Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N А79-12587/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N А79-12587/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Репиной А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.05.2017 по делу N А79-12587/2016, принятое судьей Борисовым Д.В. по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (ОГРН 1052128000033) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Янтиковская" (ОГРН 1112134000220), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, о взыскании 16 125 руб. 41 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Лукина Т.А. по доверенности от 21.09.2016 N 08/21-02 (сроком по 31.12.2017), Яробейкин Е.Ю. по доверенности от 16.02.2017 N 08/21-05 (сроком по 31.12.2017);
- от ответчика - директор Ефимов Ю.А. на основании выписки из ЕГРЮЛ от 16.07.2015 (л. д. 19);
- от третьего лица - извещен, не явился,
установил:

акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - истец, АО "Чувашская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Янтиковская" (далее - ответчик, ООО "УК Янтиковская") 15 923 руб. 71 коп. основного долга, 201 руб. 70 коп. пеней за период с 16.11.2016 по 23.12.2016 и далее по день фактической оплаты.
Решением от 03.05.2017 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Чувашская энергосбытовая компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять новый судебный акт о взыскании с ответчика задолженности за октябрь 2016 года в размере 1749, 39 руб.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель указал на то, что согласно условиям представленных ответчиком в материалы дела договоров, заключенных с собственниками помещений МКД, их предметом является обслуживание всех внутридомовых сетей, за исключением электросетевого хозяйства, а следовательно, в нарушение императивных требований п. 2 ст. 161 ЖК РФ, договором не урегулированы обязанности обслуживающей организации по содержанию и ремонту электросетевого хозяйства МКД. В связи с чем считает, что отказ во взыскании с ООО "УК Янтиковская" в полном объеме стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленных нормативов многоквартирными домами, избравшими непосредственный способ управления, освобождает от обязанности по надлежащему исполнению обязанности по содержанию и ремонту внутридомовых электрических сетей.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании ответчик указал на законность и обоснованность принятого решения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд оснований для отмены решения не установил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2016 года ООО "УК Янтиковская" осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами, находящимися в с. Янтиково Чувашской Республики по адресам: ул. Кооперативная, д. 22; пр-кт Ленина, д. 38А, д. 52, д. 54.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Плата за коммунальную услугу по электроснабжению собственниками помещений в названных многоквартирных домах в спорный период вносилась непосредственно ресурсоснабжающей организации - истцу.
Согласно произведенному истцом расчету подлежащий распределению между потребителями объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды в октябре 2016 года, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в с. Янтиково Чувашской Республики по адресам: ул. Кооперативная, д. 22; пр-кт Ленина, д. 4, д. 8, д. 10, д. 12, д. 24, д. 29, д. 31, д. 33, д. 34, д. 38, д. 38А, д. 39, д. 42, д. 46, д. 48, д. 52, д. 54; тер. РПТ д. 3, д. 28, д. 38; ул. Строительная, д. 4.
Полагая, что ответчик как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению в отношении помещений, входящих в состав общего имущества названных многоквартирных домов, обязан оплатить объем электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами материального права, применение которых апелляционная инстанция считает правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По смыслу положений части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит, в том числе, плата за содержание жилого помещения (за исключением платы для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования), включающая в себя, в свою очередь, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Формулы 10, 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 предусматривают распределение платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, между потребителями исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, потребленным в многоквартирном доме, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в таком доме, пропорционально занимаемой площади. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац 13 пункта 2 Правил N 354).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2012 N 413 (далее - Постановление N 413) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для потребителей в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики, определенные расчетным методом.
Согласно Постановлению N 413 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению помещений для осветительных установок помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для потребителей в многоквартирных домах (лестничные и этажные площадки, коридоры, тамбуры, входы в подъезд, вестибюли, помещения производственно-технического назначения, чердаки, электрощитовые, техподполья и др.) этажностью 2 этажа составляет 1,49 кВт.ч., этажностью 3 этажа - 2,26 кВт.ч. в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из представленного истцом расчета усматривается, что подлежащий распределению между потребителями объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды в октябре 2016 года, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в с. Янтиково Чувашской Республики по адресам: ул. Кооперативная, д. 22; пр-кт Ленина, д. 4, д. 8, д. 10, д. 12, д. 24, д. 29, д. 31, д. 33, д. 34, д. 38, д. 38А, д. 39, д. 42, д. 46, д. 48, д. 52, д. 54; тер. РПТ д. 3, д. 28, д. 38; ул. Строительная, д. 4.
Между тем, решением Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 26.10.2016 N 01/104 в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами внесены изменения путем исключения с 28.09.2016 из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ответчик, в связи с расторжением договора управления на следующие многоквартирные дома: ул. Кооперативная, д. 20; ул. Ленина, д. 50; ул. Строительная, д. 3, д. 4; тер. РТП д. 1, д. 2, д. 3, д. 28, д. 30, д. 38; пр. Ленина, д. 4, д. 8, д. 10, д. 12, д. 17, д. 23, д. 24, д. 26, д. 27, д. 28, д. 29, д. 30, д. 31, д. 32, д. 33, д. 34, д. 35, д. 36, д. 37, д. 38, д. 39, д. 42, д. 44, д. 46, д. 48, д. 50.
Заключением Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 26.10.2016 N 22/104 по результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, достоверность расторжения договоров управления названными многоквартирными домами подтверждена протоколами общих собраний собственников помещений по выбору способа управления - непосредственное управление.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в редакции, действовавших в спорный период (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
- В суде первой инстанции истец пояснил, что плата за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды в пределах установленного норматива, в октябре 2016 года выставлялась истцом непосредственно потребителям, что подтверждает наличие между потребителями и истцом договорных отношений по поставке коммунального ресурса в отношении многоквартирных домов по ул. Кооперативная, д. 20; ул. Ленина, д. 50; ул. Строительная, д. 3, д. 4; тер. РТП д. 1, д. 2, д. 3, д. 28, д. 30, д. 38;
- пр. Ленина, д. 4, д. 8, д. 10, д. 12, д. 17, д. 23, д. 24, д. 26, д. 27, д. 28, д. 29, д. 30, д. 31, д. 32, д. 33, д. 34, д. 35, д. 36, д. 37, д. 38, д. 39, д. 42, д. 44, д. 46, д. 48, д. 50, и соответственно прекращение ответчиком осуществления функций по управлению многоквартирными домами в силу пункта "в" части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом суд пришел к правильному выводу о том, что истцом необоснованно предъявлены требования о взыскании стоимости поставленной в многоквартирные дома, находящихся в с. Янтиково Чувашской Республики по адресам: пр-кт Ленина, д. 4, д. 8, д. 10, д. 12, д. 24, д. 29, д. 31, д. 33, д. 34, д. 38, д. 39, д. 42, д. 46, д. 48; тер. РПТ д. 3, д. 28; ул. Строительная, д. 4, электрической энергии на общедомовые нужды.
Кроме того, в части домов по адресу: ул. Кооперативная, д. 22; пр-кт Ленина, д. 38А, д. 52, д. 54, находящихся в управлении у ответчика, при расчете объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, не в полном объеме учтена площадь мест общего пользования.
Так, материалы дела содержат предоставленную муниципальным унитарным предприятием "Дирекция единого заказчика" Янтиковского района Чувашской Республики выписку из технических паспортов многоквартирных жилых домов, расположенных в с. Янтиково Янтиковского района, согласно которой: общая площадь здания (с балконами, лоджиями, шкафами, коридорами и лестничными клетками) дома по адресу: пр. Ленина, д. 38А составляет 6263,13 кв. м, фактическая площадь мест общего пользования - 3695, 74 кв. м; - общая площадь здания дома по адресу: пр. Ленина, д. 52-2542,8 кв. м, фактическая площадь мест общего пользования - 800,20 кв. м; - общая площадь здания по адресу пр. Ленина, д. 54-2993,1 кв. м, фактическая площадь мест общего пользования - 883,9 кв. м; - общая площадь здания по адресу: ул. Кооперативная, д. 22-4091,95 кв. м, фактическая площадь мест общего пользования 2666,51 кв. м.
При наличии сведений, предоставленных организацией, уполномоченной на осуществление технической инвентаризации, ссылка представителя истца на сведения, указанные на Портале ЖКХ (http://www.jkh.cap.ru), которые, как стороны не оспаривают, впоследствии менялись по причинам их недостоверности, не может быть принята судом во внимание.
Документальных доказательств фактического несоответствия площадей мест общего пользования в многоквартирных домах по адресам: ул. Кооперативная, д. 22; пр-кт Ленина, д. 38А, д. 52, д. 54 данным, предоставленным МУП "ДЕЗ" Янтиковского района ЧР и соответствия их ранее содержащимся на портале ЖКХ и примененных истцом в расчете площадям, истец в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Принимая во внимание установленные Постановлением N 413 нормативы, данные о площадях мест общего пользования, предоставленных МУП "ДЕЗ" Янтиковского района ЧР, с учетом представленных истцом и не оспоренных ответчиком сведений об объемах потребления жилых и нежилых помещений, сведений о показаниях общедомовых приборов учета нормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды составляет:
- - по дому N 22 ул. Кооперативная (3 этажа) - 6026,31 кВт.ч. (2666,51 кв. м x 2,26 кВт.ч./кВ.м.);
- - по дому N 38А, пр. Ленина (3 этажа) - 8352,37 кВт.ч. (3695,74 кв. м x 2,26 кВт.ч./кВ.м.);
- - по дому N 52, пр. Ленина (3 этажа) - 1808,45 кВт.ч. (800,20 кв. м x 2,26 кВт.ч./кВ.м.);
- - по дому N 54, пр. Ленина (3 этажа) - 1997,61 кВт.ч. (883,9 кв. м x 2,26 кВт.ч./кВ.м.).
При этом фактический объем потребления электрической энергии на общедомовые нужды, рассчитанный истцом в отношении названных домов составляет:
- по дому N 22 ул. Кооперативная - 633 кВт.ч.,
- по дому N 38А, пр. Ленина - 587 кВт.ч.,
- по дому N 52, пр. Ленина - 233 кВт.ч.,
- по дому N 54, пр. Ленина - 1543 кВт.ч.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие доказательств превышения объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды над нормативным, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.05.2017 по делу N А79-12587/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Н.ФЕДИНСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)