Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 25.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4210/2017

Требование: О предоставлении многодетной семье скидки по оплате коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что он обращался к ответчику с заявлением о предоставлении его семье скидки по оплате коммунальных услуг, но ему в этом было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N 33-4210/17г.


Судья Николаева Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Местниковой С.А., Федоровой Г.А., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"25" октября 2017 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью УК "Ново-Никольский" на решение Якутского городского суда РС (Я) от 22 августа 2017 г., которым по делу по иску И. к Обществу с ограниченной ответственностью УК "Ново-Никольский" о предоставлении многодетной семье 30% скидки по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет
постановлено:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью УК "Ново-Никольский" предоставить многодетной семье И. 30% скидку по оплате коммунальных услуг жилого помещения по адресу: .......... с 09 июня 2017 года.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью УК "Ново-Никольский" произвести перерасчет многодетной семье И. по оплате коммунальных услуг жилого помещения по адресу: .......... с 09 июня 2017 года по дату вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., выслушав пояснения истца И., его представителя У., представителя ответчика Ш., судебная коллегия

установила:

И. обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении многодетной семье 30% скидки по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет.
В обоснование своих требований указывает на Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных этим Указом по настоящее время не разработаны. И. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении его семье скидки в размере 30% по оплате за коммунальные услуги, но ему в этом было отказано.
В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству У. поддержали исковые требования по доводам указанным в исковом заявлении, просят суд обязать ответчика предоставить его семье 30% скидку по коммунальным услугам и произвести перерасчет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО УК "Ново-Никольский" Ш. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) не обеспечили механизм реализации льгот по оплате за пользование коммунальными услугами, предусмотренных Указом Президента РФ от 5.05.1992 года N 431. ООО УК "Ново-Никольский" в данном случае, как и поставщики ресурсов, является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям о предоставлении социальных гарантий.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца И., его представителя У., представителя ответчика Ш., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Семья И-вых имеет статус многодетной семьи, что подтверждается удостоверением многодетной семьи N... от 30 марта 2017 года.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: .........., принадлежит истцу и его супруге на праве общей совместной собственности.
В суде установлено, что жилое помещение по адресу: .........., где проживает семья истца, обслуживает ответчик.
09 июня 2017 года истец И. обратился к ответчику о предоставлении 30% скидки по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье.
Истцу было отказано в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг.
Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Суд первой инстанции, руководствуясь данным нормативным актом, пришел к выводу об обоснованности предъявленных к ответчику требований истца о предоставлении указанной скидки по оплате коммунальных услуг.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.2 Закона РС (Я) от 17.12.2008 года "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)" семья истца имеет статус многодетной. Так, указанным Законом установлено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от б октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта статьи 1 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС (Я) от 17.12.2008 года 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)", который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Проанализировав приведенные выше нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось законных оснований для возложения на ООО УК "Ново-Никольский" обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
ООО УК "Ново-Никольский" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа, электроэнергии.
ООО УК "Ново-Никольский" не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
На основании вышеизложенного, отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки в оплате коммунальных услуг.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеется механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемый Службой адресных субсидий на ЖКУ, расположенной по адресу...........
При этом не каждая многодетная семья является получателем скидки. Предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг оформляется в Службе адресных субсидий на ЖКУ при условии если плата за ЖКУ составляет более 20% совокупного дохода семейного бюджета. Среднедушевой доход многодетной семьи определяется согласно Федеральному закону от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В соответствии со ст. 15 указанного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Постановление Правительства РФ от 22.02.2000 года N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставлении им государственной социальной помощи" утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене как вынесенное на основе неправильного применения норм материального права в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ. При вынесении нового решения требования истца подлежат отказу по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 22 августа 2017 г. по данному делу отменить, вынести новое решение, которым:
В иске И. к Обществу с ограниченной ответственностью УК "Ново-Никольский" о предоставлении многодетной семье 30% скидки по оплате коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет, - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПУХОВА

Судьи
Г.А.ФЕДОРОВА
С.А.МЕСТНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)