Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 13АП-15745/2016 ПО ДЕЛУ N А56-92603/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. N 13АП-15745/2016

Дело N А56-92603/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.
при участии:
- от истца: представитель Малышева И.И. по доверенности от 05.07.2016 N 01-30-798/16;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15745/2016) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2016 по делу N А56-92603/2015 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красносельского района"
о взыскании задолженности и неустойки по договору
установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" (далее - ответчик) о взыскании 1/10 части от суммы задолженности по договору водоотведения от 17.10.2013 N 16-848721-ЖФ-ВО в размере 59 886 руб. 45 коп. за период с 01.05.2015 по 31.10.2015 и части пени в размере 702 руб. 69 коп., начисленных за период с 23.06.2015 по 27.11.2015.
Истец уточнил размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил суд взыскать с ответчика задолженность в размере 230 324 руб. 21 коп. за период с 01.09.2015 по 31.10.2015 и пени в размере 8 924 руб. 34 коп., начисленные за период с 31.10.2015 по 24.03.2016. Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Решением от 21.04.2016 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано: 204 685 руб. 40 коп., в том числе 195 761 руб. 06 коп. задолженность, 8 924 руб. 34 коп. пени; 1 576 руб. 85 коп. расходы по госпошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 5 182 руб. 91 коп.
Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, многоквартирный дом, в котором отсутствует общедомовой прибор учета сточных вод, нельзя рассматривать, как дом не оборудованный общедомовым(и) прибором(ами) учета, на основании показаний которого (ых) можно определить фактический объем потребленного коммунального ресурса (в рассматриваемом случае - объем водоотведения).
При наличии общедомовых (коллективного) приборов воды, объем отводимых многоквартирным домом в централизованные системы водоотведения сточных вод принимается равным объему потребленной многоквартирным домом воды, определенном в порядке, установленном подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, то есть на основании показаний указанных приборов учета.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора водоотведения от 17.10.2013 N 16-848721-ЖФ-ВО (далее - договор) истец (предприятие) обязался осуществлять прием сточных вод ответчика (абонента) в централизованную систему водоотведения (систему коммунальной канализации) от объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 10, корп. 1 (жилой дом), а абонент обязался обеспечить учет сброшенных в централизованную систему водоотведения (систему коммунальной канализации) сточных вод и своевременно оплатить предприятию сброшенные сточные воды.
Разделом 3 договора установлен порядок расчетов между сторонами, согласно которому расчетный период установлен равным одному календарному месяцу, расчеты по договору производятся по тарифам, установленным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга; расчеты производятся путем выставления предприятием расчетного документа (платежного требования) в банк, обслуживающий предприятие (банк получателя средств), и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет предприятия в порядке акцепта. Срок оплаты расчетного документа (платежного требования) после выставления его в банк, обслуживающий предприятие (банк получателя средств), составляет пятнадцать календарных дней.
Истцом начислены платежи за услуги, оказанные ответчику по договору за период с 01.09.2015 по 31.10.2015, по платежным документам, сформированным с 30.09.2015 по 31.10.2015, в размере 240 895 руб. 69 коп., из которых по мнению истца не оплачено 230 324 руб. 21 коп.
В обоснование начисления платежей истцом представлены расчет задолженности, платежные требования и счета-фактуры с расшифровкой.
Истец, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, наличие задолженности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку ответчик не представил доказательств полной и своевременной оплаты услуг, оказанных по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, суд счел, исковые требования о взыскании задолженности подлежащими частичному удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости услуг по водоотведению на общедомовые нужды за спорный период, с 01.09.2015 по 31.10.2015 в сумме 34 563 руб. 15 коп., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Договор заключен ответчиком с ресурсоснабжающей организацией (истцом) с целью оказания коммунальных услуг потребителям - собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Многоквартирный жилой дом, для обеспечения которого коммунальными услугами заключен договор, не оборудован общедомовыми приборами учета сточных вод, что подтверждено материалами дела.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае речь идет о поставке коммунального ресурса для жителей многоквартирного дома, пришел к обоснованному выводу, что спорные правоотношения регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
Пунктом 2 Правил N 124 определено, что сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, приравниваются к коммунальным ресурсам. Объем поставленного коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124.
В случае если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, объем отводимых им сточных вод должен в соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, определяться на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а в случае отсутствия таковых, в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124.
Таким образом, расчет коммунальной услуги водоотведения должен производится Обществом населению и Предприятием Обществу по формуле подпункта "в" пункта 21 Правил N 124.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) и включали в абзаце втором пункта 29 положение о том, что норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Пункт 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) устанавливал, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам: как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение; указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306.
Вместе с тем, в Правила N 306 и в Правила N 354 внесены изменения.
В связи с внесенными изменениями в пп. "в" п. 4, пп. "а" п. 47 Правил N 354, а также в п. 7 и п. 29 Правил N 306, управляющие многоквартирными домами организации (исполнители коммунальных услуг) не предъявляют к оплате потребителям (собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в доме) коммунальную услугу - водоотведение на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354 объем водоотведения определяется как суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Из названных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Как установил суд, многоквартирный жилой дом, для обеспечения которого коммунальными услугами заключен договор, не оборудован общедомовыми приборами учета сточных вод.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, согласно которым из положений Правил N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с Изменениями, утвержденными Постановлением N 344.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N 354).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N 344).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" положения этого Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Указанная норма исключает применение к спорным правоотношениям положений пункта 11 статьи 20 названного Закона, согласно которому в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения: правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика стоимости услуг по водоотведению на общедомовые нужды за спорный период, с 01.09.2015 по 31.10.2015, в сумме 34 563,15 руб.
Исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее подателя по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ, излишне уплаченная госпошлина в размере 32 руб. 16 коп. подлежит возврату из федерального бюджета подателю жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2016 по делу N А56-92603/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 32 руб. 16 коп. излишне уплаченной госпошлины, по платежному поручению от 29.02.2016 N 0840.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
Судьи
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
М.А.ШЕСТАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)