Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-38283/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А60-38283/2016


Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газиевой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело N А60-38283/2016
по иску (заявлению) ООО "НИЖНЕИСЕТСКАЯ" (ИНН 6686041464, ОГРН 1146686002100)
к АО "ЕЭНС" (ИНН 6671250899, ОГРН 1086658002617), третье лицо: АО "Екатеринбургская электросетевая компания"
об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения от 22.12.2015 N 29625,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шепелева С.И. представитель по доверенности от 24.04.2017 г.,
от ответчика: Тимофеева Е.С., представитель по доверенности от 01.01.17
от третьего лица - не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения от 22.12.2015 N 29625. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика госпошлину в размере 6 000 руб., уплаченную при подаче иска.
Исковые требования в полном объеме отражены в определении от 07.09.2016 г. Кроме того, суд определением от 07.07.2016 г., обязал истца в срок до 03.10.2016 г., представить в электронном виде в суд и ответчику нормативное обоснование условиям договора, предложенным в редакции истца; ответчика - в срок до 03.10.2016 г. представить в электронном виде в суд и истцу отзыв с документальным и нормативным обоснованием условий договора, предложенным в редакции ответчика. И в дополнении: истцу и ответчику - в срок до 14.10.2016 г. обменяться дополнительными доводами и возражениями.
В указанный судом срок, документы сторонами не представлены.
При этом, в судебное заседание 20.10.16 истцом представлено дополнение N 1 к исковому заявлению. Обоснование позиции о принятии условий Договора в редакции Истец изложено в определении от 20.10.16.
В судебное заседание 07.11.16 ответчик представил отзыв (изложен в определении от 13.12.16)
Кроме того, ответчик просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований АО "Екатеринбургская электросетевая компания", т.к. решение по делу может повлиять на права и обязанности данного лица, поскольку АО "Екатеринбургская электросетевая компания" является сетевой организацией к электрическим сетям которой подключены энергопринимающие устройства многоквартирных домов.
Истец против ходатайства не возражал.
Ходатайство судом удовлетворено по ст. 51 АПК РФ определением от 07.11.16.
Поскольку отзыв был вручен истцу ответчиком непосредственно в судебном заседании и к участию в деле привлечено третье лицо, суд определением от 07.11.16 отложил рассмотрение дела по ст. 158 АПК РФ.
В судебное заседание 13.12.16 от третьего лица, поступи отзыв, в котором указано, что АО "Екатеринбургская электросетевая компания" в договорных отношениях между истцом и ответчиком не участвует, в связи с чем пояснений дать не может.
В судебном заседании 13.12.16 истец и ответчик заявили ходатайство об отложении рассмотрения спора для урегулирования разногласий.
Ходатайство судом удовлетворено определением от 13.12.16 по ст. 158 АПК РФ.
В судебном заседании 17.01.17 истец и ответчик вновь заявили ходатайство об отложении рассмотрения спора для урегулирования разногласий.
Ходатайство судом удовлетворено по ст. 158 АПК РФ.
В судебном заседании 17.02.17 истец и ответчик вновь заявили ходатайство об отложении рассмотрения спора для урегулирования разногласий.
Ходатайство судом определением от 17.02.17 удовлетворено по ст. 158 АПК РФ.
В судебном заседании 24.03.17 истец представил протокол урегулирования разногласий и уточнил иск (уточнение изложено в определении от 24.03.17).
В настоящее заседание ответчик представил возражения по уточненным требованиям, просит принять спорные пункты договора в редакции ответчика.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

В судебном заседании 24.03.17 истец уточнил иск, руководствуясь ст. ст. 445, 446 ГК РФ, 49 АПК РФ, просит суд
1. Принять уточнение исковых требований.
2. Урегулировать преддоговорный спор, приняв нижеследующие пункты Договора в редакции Истца.
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Истец просит:
- пункт 2.3 изложить в следующей редакции: "Место исполнения обязательств по настоящему Договору (точка поставки), используемое для определения объема взаимных обязательств Сторон по Договору, расположено на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Исполнителя,
определенной в Акте разграничения балансовой принадлежности. В случае отсутствия Акта разграничения точка поставки определяется на границе эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии (далее - ОДПУ), являющимся местом соединения ОДПУ с электросетью, входящей в многоквартирный дом. При отсутствии ОДПУ точкой поставки является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Нормативное обоснование данного пункта следующее: в соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 8 определяет, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Кроме того, в редакции этого пункта, предложенной Ответчиком, отсутствует указание на границу эксплуатационной ответственности.
- дополнить текст Договора пунктом 3.1.7 следующего содержания: "Осуществлять проверку измерительных комплексов на объектах Исполнителя на соответствие их действующему законодательству не реже 1 раза в год с составлением соответствующего акта"
Нормативное обоснование: данный пункт изложен в соответствии с п. 172 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - ПП N 442), согласно которому проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
- пункт 3.2.13 изложить в редакции Гарантирующего поставщика, исключив третий абзац.
Нормативное обоснование: в соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень), работы по сохранности, целостности измерительного комплекса, а также пломб и знаков визуального контроля на управляющую организацию не возлагаются, в связи с чем не могут быть внесены в обязанности Исполнителя.
- пункт 5.4 изложить в следующей редакции: "В случае если Гарантирующий поставщик не направил своего представителя в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то Исполнитель снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес Гарантирующего поставщика, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные Исполнителем показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты".
Нормативное обоснование: в соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами в спорном договоре являются Управляющая организация (Исполнитель) и Гарантирующий поставщик электрической энергии, в связи с чем, возложение прав и обязанностей по договору на третьих лиц (Сетевая организация, организации, эксплуатирующие бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) по мнению Истца недопустимо.
- пункт 5.8 изложить в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик в установленные законодательством РФ сроки рассматривают заявку Исполнителя, при необходимости согласуют с Исполнителем иные дату и время процедуры допуска измерительного комплекса в эксплуатацию. При этом предложение, о новых дате и времени осуществления работ, должно быть направлено Исполнителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Процедура допуска измерительного комплекса в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска измерительного комплекса в эксплуатацию. Измерительный комплекс (приборы учета, трансформаторы тока и напряжения) подлежит опломбировке Гарантирующим поставщиком. Акт допуска измерительного комплекса в эксплуатацию составляется в двух экземплярах, и подписывается уполномоченными представителями Гарантирующего поставщика и Исполнителя.
В случае неявки в согласованное время представителя Гарантирующего поставщика, Исполнитель вправе самостоятельно осуществить допуск измерительного комплекса, при этом Исполнитель, обязан направить Гарантирующему поставщику соответствующую документацию, подтверждающую факт установки измерительного комплекса, содержащую описание характеристик установленного прибора учета, трансформаторов тока и напряжения, их тип, заводские номера, сведения о лице, осуществившем установку измерительного комплекса, показания приборов учета на момент установки измерительного комплекса, место установки измерительного комплекса, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки измерительного комплекса, также прилагается копия паспорта на прибор учета"
Нормативное обоснование: в соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами в спорном договоре являются Управляющая организация (Исполнитель) и Гарантирующий поставщик электрической энергии, в связи с чем, возложение прав и обязанностей по договору на третьих лиц (Сетевая организация, организации, эксплуатирующие бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) по мнению Истца недопустимо. Процедура допуска измерительного комплекса прописана п. 152, 153, 154 ПП N 442 и пункт договора в редакции Истца изложен в соответствии с этими пунктами.
- пункт 6.2 изложить в редакции Гарантирующего поставщика, исключив из четвертого и пятого абзацев слова "Сетевая организация".
Нормативное обоснование: в соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами в спорном договоре являются Управляющая организация (Исполнитель) и Гарантирующий поставщик электрической энергии, в связи с чем, возложение прав и обязанностей по договору на третьих лиц (Сетевая организация, организации, эксплуатирующие бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) по мнению Истца недопустимо.
- пункт 6.12 изложить в следующей редакции: "В случае расхождения показаний приборов учета в отчете Исполнителя по электропотреблению и Гарантирующего поставщика в результате контрольной проверки, объем потребления электроэнергии (мощности) в данный расчетный период определяется на основании показаний приборов учета из акта Гарантирующего поставщика, подписанного как Исполнителем, так и Гарантирующим поставщиком".
Нормативное обоснование: В части 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Сторонами в спорном договоре являются Управляющая организация и поставщик электрической энергии, кроме того ГШ N 442 не содержит императивных норм, что показания приборов учета должны сниматься только Сетевой организацией в связи с чем считаем данный пункт договора, изложенный Гарантирующим поставщиком неправомерным (п. 165 ПП N 442)
- пункт 7.1 принять в следующей редакции: "Расчеты за электрическую энергию по настоящему Договору осуществляются по регулируемым ценам (тарифам), в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) на соответствующий период регулирования для населения и приравненных к нему категории потребителей. В случае установления надбавок к тарифам (ценам) стоимость электрической энергии рассчитывается с учетом этих надбавок".
Нормативное обоснование: Исполнитель по договору является управляющей организацией, предоставляющей коммунальной услуги электроснабжения населению и данный пункт изложен в соответствии с пп. "а", "в" п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила 124).
В настоящее заседание ответчик представил возражения по уточненным требованиям, просит принять спорные пункты договора в редакции ответчика, указав следующее:
1. Пункт 2.3.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт" (с учетом протокола урегулирования разногласий от 03.02.2017):
"Место исполнения обязательств по настоящему Договору (точка поставки), используемое для определения объема взаимных обязательств Сторон по Договору, расположено на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Исполнителя и объектов электросетевого хозяйства Сетевой организации, или владельца сетей, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства Потребителя Исполнителя (далее Сетевая организация), или бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, определенной в Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей.
В случае отсутствия Акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей точка поставки определяется на границе раздела внутридомовых электрических сетей, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих электрических сетей, которыми объединены жилые дома, и электрических сетей Сетевой организации, предназначенных для подачи электрической энергии к внутридомовым электрическим сетям.
Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Нормативное обоснование:
В п. 2.3 договора дается определение места исполнения обязательств (точки поставки электрической энергии). Условие о точке поставки является существенным условием договора энергоснабжения согласно п. 40, 41 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Определение точки поставки электрической энергии дается в п. 2 Основных положений: Точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства субъекта электроэнергетики.
Таким образом, точка поставки электроэнергии может располагаться:
1) при наличии акта разграничения балансовой принадлежности - на границе балансовой принадлежности, указанной в соответствующем акте;
2) при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электрической сети сетевой организации.
Под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя электрической энергии с электрической сетью сетевой организации (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)).
В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил N 491).
Таким образом, редакция, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт", полностью соответствует вышеуказанным нормам права:
- - при наличии акта разграничения балансовой принадлежности точка поставки определяется на границе балансовой принадлежности, указанной в соответствующем акте;
- - при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности точка поставки определяется на границе раздела внутридомовых электрических сетей, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих электрических сетей, которыми объединены жилые дома, и электрических сетей Сетевой организации, предназначенных для подачи электрической энергии к внутридомовым электрическим сетям (п. п. "а" п. 18 Правил N 124).
Истец желает изменить данное условие договора следующим образом:
- - при наличии акта разграничения балансовой принадлежности точка поставки определяется на границе балансовой принадлежности, указанной в соответствующем акте;
- - при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и наличии общедомового прибора учета электрической энергии точка поставки определяется на границе эксплуатационной ответственности, которой является место соединения общедомового прибора учета с электросетью, входящей в многоквартирный дом;
- - при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и общедомового прибора учета точка поставки определяется на внешней границе стены многоквартирного дома.
Данная редакция истца противоречит вышеприведенным нормам права и нарушает права и законные интересы АО "Екатеринбургэнергосбыт".
Согласование условия о точке поставки электрической энергии призвано разграничить ответственность сторон за качество электрической энергии. Гарантирующий поставщик обязан поставить электрическую энергию надлежащего качества в точку поставки абонента и несет ответственность за нарушение показателей качества до указанной точки. Перенос точки поставки в место соединения общедомового прибора учета (ОДНУ) с электрической сетью незаконно возлагает на гарантирующего поставщика ответственность за качество электрической энергии во внутридомовых сетях (когда ОДПУ расположен не на вводе в дом, а внутри дома, например, в подвале или электрощитовой). Электрические сети внутри дома обязан обслуживать истец, а значит, и нести ответственность за обеспечение надежности и бесперебойности электроснабжения по этим сетям.
2. Пункт 3.1.7.
В редакции договора АО "Екатеринбургэнергосбыт" этот пункт отсутствует.
Истец предлагает включить в договор п. 3.1.7 следующего содержания: "Гарантирующий поставщик... обязан осуществлять проверку измерительных комплексов на объектах Исполнителя на соответствие их действующему законодательству не реже 1 раза в год с составлением соответствующего акта".
АО "Екатеринбургэнергосбыт" возражает против включения данного условия в договор, поскольку оно противоречит действующему законодательству.
Нормативное обоснование:
В обоснование своей позиции истец ссылается на п. 172 Основных положений, однако в указанном пункте прямо предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией.
Гарантирующий поставщик вправе, но не обязан, самостоятельно провести проверку, если сетевая организация этого не делает в течение года или в установленные планом-графиком сроки.
При том, данная норма применяется только к порядку проведения проверок общедомовых приборов учета, на основании которых осуществляются расчеты между исполнителем и гарантирующим поставщиком. Проверку индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета обязан осуществлять исполнитель, т.е. истец (п. 82 и 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, позиция истца по п. 3.1.7 договора необоснованна.
3. Пункт 3.2.13.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт":
- "Исполнитель обязан;
- ... В отношении допущенного в эксплуатацию измерительного комплекса обеспечить: - функционирование в соответствии с назначением, в том числе путем проведения осмотров, технического обслуживания и своевременной поверки;
- - сохранность и целостность измерительного комплекса, а также пломб и (или) знаков визуального контроля".
Истец принимает редакцию ответчика, за исключением третьего абзаца:
"...сохранность и целостность измерительного комплекса, а также пломб и (или) знаков визуального контроля".
По мнению истца, на него не может возлагаться данная обязанность.
Нормативное обоснование:
В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии. Согласно п. п. "к" п. 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается управляющей организацией в случае выбора данной формы управления (п. 16 Правил N 491).
Таким образом, ответственность за надлежащую эксплуатацию, а также сохранность и целостность измерительного комплекса, используемого в целях осуществления расчетов за потребленную электроэнергию между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, возлагается на исполнителя коммунальных услуг, представляющего интересы собственников помещений многоквартирного дома, то есть на истца.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, утвердившее минимальный перечень услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в данном случае необоснованна.
4. Пункт 5.4.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт":
"В случае если ни Сетевая организация или организация, эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредовано присоединены энергопринимающие устройства Исполнителя, ни Гарантирующий поставщик не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то Исполнитель снимает показания прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные Исполнителем показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты."
Нормативное обоснование:
В соответствии с п. 42 Основных положений договор энергоснабжения должен содержать порядок допуска установленного прибора учета в эксплуатацию, порядок проверки прибора учета перед его демонтажем.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию прописана в п. 152, 153 Основных положений. В соответствии с указанными нормами в процедуре допуска прибора в эксплуатацию принимает участие не только гарантирующий поставщик, но и сетевая организация.
В соответствии с п. 153 Основных положений в случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
Необходимость демонтажа прибора учета возникает в связи с его заменой, ремонтом или поверкой, после проведения соответствующих работ осуществляется допуск нового (отремонтированного) прибора учета в эксплуатацию, следовательно, процедура демонтажа измерительного комплекса является составной частью процедуры допуска в эксплуатацию, и на нее должны распространяться вышеуказанные нормы.
Участие сетевой организации в процедуре как вывода прибора учета из эксплуатации, так и допуска в эксплуатацию, обусловлено необходимостью проверки правильности схемы подключения и работы соответствующего прибора учета, отсутствия несанкционированного вмешательства в его работу со стороны потребителя с целью занижения показаний, правильности снятия показаний и т.п.
В соответствии с п. 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией. По общему правилу, выявление факта безучетного потребления осуществляется сетевой организацией (п. 192). Поэтому недопустимо ограничивать право сетевой организации на участие в процедуре демонтажа прибора учета в целях его замены, ремонта или поверки.
Истец в своей редакции п. 5.4 пытается исключить участие сетевой организации в процедуре демонтажа измерительного комплекса, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения заключается между двумя сторонами - энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, включение в договор условий о правах и обязанностях третьего лица в силу ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ недопустимо.
Однако договор энергоснабжения имеет специфическую природу. В процессе его исполнения требуется взаимодействие не только сторон договора, но и взаимодействие сторон с третьими лицами. Гарантирующий поставщик урегулирует в интересах потребителя отношения с третьими лицами по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и оказанию иных услуг, необходимых для оказания комплексной услуги энергоснабжения, но не подменяет указанных лиц в правоотношениях по энергоснабжению. Договор энергоснабжения не является договором поручительства, отношения представительства здесь не возникают.
Согласно п. 43 Основных положений в договоре энергоснабжения для случаев, когда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) по условиям договора требуется непосредственное взаимодействие третьих лиц, привлеченных гарантирующим поставщиком для оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с потребителем, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения, должен быть описан порядок такого взаимодействия, обязанности и ответственность потребителя за его несоблюдение.
Таким образом, редакция п. 5.4 договора, предложенная ответчиком, соответствует нормативно-правовым актам, а редакция истца направлена на необоснованное исключение из правоотношений сетевой организации. В случае принятия редакции истца данное условие позволит истцу отказывать сетевой организации в доступе к своим измерительным комплексам, что является нарушением закона.
5. Пункт 5.8.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт":
"Процедура допуска измерительного комплекса в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска измерительного комплекса в эксплуатацию. Измерительный комплекс (приборы учета, трансформаторы тока и напряжения) подлежит опломбировке Сетевой организацией или организацией, эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредовано присоединены энергопринимающие устройства Исполнителя или Гарантирующим поставщиком. Акт допуска измерительного комплекса в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, которые приняли участие в процедуре допуска измерительного комплекса в эксплуатацию,
В случае неявки в согласованное время представителя Гарантирующего поставщика и Сетевой организации или организации, эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредовано присоединены энергопринимающие устройства Исполнителя, Исполнитель вправе самостоятельно осуществить допуск измерительного комплекса, при этом Исполнитель обязан направить Гарантирующему поставщику и Сетевой организации, соответствующую документацию, подтверждающую факт установки измерительного комплекса, содержащую описание характеристик установленного прибора учета, трансформаторов тока и напряжения, их тип, заводские номера, сведения о лице, осуществившем установку измерительного комплекса, показания прибора учета на момент установки измерительного комплекса, место установки измерительного комплекса, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки измерительного комплекса, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
С даты направления Гарантирующему поставщику указанных в настоящем пункте документов, измерительный комплекс считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности), в этом случае внесение изменений в Приложение N 2 не требуется."
Нормативное обоснование:
В п. 5.8 договора регулируется порядок документального оформления процедуры допуска измерительного комплекса в эксплуатацию. Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт" полностью соответствует Основным положениям.
В соответствии с п. 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах втором (гарантирующий поставщик) или третьем (сетевая организация) настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
С даты направления указанных документов в адрес лица, указанного в абзацах втором или третьем настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Редакция истца направлена на исключение из процедуры сетевой организации, что в соответствии с законом недопустимо. Более того, в случае принятия пункта в редакции истца может возникнуть ситуация, когда по приглашению исполнителя на процедуру допуска явилась только сетевая организация, а гарантирующий поставщик - нет; в этом случае исполнитель может не допустить представителя сетевой организации к проверке смонтированного прибора учета и оформить акт допуска в одностороннем порядке, что является нарушением Основных положений и ущемлением интересов сетевой организации.
Кроме того, редакция п. 5.8., предложенная истцом, содержит указание на максимальные и минимальные сроки проведения процедуры допуска, которые должен предложить исполнитель в своей заявке, однако это условие уже урегулировано сторонами в п. 5.6. договора.
Таким образом, редакция п. 5.8 договора, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт". соответствует нормативно-правовым актам, а редакция истца необоснованна.
6. Пункт 6.2.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт":
"Объем электроэнергии, поставленной по настоящему Договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективными (общедомовыми) измерительными комплексами, определяется на основании показаний приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки электроэнергии собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам энергоснабжения, заключенным ими непосредственно с Гарантирующим поставщиком (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Перечень приборов учета, участвующих в определении объема поставляемой электрической энергии по Договору, указан в Приложении 2 на момент заключения настоящего Договора.
Для групп потребителей (в том числе "транзитных"), не относящихся к категории "население", объем электроэнергии (мощности) определяется в соответствии с действующим законодательством РФ. регулирующим продажу электроэнергии для данной группы потребителей.
Измерительный комплекс должен соответствовать фактической нагрузке, допущен в эксплуатацию представителем Сетевой организации и (или) Гарантирующего поставщика.
Замена и (или) ликвидация измерительного комплекса подтверждается актами Сетевой организации и (или) актами Гарантирующего поставщика. Последующие расчеты соответственно производятся по вновь установленным измерительным комплексам.
При наличии в схеме учета измерительных трансформаторов количество поданной Гарантирующим поставщиком электроэнергии определяется как разница показаний измерительного комплекса, умноженная на коэффициент трансформации тока".
Истец принимает п. 6.2 в редакции АО "Екатеринбургэнергосбыт", но настаивает на исключении из абзацев 4 и 5 слов "Сетевая организация".
Нормативное обоснование редакции ответчика то же, что и по пунктам 5.4 и 5.8. Стороны не вправе своим соглашением исключить сетевую организацию из правоотношений по выводу и допуску приборов учета в эксплуатацию.
7. Пункт 6.12.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт" (с учетом протокола урегулирования разногласий от 03.02.2017):
"В случае расхождения показаний приборов учета в отчете Исполнителя по электропотреблению и показаний приборов учета, зафиксированных Сетевой организацией в результате контрольной проверки и предоставленных Гарантирующему поставщику, объем потребления электроэнергии (мощности) в данный расчетный период
определяется на основании показаний приборов учета из акта Сетевой организации, составленном в установленном порядке.
В случае расхождения объема электропотребления потребителей, не относящихся к категории "население" и приравненных к ней групп, рассчитанного по показаниям приборов учета из отчета, предоставленного Исполнителем, на конец расчетного периода, и объема электропотребления, рассчитанного как сумма почасовых объемов электропотребления за период с 00-00 часов первого числа по 24-00 часа последнего числа расчетного периода по данным приборам учета, полученного Гарантирующим поставщиком из отчетов Сетевой организации или иных потребителей, не относящихся к категории "население" и приравненных к ней групп, указанных в Приложении 2 с признаком "Транзит" (далее - "транзитные потребители"), имеющих договорные отношения с Гарантирующим поставщиком и рассчитывающихся по 3 - 6 ценовым категориям, для использования в расчетах принимаются данные, предоставленные Сетевой организацией или "транзитными потребителями".
Нормативное обоснование:
Основные положения предусматривают процедуру контрольного снятия показания приборов учета (пункты 169 - 171). Контрольное снятие показаний, по общему правилу, осуществляет сетевая организация (п. 169). При этом контрольное снятие показаний может быть осуществлено как в электроустановках потребителя (в этом случае потребитель присутствует в процедуре контрольного снятия), так за пределами его электроустановок, когда на объектах электросетевого хозяйства сетевая организация устанавливает контрольный прибор учета (в этом случае потребитель при контрольном снятии не присутствует) - данная процедура прописана в п. 171 Основных положений. Поэтому редакция истца, предусматривающая обязательное подписание акта контрольного снятия как исполнителем, так и гарантирующим поставщиком, а также исключающая из процедуры контрольного снятия сетевую организацию, противоречит Основным положениям.
В соответствии с п. 171 Основных положений показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Редакция абзаца 1 п. 6.12, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт", соответствует этой норме.
В абзаце 2 п. 6.12 речь идет об устранении противоречий при определении объема потребления электроэнергии при наличии в многоквартирном доме транзитных потребителей, рассчитывающихся по 3 - 6 ценовым категориям и осуществляющих почасовое планирование и/или учет (п. 86 Основных положений), при условии, что общедомовой прибор учета учитывает потребление данной категории потребителей. Потребление транзитных потребителей вычитается из объема потребления, предъявляемого исполнителю, поэтому для сторон важно правильно определить объем транзитных потребителей. Почасовые показания более точно отражают объем потребления, поэтому в случае противоречий в отчете об электропотреблении, представленном Исполнителем, и объемом потребления, исчисленным исходя из почасовых показаний, в целях правильного расчета во внимание должны приниматься почасовые расходы у транзитного потребителя. Прав и законных интересов истца данное условие не нарушает, а лишь уточняет порядок определения объема потребления в более точную сторону.
Нормативное обоснование истца в данном случае неверно. Истец полагает, что редакция п. 6.12, предложенная ответчиком, позволяет толковать этот пункт таким образом, что показания приборов учета вправе снимать только сетевая организация. Однако из п. 6.12 этого не следует.
8. Пункт 7.1.
Редакция АО "Екатеринбургэнергосбыт":
- "Расчеты за электрическую энергию по настоящему Договору осуществляются;
- - для населения и приравненных к нему категорий потребителей - по регулируемым ценам (тарифам), утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области на соответствующий период регулирования;
- - для потребителей, не относящихся к категории "население" и приравненных к ней групп - по нерегулируемым ценам, определяемым Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством РФ.
Стоимость электрической энергии по Договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии,
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) стоимость электрической энергии рассчитывается с учетом этих надбавок."
Нормативное обоснование:
В соответствии с п. 78 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Тариф на электроэнергию, утверждаемый Региональной энергетической комиссией Свердловской области, включает в себя вес вышеуказанные составляющие (п. 69 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
В соответствии с п. п. "а" п. 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее:
- стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, условие о применении нерегулируемых цен в отношении потребителей, не относящихся к категории "население" и приравненных к ним потребителям, правомерно включено в договор энергоснабжения. Более того, из приложений N 2 к договору видно, что в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, имеются такие потребители.
Таким образом, редакция п. 7.1, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт", не нарушает предписаний действующих нормативно-правовых актов.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает возможным
Принять п. 2.3 договора в редакции истца, поскольку
В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил N 491).
Проанализировав приведенные нормы, принимая во внимание правовой смысл и содержание понятий "акт разграничения балансовой принадлежности электросетей", "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон", "точка поставки", "точка присоединения к электрической сети", суд принимает п. 2.3 договора в редакции истца, предусматривающей границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание электроустановок в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом в редакции ответчика граница эксплуатационной ответственности не обозначена.
Суд принимает п. 3.1.7 договора в редакции ответчика, поскольку
Пунктом 167 Правил N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Пунктом 173 Правил N 442 определено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Правил N 442. В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.
Таким образом, обязанность проведения проверок лежит на сетевой организации, а не на гарантирующем поставщике.
Суд принимает п. 3.2.13 договора в редакции ответчика, поскольку
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам.
В силу пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 основной функцией управляющей организации является организация эксплуатации жилого многоквартирного дома, его техническое обслуживание, проведение осмотров, текущего и капитального ремонта.
Техническое обслуживание инженерных систем зданий включает в себя техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технологических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего им.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пунктах 2.11.15, 2.11.16, 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, предусмотрена обязанность потребителя обеспечить исправное состояние всех средств измерений и учета электрической энергии. Установку и замену измерительных трансформаторов тока, замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Таким образом, ответственность за надлежащую эксплуатацию, а также сохранность и целостность измерительного комплекса, используемого в целях осуществления расчетов за потребленную электроэнергию между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, возлагается на исполнителя коммунальных услуг, представляющего интересы собственников помещений многоквартирного дома, то есть на истца.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, утвердившее минимальный перечень услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в данном случае судом отклоняется, т.к. данный перечень не является исчерпывающим и не отменят действие иных правовых норм, устанавливающих обязанность управляющей организации по содержанию приборов учета.
Суд принимает п. 5.4 договора в редакции ответчика, поскольку
В соответствии с пунктом 149 Основных положений N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций, перечисленных в данном пункте.
Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом пункта 153 настоящего документа, а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки направляет ее в сетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующую бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, способом, позволяющим подтвердить факт получения указанной заявки.
Сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) уведомляет о ее получении гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), с которым указанным собственником заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием планируемого к демонтажу прибора учета, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.
Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем. При этом предложенная сетевой организацией новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 3 рабочих дня с даты, предложенной в заявке.
В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта. Если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не участвовал при совершении сетевой организацией указанных действий, то сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня составления акта проверки обязана передать ему копию акта проверки.
Соглашением между гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и сетевой организацией может быть предусмотрено, что совершение действий, указанных в заявке, осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и передает полученные результаты сетевой организации.
В случае, если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.
Таким образом, редакция п. 5.4 договора, предложенная ответчиком, соответствует нормативно-правовым актам, а редакция истца направлена на необоснованное исключение из правоотношений сетевой организации. В случае принятия редакции истца данное условие позволит истцу отказывать сетевой организации в доступе к своим измерительным комплексам, что является нарушением закона.
Суд принимает п. 5.8 договора в редакции ответчика, поскольку
Правила допуска приборов учета в эксплуатацию установлены в пунктах 152, 153, 154 Основных положений N 442.
В силу пункта 152 Основных положений N 442 под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Указанным пунктом также определен круг лиц, с участием уполномоченных представителей которых осуществляется допуск установленного прибора учета в эксплуатацию.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
- сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

- лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
- собственника прибора учета;
- собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
В пункте 154 Основных положений N 442 установлено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Редакция истца направлена на исключение из процедуры сетевой организации, что в соответствии с законом недопустимо. Более того, в случае принятия пункта в редакции истца может возникнуть ситуация, когда по приглашению исполнителя на процедуру допуска явилась только сетевая организация, а гарантирующий поставщик - нет; в этом случае исполнитель может не допустить представителя сетевой организации к проверке смонтированного прибора учета и оформить акт допуска в одностороннем порядке, что является нарушением Основных положений и ущемлением интересов сетевой организации.
Кроме того, редакция п. 5.8., предложенная истцом, содержит указание на максимальные и минимальные сроки проведения процедуры допуска, которые должен предложить исполнитель в своей заявке, однако это условие уже урегулировано сторонами в п. 5.6. договора.
Таким образом, редакция п. 5.8 договора, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт" соответствует нормативно-правовым актам.
Суд принимает п. 6.2 договора в редакции ответчика, поскольку
как уже было указано выше в силу пункта 152 Основных положений N 442 сетевая организация входит в круг лиц, с участием уполномоченных представителей которых осуществляется допуск установленного прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, стороны не вправе исключить сетевую организацию из правоотношения по выводу и допуску приборов учета в эксплуатацию.
Суд принимает п. 6.12 договора в редакции ответчика, поскольку
После вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс истец и ответчик, при неурегулировании разногласий, касающихся в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил. Данный подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.02.2014 N 15259/13.
Почасовые объемы потребления электрической энергии для расчета обязательств потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по третьей - шестой ценовым категориям, определяются на основании показаний приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии. В случае если приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, отсутствуют у потребителей, в отношении которых в соответствии с пунктом 97 настоящего документа не осуществляется расчет по первой и второй ценовым категориям, а также в случае недопуска к приборам учета, непредоставления показаний приборов учета, выявления фактов безучетного потребления электрической энергии и иных случаях, указанных в разделе X настоящего документа, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, с применением расчетных способов (абзац 9 пункта 95 Основных положений N 442).
В отношении "транзитных потребителей" категории "население" объем электроэнергии определяется в соответствии с абзацем 7 пункта 95 Основных положений N 442; в отношении "транзитных потребителей" категории "прочие" - в соответствии с абзацем 2 пункта 143 Основных положений N 442.
В абзаце 2 п. 6.12 спорного договора речь идет об устранении противоречий при определении объема потребления электроэнергии при наличии в многоквартирном доме транзитных потребителей, рассчитывающихся по 3 - 6 ценовым категориям и осуществляющих почасовое планирование и/или учет (п. 86 Основных положений), при условии, что общедомовой прибор учета учитывает потребление данной категории потребителей. Потребление транзитных потребителей вычитается из объема потребления, предъявляемого исполнителю, поэтому для сторон важно правильно определить объем транзитных потребителей. Почасовые показания более точно отражают объем потребления, поэтому в случае противоречий в отчете об электропотреблении, представленном Исполнителем, и объемом потребления, исчисленным исходя из почасовых показаний, в целях правильного расчета во внимание должны приниматься почасовые расходы у транзитного потребителя. Прав и законных интересов истца данное условие не нарушает, а лишь уточняет порядок определения объема потребления в более точную сторону.
Суд принимает п. 7.1 договора в редакции ответчика, поскольку
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" с 01 января 2011 года электрическая энергия (мощность) в полном объеме (за исключением объемов для населения) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Таким образом, условие о применении нерегулируемых цен в отношении потребителей, не относящихся к категории "население" и приравненных к ним потребителям, правомерно включено в договор энергоснабжения. Более того, из приложений N 2 к договору следует, что в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, имеются такие потребители.
Следовательно, редакция п. 7.1, предложенная АО "Екатеринбургэнергосбыт", не нарушает предписаний действующих нормативно-правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 445, 446 ГК РФ суд считает возможным урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора энергоснабжения от 22.12.2015 N 29625, и принять спорные пункты п. 3.1.7, п. 3.2.13, п. 5.4., п. 5.8 п. 6.2, п. 6.12, п. 7.1 в редакции АО "Екатеринбургэнергосбыт", п. 2.3 в редакции ООО "Нижнеисетская".
Расходы по госпошлине подлежат распределению между сторонами пропорциональной удовлетворенным требованиям по ст. 110 АПК РФ
При этом согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при частичном удовлетворению неимущественного требования пропорция не применяется, в связи с чем расходы по госпошлине подлежат возмещению ответчиком истцу по ст. 110 АПК РФ в полном объеме.
Руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Нижнеисетская" и АО "Екатеринбургэнергосбыт" при заключении договора энергоснабжения от 22.12.2015 N 29625, приняв пункты: п. 3.1.7, п. 3.2.13, п. 5.4., п. 5.8, п. 6.2, п. 6.12, п. 7.1 в редакции АО "Екатеринбургэнергосбыт", п. 2.3 в редакции ООО "Нижнеисетская".
2. Взыскать с АО "Екатеринбургэнергосбыт" в пользу ООО "Нижнеисетская" 6000 руб. расходы по госпошлине.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Т.И.ШУЛЕПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)