истец, у ЗАО "ТКС" отсутствует возможность производства горячей воды, истец не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
Согласно ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
ЗАО "ТКС" осуществляло поставку компонента тепловой энергии для последующего приготовления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения, а также коммунальную услугу тепловой энергии на отопление. При этом поставка тепловой энергии на отопление и подогрев ХВС для нужд ГВС осуществлялась до тепловых пунктов, которые не принадлежат на праве собственности или ином законном основании ЗАО "ТКС", и на которых производится приготовление горячей воды для оказания коммунальной услуги ГВС, а также коммунальная услуга отопление. В целях установления тарифа на горячую воду ЗАО "ТКС" обращалось в РЭК Москвы с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого письмом от 09.10.2013 г. было отказано.
Поскольку тариф на горячую воду не мог быть установлен, то ЗАО "ТКС" использовало установленный тариф на тепловую энергию для компонента тепловой энергии на подогрев ХВС для нужд ГВС. Причем расчеты ЗАО "ТКС" за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления и для подогрева по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлениями N 671-ПП и 748-ПП.
Согласно п. 2 данных Постановлений тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 и 2014 году для расчетов с населением, являются льготными, а разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно расчету истца, сумма межтарифной разницы, подлежащая возмещению из бюджета города Москвы теплоснабжающей организации в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию в целях подогрева ХВС в целях горячего водоснабжения, за спорный период составляет 31.143.159 руб. 09 коп.
В целях возмещения данной межтарифной разницы недополученных доходов в адрес Департамента финансов города Москвы была направлена претензия от 04.02.2015 г. N б/н, которая была оставлена Департаментом финансов города Москвы без ответа и удовлетворения.
Разрешая спор по существу, суд в решении и постановлении пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом суд обоснованно указал, что ЗАО "ТКС" не является теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией в отношении многоквартирных домов по адресам, указанным в исковом заявлении. Указанные обстоятельства в отношении ЗАО "ТКС" были установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-74908/2014.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, тепловые сети ЗАО "ТКС" не были присоединены к бесхозяйным тепловым сетям, которые питают многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении, ЗАО "ТКС" не осуществляет эксплуатацию и не несет расходы по содержанию данных бесхозяйных тепловых сетей. При этом одним из основных условий для утверждения тарифа на тепловую энергию является владение на законном основании тепловыми сетями, подключенными к теплопринимающим установкам здания, жилого дома, строения и сооружения. Причем внутриквартальные городские сети включают в себя тепловые вводы, тепловые пункты, узлы учета тепловой энергии и горячей воды, разводящие тепловые сети до внутридомовых сетей, находятся, находились в собственности города Москвы или являются бесхозными. Тепловые сети и тепловые пункты технологически связаны и образуют единую схему теплоснабжения города Москвы, то есть имеют самостоятельное назначение, не связанное с обеспечением теплоснабжения одного дома и предназначены для самостоятельного использования.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона N 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. При этом обязанность эксплуатации бесхозяйных сетей принадлежит не любому лицу, она обусловлена принадлежностью этому лицу сетей, непосредственно присоединенных к бесхозяйным, либо передачей их для эксплуатации органом местного самоуправления. Сторонами не оспаривается, что ЗАО "ТКС" покупало тепловую энергию и теплоноситель для последующей перепродажи потребителям, расположенным за тепловыми пунктами, т.е. являлось не производителем, а перепродавцом тепловой энергии. В качестве основания для заключения договоров теплоснабжения являлись заключенные между ЗАО "ТКС", управляющими компаниями и ТСЖ договоры на техническое обслуживание объектов теплового хозяйства, а также соглашения о совместном управлении имуществом.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (далее по тексту - Постановление N 671-ПП) был установлен тариф для населения на 2013 год в размере с 01.01.2013 по 31.07.2013 - 1220,76 руб./Гкал - без НДС; с 01.08.2013 по 31.12.2013 - 1330,63 руб./Гкал - без НДС; Постановлением РЭК Москвы от 07.12.2011 N 148 был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАО "ТКС" (для иных потребителей, кроме населения) с 01.09.2012 по 12.08.2013 - 1641,67 руб./Гкал - без НДС; Постановлением РЭК Москвы от 06.08.2013 N 109-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАО "ТКС" (для иных потребителей, кроме населения): 1. с 13.08.2013 по 31.12.2013 - 1417,20 руб./Гкал - без НДС; Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год" был установлен тариф (далее по тексту - Постановление N 748-ПП) с 01.01.2014 по 01.07.2014 - 1330,63 руб./Гкал - без НДС; Постановлением РЭК Москвы от 17.12.2013 N 405-тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" (для иных потребителей, кроме населения) был установлен тариф с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 1412,46 руб./Гкал - без НДС.
В соответствии с п. 7 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Письмом РЭК Москвы от 20.11.2014 г. N РЭК/ПБ-6192/14 (по запросу Департамента финансов города Москвы) было установлено, что при рассмотрении материалов, представленных ЗАО "ТКС" к регулированию на 2013 год, РЭК Москвы был выявлен факт отсутствия права собственности или иного законного владения источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которых осуществлялось теплоснабжение потребителей тепловой энергии, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N ФЗ "О теплоснабжении", за исключением одного объекта, расположенного по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 1.
Департаментом финансов города Москвы представлен протокол N 50 заседания РЭК Москвы к постановлению РЭК Москвы от 06.08.2013 г. N 109-тэ, которым были утверждены тарифы для потребителей ЗАО ТКС на 2013 год. Из указанного протокола РЭК Москвы следует, что комиссией принят тариф исключительно в отношении одного объекта, расположенного по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 1. Комиссия признала факт владения тепловым оборудованием только по указанному одному адресу, по другим 232 объектам истец не представил необходимые документы, подтверждающие факт владения теплосетевым оборудованием, питающим многоквартирные дома. При этом указанное постановление обжаловалось в Федеральной службе по тарифам.
Из приказа Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 г. N 207-д следует, что ЗАО "ТКС" не было представлено полного документального обоснования предложенных расходов, а также документального подтверждения эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства на предусмотренном законном праве.
ЗАО "ТКС" была представлена заявка в РЭК Москвы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 год, однако полного документального обоснования предложенных расходов (расходов, понесенных ЗАО "ТКС" за 2012 г. - предыдущий период), а также документального подтверждения эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства на предусмотренном законном праве представлено не было. Доказательства, что истец являлся поставщиком тепловой энергии в 2013-2014 гг., отсутствуют. Причем решения о передаче ЗАО "ТКС" в эксплуатацию бесхозных тепловых сетей и тепловых пунктов соответствующими органами государственной власти города Москвы в порядке ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" не принимались. Таким образом, ЗАО "ТКС" не является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов по адресам, указанным в исковом заявлении.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 17 сентября 2015 года и постановление от 03 декабря 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-18847/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ

Судьи
Н.В.ДЕГТЯРЕВА
Л.А.ТУТУБАЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)