Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 26.07.2016 ПО ДЕЛУ N А71-5742/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу N А71-5742/2016


Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2016 года. Решение в полном объеме изготовлено 26 июля 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Сидоренко О.А., при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Глуховой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Города Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) к Обществу с ограниченной ответственностью "Апогей плюс", г. Глазов (ОГРН 1071837001004, ИНН 1837003312) о понуждении провести поверку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды.
В присутствии представителей сторон:
От истца - Гаврилов А.А. доверенность от 23.01.2014
От ответчика - Семенов В.Л. дов. От 11.01.2016
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Города Глазов", г. Глазов обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Апогей плюс", г. Глазов о понуждении ответчика провести поверку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды.
Ответчик исковые требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на иск, со ссылкой на то, что до истечения установленного ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срока истец не имел права в принудительном порядке устанавливать приборы учета; пунктом 2.2.9 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 571 от 01.01.2013 установлена обязанность водоканала обеспечивать за свой счет ремонт и замену узла учета.
Суд, учитывая достаточность представленных в дело доказательств, необходимых для принятия решения, отсутствие возражений сторон против рассмотрения дела по существу в данном заседании, на основании ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2013 N 571 (далее - договор), истец осуществляет поставку холодной воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
Во исполнение положений ч. 4 ст. 12 ФЗ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец в июне - июле 2010 года осуществил установку приборов учета холодной воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
Указывая на то, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг и управляющая организация многоквартирным домом обязан обеспечить готовность прибора учета к осуществлению поставок коммунального ресурса, истец обратился в суд с рассматриваемым иском об обязании ответчика провести поверку приборов учета холодной питьевой воды.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств, кроме случаев, оговоренных в законе, не допускается.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 5 ст. 13 ФЗ N 261, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ N 261, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации (п. 10 ст. 13 ФЗ N 261).
Согласно п. 12 ст. 13 ФЗ N 261 до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Из вышеуказанных положений норма права следует, что на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов (в рассматриваемом случае прибором учета холодной воды) в срок до 01.07.2012, а на ресурсоснабжающую организацию (истец) - в срок с 01.07.2010 до 01.07.2013.
Таким образом, обязанность по установке приборов учета возложена на ресурсоснабжающие организации и собственников помещений в многоквартирных домах указанным Федеральным законом, и следовательно, истец правомерно приступил к установке приборов учета в сроки, согласно п. 9 ст. 13 ФЗ N 261.
Правоотношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644), от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ч. 9 ст. 20 Закона N 416-ФЗ абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в части 1 названной статьи договоры, к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов учета, снятия показаний приборов учета.
В силу пункта 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета (п. "з"); обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к осмотру и проведению эксплуатационных работ на объектах централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетях, принадлежащих на законном основании организации водопроводно-канализационного хозяйства и находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (п. "п").
В соответствии с пунктом 84 Правил N 644 абонент обязан в порядке, установленном названными Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам, в том числе, для проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями (п. "б").
Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 147 Правил N 644).
Пунктом 11 Правил N 776 предусмотрено, что абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.
В пункте 2.1.1 договора N 571 от 01.01.2013 водоканал имеет право беспрепятственного доступа к водопроводным и канализационным сетям, приборам учета холодной воды, в том числе с целью составления акта проверки приборов учета.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм права, а также п. 2.1.1 договора, требования истца об обязании ответчика осуществить поверку приборов учета являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика в части того, что пунктом 2.2.9 договора на водоканал возложена обязанность за свой счет производить ремонт или замену узлов учета, судом отклонены, поскольку данная обязанность возложена на водоканал в отношении узлов учета, находящихся на балансе (сетях) водоканала, в то время как требования истца заявлены в отношении общедомового прибора учета холодной воды, который входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В отношении общедомового прибора учета управляющая компания действует от имени собственников помещений многоквартирного дома, соответственно, возложение на управляющую компанию обязанности по своевременному обращению за поверкой общедомового прибора учета лежит на управляющей компании.
С учетом принятого по делу решения и на основании ст.ст. 110 АПК РФ, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

Требования истца удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Апогей плюс", г. Глазов (ОГРН 1071837001004, ИНН 1837003312) провести поверку коллективных (общедомовых) приборов учета ХПВ на домах, находящихся под его управлением в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Апогей плюс", г. Глазов (ОГРН 1071837001004, ИНН 1837003312) о понуждении провести поверку коллективных (общедомовых) приборов учета ХПВ в пользу Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Города Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) в возмещение расходов по госпошлине 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)