Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2017 N 08АП-5394/2017 ПО ДЕЛУ N А81-3708/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N 08АП-5394/2017

Дело N А81-3708/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5394/2017) Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.03.2017 по делу N А81-3708/2016 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" (ИНН 8905054374, ОГРН 1138905000860)
- к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901001102, ИНН 8901017533);
- об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 07.06.2016 N 826-1,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 07.06.2016 N 826-1.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа - Югры от 09.03.2017 по делу N А81-3708/2016 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает на то, что утверждение на общем собрании условий договора управления многоквартирным домом нельзя считать надлежащим решением о порядке распределения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, поскольку данное решение должно быть вынесено перед общим собранием отдельным вопросом в связи с особой значимостью для всех собственников.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о судебном заседании 05.06.2017 надлежащим образом, в него не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом Департамента от 16.05.2016 N 826-од в отношении ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" проведена внеплановая документарная проверка по факту обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме 30 Б, по ул. Высоцкого в г. Ноябрьске.
В ходе проведения проверки установлено, что функции управления многоквартирным домом N 30 Б по ул. Высоцкого в г. Ноябрьске осуществляет ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" на основании договора управления, заключенного с собственниками многоквартирного дома.
Дом оборудован общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды.
Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению рассчитывается и распределяется между потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11 и 12 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 826 от 07.06.2016.
Полагая, что при взимании платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, управляющая компания нарушила нормы части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункта "Б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1110 от 28.10.2014; подпункта "Ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, начальником Ноябрьского отдела Департамента Обществу было выдано предписание N 826-1 от 07.06.2016.
Данным предписанием Обществу предложено выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, представленные на общедомовые нужды потребителям, проживающим в жилом помещении по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 30 Б, в соответствии с требованиями пункта 44 Правил, а именно:
- - за расчетные периоды с апреля 2015 года по апрель 2016 года, выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления;
- - за расчетные периоды апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, январь, март, апрель 2016 года выполнить перерасчет платы потребителям, проживающим в жилых помещениях вышеназванного многоквартирного дома, за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, представленную на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления.
Полагая, что предписание N 826-1 от 07.06.2016 является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
09.03.2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписания N 826-1 от 07.06.2016, которым на ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс", как на управляющую компанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 30 Б, возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, представленные на общедомовые нужды потребителям, проживающим в жилом помещении по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 30 Б, в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354 исходя из норматива потребления.
При этом суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение о распределении "сверхнормативного" объема коммунальных услуг, в соответствии с которым Общество правомерно производило расчет платы за услуги холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше выводы и доводы подателя апелляционной жалобы, и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с доводом подателя апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и сформулированы без установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, и что обжалуемое заявителем предписание N 826-1 от 07.06.2016 является законным, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое предписание вынесено Департаментом по результатам проведения в отношении ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" внеплановый документарной проверки, основанием для проведения которой стало обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме 30 Б, по ул. Высоцкого в г. Ноябрьске.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Частями 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354) предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг).
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, управляющая компания оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
При этом исключительность компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по данному вопросу заключается в невозможности без ущерба их интересам разрешить вопрос о распределении указанной разницы в ином порядке кроме как при проведении общего собрания собственников.
Суд первой инстанций пришел к выводу, что соответствующее решение принято собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании 28.02.2015 и включено в договор управления многоквартирным домом от 01.04.2015 N 16-8.
Между тем само по себе наличие в указанном договоре условия о распределении разницы между показаниями общедомового прибора учета и объемами, сданными потребителями с учетом периода по индивидуальным приборам учета и нормативу потребления, между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади (пункт 3.1.16) нельзя рассматривать как обстоятельство, достоверно свидетельствующее о волеизъявлении собственников помещений многоквартирного дома о возложении на них бремени несения расходов по оплате "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.02.1999 N 4-П, по смыслу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 44 Правил N 354 истинное определение порядка распределения объема коммунальной услуги на общедомовые нужды собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (более слабой стороны в отношениях, возникающих с управляющими организациями - профессиональными участниками рынка управления многоквартирными домами) должно быть прямо выражено путем принятия отдельного решения по указанному вопросу в связи с его особой значимостью для них.
При этом, как верно отмечено Департаментом, из буквального толкования вышеперечисленных норм собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято конкретное решение по вопросу, формулировка которого соответствует предусмотренной в абзаце втором пункта 44 Правил N 354, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате ресурсоснабжающей организации разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, решение, в соответствии с которым собственники помещений добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
В этой связи принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение на внеочередном общем собрании, проведенном в форме заочного голосования (пункт 7 протокола от 28.02.2015): "Утвердить, что расчет за потребленный коммунальный ресурс производится по показаниям общедомовых приборов учета в соответствии с пунктом 44 Правил N 354" также нельзя считать решением о распределении расходов по оплате "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды между собственниками помещений и управляющей организацией.
При таких обстоятельствах Департамент правомерно признал ошибочным произведенный Обществом в период с апреля 2015 года по апрель 2016 года расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению за апрель, май, июнь, август - декабрь 2015 года, январь, март, апрель 2016 года расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды потребителям коммунальных услуг многоквартирного дома и обоснованно возложил обязанность выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (по холодному и горячему водоснабжению) потребителям коммунальных услуг проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 30 Б, за вышеуказанные периоды в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354, исходя из норматива потребления.
Как следствие, в данном случае отсутствуют предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания предписания N 826-1 от 07.06.2016 недействительным и удовлетворения требования ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс".
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в полном объеме, а апелляционная жалоба Департамента - удовлетворению.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь частью 2 статьи 269, пп. 4 части 1 п. п., 1, 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.03.2017 по делу N А81-3708/2016 - отменить. Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" об оспаривании предписания от 07.06.2016 N 826-1 Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)