Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N А33-3371/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N А33-3371/2017


Резолютивная часть постановления объявлена "14" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В..
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края: Бекасова С.С., представителя по доверенности от 01.10.2016,
от акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк": Паршиковой Е.А., представителя по доверенности от 24.11.2015 N 701,
от товарищества собственников жилья "Юннаты": Каплюк Т.М., председателя правления ТСЖ "Юннаты" согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 11.08.2017, Скляр Р.В., представителя по доверенности от 20.06.2016,
от службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края: Черных Т.П., представителя по доверенности от 08.08.2017 N 85,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН 1132468055268)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 июня 2017 года по делу N А33-3371/2017, принятое судьей Кужлевым А.В.,
установил:

региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН 1132468055268, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890, далее - ответчик, АО "Россельхозбанк") о признании недействительным договора специального банковского счета от 11.07.2014 N 144900/100-Б заключенного между Красноярским филиалом АО "Россельхозбанк" и товариществом собственников жилья "Юннаты" (ИНН 2463024475, ОГРН 1022402133577, далее - ТСЖ "Юннаты"), переводе остатка денежных средств, хранящихся на специальном банковском счете 40703810449000000091 на счет регионального оператора, предназначенного для формирования фонда капитального ремонта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582), товарищество собственников жилья "Юннаты", Администрация города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24.04.2017 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца о привлечении ТСЖ "Юннаты" к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не применены нормы материального права, подлежащие применению, не дана оценка доводам истца, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, а именно то, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2 Г по ул. Софьи Ковалевской от 01.07.2014 реализовано с нарушением части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, не порождает правовых последствий в части выбора способа формирования фонда капитального ремонта. Вывод суда первой инстанции о том, что проведенное в форме заочного голосования в период с 13.05.2016 по 22.05.2016 общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, подтвердило ранее принятое решение собрания собственников от 01.07.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ОАО "Россельхозбанк", тем самым, договор специального банковского счета является действительным, противоречит части 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.08.2017.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), дата публикации 07.07.2017.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, устно отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ответчика - товарищества собственников жилья "Юннаты" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в зале судебного заседания, поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Юннаты" зарегистрировано 04.12.1996 Администрацией Октябрьского района города Красноярска, 22.11.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц
Основным видом деятельности ТСЖ "Юннаты" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ТСЖ "Юннаты" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска.
Кроме того, до 10.11.2015 ТСЖ "Юннаты" осуществляло управлением многоквартирным жилым домом по адресу: город Красноярск, улица Киренского дом 27Б.
Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
01 июля 2014 года собственниками помещений в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска проведено общее собрание по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской от 01.07.2014 в повестку дня был включен вопрос о перечислении взносов на капитальный ремонт, поступающих от жителей дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской на специальный счет дома N 2Г, открытый в банке в целях формирования фонда капитального ремонта, определении владельцем спецсчета ТСЖ "Юннаты", установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт, сроков проведения капитального ремонта, заключении договоров с подрядчиками, определении приемки работ в соответствии с Уставом ТСЖ "Юннаты". Количество голосов, принявших участие в собрании, составило 91,16% от общего количества голосов, что подтверждается листами опроса, а также реестрами собственников помещений в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска.
По указанному вопросу собственники помещений указанного жилого МКД проголосовали следующим образом: "за" - 91,16%, "против" - 0.
На основании принятого решения ТСЖ "Юннаты" 11.07.2014 обратилось в АО "Россельхозбанк" с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска.
Между открытым акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" (банк), и товариществом собственников жилья "Юннаты" (клиент) заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта N 144900/100-Б от 11.07.2014 в соответствии с пунктом 1.1. которого банк открывает Клиенту специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта в валюте Российской Федерации N 40703810449000000091 для осуществления расчетов в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Счет предназначен исключительно для проведения операций, предусмотренных Жилищным кодексом и настоящим договором.
ТСЖ "Юннаты" направило в Службу строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю и в администрацию Октябрьского района г. Красноярска уведомление (исх. N 275 от 05.08.2014, исх. N 274 от 05.08.2014) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, справок банка об открытии специальных счетов, которое получено службой 08.08.2014.
21.08.2014 года Администрацией города Красноярска принято постановление N 522, согласно которому утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Красноярска, собственники помещений в которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, согласно приложению. Установлено, что в отношении многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора.
В перечень домов, включен, в том числе, дом N 2Г по улице Софьи Ковалевской.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщило ТСЖ "Юннаты" письмом исх. от 21.08.2015 N 14-9431, что Администрацией города Красноярска принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска и N 27Б по улице Киренского города Красноярска на счете регионального оператора.
10.02.2015 ТСЖ "Юннаты" повторно уведомило Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о реализованном собственниками праве по выбору способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
12.03.2015 года Служба строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю письмом исх. N 14-2328 сообщило ТСЖ "Юннаты", что на момент принятия собственниками МКД решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса в прежней редакции, собственники не могли принимать такое решение, поскольку товарищество собственников жилья не соответствовало требованиям законодательства, как созданное из нескольких многоквартирных домов, количество квартир в которых более тридцати. Также указано, что с 31.08.2014 редакция части 2 статьи 175 Жилищного кодекса изменена, однако, чтобы воспользоваться возможностью формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, собственникам многоквартирного дома необходимо принять решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта не специальном счете в соответствии со статьей 173 Жилищного кодекса.
10.11.2015 года собственниками помещений в МКД N 27Б по улице Киренского города Красноярска, проведено общее собрание собственников и принято решение по вопросу выбора способа управления в МКД в соответствии с требованиями статей 136, 140, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: город Красноярск, улица Киренского дом N 27Б от 10.11.2015 собственники помещений указанного МКД определили в качестве управляющей компании КУЖФ "Северо-западная". Решение оформлено протоколом от 10.11.2015.
В собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома N 27Б по ул. Киренского г. Красноярска, имеющие 84,17% голосов.
Согласно актам приема-передачи от 28.12.2015 указанный дом был передан ТСЖ "Юннаты" под управление КУЖФ "Северо-западная".
23.05.2016 собственниками помещений в многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска проведено общее собрание собственников.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской от 23.05.2016 в повестку дня был включен следующий вопрос:
Подтвердить ранее принятое решение собранием собственников дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской от 01.07.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в АО "Россельхозбанк" N 40703810449000000091 с перечислением взносов на капитальный ремонт, поступающих от жителей дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской, на указанный счет и определении владельцем спецсчета ТСЖ "Юннаты". Установление ежемесячного взноса на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, заключение договоров с подрядчиками, прием работ определить в соответствии с Уставом ТСЖ "Юннаты".
По указанному вопросу собственники помещений указанного жилого МКД проголосовали следующим образом: "за" - 76,56% (% от общего числа голосов в доме), "против" - 0.
Из реестров собственников помещений по состоянию на 13.05.2016, бюллетеней для голосования по указанному в протоколе от 23.05.2016 вопросу, сводной ведомости подсчета голосов собственников помещения дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской в соответствии с бюллетенями для голосования от 23.05.2016, протокола общего собрания собственников помещений жилого МКД N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска от 23.05.2016, следует, что в собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска, имеющие 76,56% голосов.
В материалы дела представлены письма ТСЖ "Юннаты" от 27.05.2016 NN 505, 506, адресованные Региональному фонду капитального ремонта по Красноярскому краю и Службе строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, согласно которым ТСЖ "Юннаты" сообщило, что собственники помещения дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской подтвердили свое ранее принятое решение от 01.07.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в АО "Россельхозбанк" N 40703810449000000091 с перечислением взносов на капитальный ремонт, поступающих от жителей дома, на указанный счет и определением владельцем спецсчета ТСЖ "Юннаты". Установление ежемесячного взноса на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, заключение договоров с подрядчиками, прием работ определить в соответствии с Уставом ТСЖ "Юннаты". К указанным письмам прилагался протокол общего собрания собственников помещения от 23.05.2016.
Региональным фондом капитального ремонта по Красноярскому краю уведомление получено 02.06.2016, службой строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю уведомление получено 30.05.2016.
Письмом от 26.08.2016 N 1035/2016 истец обратился в Красноярский региональный филиал АО "Россельхозбанк" с требованием закрыть специальный счет N 40703810449000000091.
Из выписки по лицевому счету N 40703810449000000091 за период с 11.04.2017 по 01.06.2017 следует, что остаток поступивших денежных средств на расчетный счет составляет 2 101 323 рубля 97 копеек.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 16.09.2013 N 648-р создан Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, утвержден устав фонда.
В соответствии с пунктом 2.1 устава Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края целью деятельности Фонда является достижение социальных и иных общественно полезных целей при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, направленных на обеспечение безопасных благоприятных условий проживания граждан, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В пункте 2.2 устава предусмотрено, что Фонд создается для выполнения функций регионального оператора, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Красноярского края, уставом, в том числе:
аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда.
В силу положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5).
Не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Согласно статье 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, указанные в частях 1 - 4 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. Указанный федеральный орган размещает предоставленные органом государственного жилищного надзора сведения в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 5).
Согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Юннаты" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещения дома по адресу: город Красноярск, улица Софьи Ковалевской, N 2Г от 01.07.2014 собственниками помещений дома принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
При этом согласно статье 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания, справки банка об открытии специального счета.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 10.02.2014) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края. В указанную программу включены спорные дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены два способа принятия решений общим собранием собственников: очное голосование (личное совместное присутствие собственников для обсуждения и принятия решения по пунктам повестки дня) и заочное голосование (выявление мнения собственников способом письменного опроса).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании (статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из реестров собственников помещений по состоянию на 26.04.2014, листов опроса для голосования, протокола общего собрания собственников помещений жилого МКД N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска от 01.07.2014, в собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска, имеющие 91,16% голосов.
Следовательно, учитывая указанные сведения, а также представленные в материалы дела листы опроса для голосования, суд первой инстанции правомерно признал правомочным указанное выше собрание (имеет кворум), так как в нем приняли участие собственники помещений данного дома, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Таким образом, решение принято общим собранием собственников помещений при наличии кворума.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства признания общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 01.07.2014, недействительным.
Кроме того, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской в городе Красноярске, проведенным в форме заочного голосования в период с 13.05.2016 по 22.05.2016, принято решение о подтверждении ранее принятого решения собранием собственников от 01.07.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в АО "Россельхозбанк" N 40703810449000000091 с перечислением взносов на капитальный ремонт, поступающих от жителей дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской, на указанный счет и определении владельцем спецсчета ТСЖ "Юннаты". Указанное решение оформлено протоколом от 23.05.2016.
Также из реестров собственников помещений по состоянию на 13.05.2016, бюллетеней для голосования по указанному в протоколе от 23.05.2016 вопросу, сводной ведомости подсчета голосов собственников помещения дом N 2Г по улице Софьи Ковалевской в соответствии с бюллетенями для голосования от 23.05.2016, протокола общего собрания собственников помещений жилого МКД N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска от 23.05.2016, следует, что в собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска, имеющие 76,56% голосов.
Учитывая указанные сведения, а также представленные в материалы бюллетени для голосования, суд правомерно признал правомочным указанное выше собрание (имеет кворум), так как в нем приняли участие собственники помещений данного дома, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Таким образом, решение принято общим собранием собственников помещений при наличии кворума.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, доказательства признания общего собраний собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 01.07.2014, недействительным не представлены.
Довод заявителя о непринятии собственниками помещений многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска решения о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 175 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 3.1, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7).
Таким образом, поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской города Красноярска на регионального оператора не возложена обязанность по начислению и сбору взносов на капитальный ремонт, обязанность по начислению взносов на капитальный ремонт, как на составную часть платы за жилое помещение, по оформлению соответствующих платежных документов и направлению их собственникам помещений лежит на управляющей организации в рамках выполнения стандартов управления многоквартирным домом.
ТСЖ "Юннаты" протокол от 23.05.2016 направлен истцу 27.05.2016 (исх. N 506 от 27.05.2016) и получен последним 02.06.2016, Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 27.05.2016 (исх. N 505 от 27.05.2016 г.) и получен последней 30.05.2016.
Довод истца о том, что к указанному уведомлению не были приложены бюллетени для голосования, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку такая обязанность не установлена действующим законодательством.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" не подлежит применению к сложившимся правоотношениям, поскольку устанавливает обязанность по оформлению и представлению протоколов общих собраний во исполнение частей 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Поскольку первоначально решение о способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении указанного МКД было принято администрацией города Красноярска Постановлением от 21.08.2014 N 522, то указанное решение, оформленное протоколом от 23.05.2016, является решением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта указанного МКД, принятым собственниками помещений в нем в соответствии со статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта принятие иных решений, в том числе о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предусмотренных частью 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
В соответствии со статьей 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса (часть 1).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах (часть 2).
Частью 1 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Из материалов дела следует, что 11.07.2014 между акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" (банк), и товариществом собственников жилья "Юннаты" (клиент) заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта N 144900/100-Б, в соответствии с пунктом 1.1. которого банк открывает Клиенту специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта в валюте Российской Федерации N 40703810449000000091 для осуществления расчетов в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Счет предназначен исключительно для проведения операций, предусмотренных Жилищным кодексом и настоящим договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при открытии счета клиентом был представлен необходимый пакет документов, в соответствии с требованиями, предусмотренными внутренними банковскими правилами и Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".
Из выписки по лицевому счету N 40703810449000000091 за период с 11.04.2017 по 01.06.2017 сумма поступивших денежных средств на расчетный счет составляет 2 101 323 рубля 97 копеек.
Учитывая данные указанного лицевого счета, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, о том, что жильцы спорного многоквартирного дома перечисляли на расчетный счет денежные средства, исполняя решение, оформленное протоколом от 23.05.2016.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт реализации собственниками спорного многоквартирного дома выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, вышеуказанное решение от 23.05.2016, несмотря на то, что принято в форме подтверждения ранее принятых этим общим собранием решений, оформленных протоколом от 01.07.2014, является новым решением. На дату его принятия определенный собственниками владелец специального счета - ТСЖ "Юннаты" соответствовал требованиям пункта 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на основании решения общего собрания собственником помещений многоквартирного дома, дом N 27Б по улице Киренского с 01.01.2016 вышел из состава ТСЖ "Юннаты" и по состоянию на 23.05.2016 членами ТСЖ "Юннаты" являлись только собственники помещений дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской, ТСЖ "Юннаты" осуществляло управление только этим домом.
В силу части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 23.05.2016) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Частью 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 22.12.2016 N 2-331 "О внесении изменений в Закон края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" установлено, что решения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, принятые и направленные региональному оператору до 1 января 2017 года, вступают в силу по истечении двадцати дней после вступления в силу настоящего Закона, но не ранее чем по истечении шести месяцев после их направления региональному оператору и не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 2 указанного Закона Красноярского края от 22.12.2016 N 2-331 Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", за исключением случаев, установленных пунктами 2, 3 настоящей статьи.
Данный Закон края опубликован в N 97 краевой государственной газеты "Наш Красноярский край" 28.12.2016 и, соответственно, вступил в силу 07.01.2017.
Таким образом, поскольку, как указано выше, протокол общего собрания от 23.05.2016 был направлен ТСЖ "Юннаты" региональному оператору 27.05.2016, в связи с чем предусмотренный Законом края шестимесячный срок истек 27.11.2016, и при этом на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 2Г по улице Софьи Ковалевской кредиты или займы не предоставлялись, подлежащей погашению за счет фонда капитального ремонта задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме не имеется, вышеуказанное решение общего собрания от 23.05.2016 вступило в силу 28.01.2017 (07.01.2017 + 20 дней).
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что права истца на денежные средства собственников помещений многоквартирного дома N 2Г по улице Софьи Ковалевской, находящиеся на специальном банковском счете 40703810449000000091 прекратились 28.01.2017.
Региональным фондом не представлено доказательств нарушения его прав и интересов, а также прав собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Красноярск, улица Софьи Ковалевской, N 2Г, которое может быть устранено в результате признания сделки недействительной.
Довод заявителя апелляционной жалобы на нарушение прав собственников в результате недоборов в виде лишения государственной поддержки, не свидетельствует о не возможности предоставления такой поддержки. Довод о том, что низкий уровень сборов на счете регионального оператора ставит под угрозу проведение капитального ремонта не подтвержден соответствующими доказательствами.
Кроме того, со стороны истца не представлено доказательств нарушения требований закона оспариваемой сделкой на момент ее заключения.
На основании вышеизложенного, приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы являются необоснованными и противоречащими материалам дела, фактическим обстоятельствам спора, в связи с чем подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июня 2017 года по делу N А33-3371/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Ю.В.ХАБИБУЛИНА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)