Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки органом муниципального контроля проведено обследование общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого управляющей компании выдано предписание об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 4 мая 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" (ОГРН 1053100527314, Скворцова ул., д. 6, пгт. Разумное, Белгородский район, Белгородская область, 308510): Прокурат Н.И. - представителя по доверенности от 11.01.2017 без номера;
- от администрации Белгородского района Белгородской области (ОГРН 1023100508090, Кирова ул., д. 6, пос. Майский, Белгородский район, Белгородская область, 308503): Безугловой О.И. - представителя по доверенности от 23.09.2016 N 1271;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 (судья Линченко И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-1595/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" (далее - заявитель, Общество, ООО "Управляющая Компания жилищным фондом") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области (далее - Администрация, орган муниципального контроля) от 15.12.2015 N 2770 (далее - предписание N 2770).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на ненадлежащую оценку доказательств по делу, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 02.09.2016 и постановление от 29.12.2016 и принять по делу новое решение об удовлетворении требований ООО "Управляющая Компания жилищным фондом", поскольку предписание вынесено с превышением полномочий органа муниципального контроля, проверка проведена с нарушением закона.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу Общества - необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2017 в связи с болезнью судьи Степиной Л.В. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Смирнова В.И.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации, напротив, возражала против указанных доводов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании недействительными пунктов 7, 8 предписания N 2770 в связи со следующим.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании коллективного обращения собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 12, расположенного по адресу: ул. Филиппова, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного жилого дома Администрацией в соответствии с положениями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества по указанному выше адресу с целью проверки нарушений, изложенных в обращении.
Проверка проведена на основании Распоряжения Администрации от 10.12.2015 N 2970 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица", которое было вручено директору ООО "Управляющая Компания жилищным фондом" под роспись.
В ходе проверки Администрацией в присутствии представителей Общества проведено обследование общего имущества многоквартирного дома и установлено нарушение требований п. п. 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а именно: необеспеченность герметичных соединений трубопровода системы канализации, частичное повреждение отдельных слоев (побелка, покраска) стен и потолков лестничной клетки, отсутствие запирающих устройств на поэтажном электрощитке, а также на люке выхода на кровлю, следы протечки на потолке и стенах и откосах в квартирах вследствие неправильно произведенного рулонного кровельного покрытия, отсутствие естественной вентиляции в кухне, ванной, туалете квартиры, нерабочее состояние полотенцесушителя в квартире, намокание наружной стены и разрушение защитного бетонного слоя козырьков над входом в подъезды жилого дома, выпадание кирпичей из стен многоквартирного дома, разрушение стыка между плитами перекрытия, отсутствие плафонов, нарушение СНиП при креплении горизонтального канализационного трубопровода в подвальном помещении, присутствие голубей на чердачном помещении жилого дома, намокание наружной стены дома, сырость и плесень в квартирах.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.12.2015 N 2770, на основании которого Обществу выдано предписание N 2770.
Указанным предписанием Обществу предложено:
1. Обеспечить герметичность соединения канализационного стояка Э-75 мм в тамбуре 6-го подъезда.
2. Выполнить ремонт отделочных слоев (побелка, покраска) стен и потолков на лестничной клетке 1-5 этажей в подъездах жилого дома согласно периодичности по ПиН N 170 3-5 лет.
3. Установить запирающее устройство на поэтажном электрощитке 3 подъезда 5-4 этажах.
4. Выполнить ремонт рулонного кровельного покрытия над жилыми помещениями в квартирах 34, 36, 59, 81, 60, 61.
5. Установить запирающее устройство на люке выхода на кровлю.
6. Выполнить ремонт оконного заполнения 3 этажа в 6 подъезде.
7. Обеспечить удаление воздуха из всех помещений в квартирах N N 33, 36, 81, 59, 34. Предоставить акты работы вентиляции.
8. Обеспечить работу полотенцесушителя в ванной кв. 32.
9. Выполнить гидроизоляционный слой поверхности ж/б козырька над входом в 7, 8 подъезды.
10. Выполнить ремонт кирпичной наружной стены по предотвращению разрушения наружной стены.
11. Выполнить (заделать стык) ремонт стыка между плитами перекрытия 5 подъезда 1 этаж.
12. Обеспечить эксплуатацию внутридомовых электрических сетей в соответствии с установленными требованиями. Выполнить ревизию электропроводки в подвальном помещении 1-8.
13. Выполнить крепление канализационного трубопровода Ф 100 мм к перекрытию на подвесках 3, 4, 5 подъездах.
14. Установить в продухах технического этажа по периметру дома металлические решетки для предотвращения попадания голубей в чердачное помещение.
15. Обеспечить покрытие парапета по предотвращению попадания атмосферной воды на поверхность наружной стены.
Заявитель не согласился с предписанием N 2770 и оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии условий для признания указанного ненормативного правового акта недействительным, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, и законности данного предписания. Апелляционный суд согласился с выводами суда области.
Как следует из содержания части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Положениями статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Между собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Филиппова п. Разумное и ООО "Управляющая компания жилищным фондом" 24.02.2011 заключен договор управления, на основании которого управляющая компания обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания, ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а также обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Тот факт, что содержание и эксплуатация жилого дома N 12 осуществлялась Обществом с нарушением требований пунктов 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Правил N 170, подателем жалобы по существу не оспаривается и установлено судами первой и апелляционной инстанции на основе надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ. Оснований не согласиться с данными выводами судебных актов у суда округа не имеется.
Все вышеперечисленные нарушения указаны в акте органа муниципального контроля от 15.12.2015 N 2770.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ определяет муниципальный жилищный контроль как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Белгородской области "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органами государственного жилищного надзора Белгородской области" N 192 от 08.2013 (в редакции от 18.06.2015) муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления поселений (городских округов), уполномоченными на организацию и проведение муниципального жилищного контроля на территории соответствующих поселений (городских округов) (далее - уполномоченные органы муниципального жилищного контроля).
Полномочие органов местного самоуправления, предусмотренное абзацем первым настоящей части, на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом Белгородской области.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с положениями пункта 2.11 Решения муниципального Совета Белгородского района от 25.04.2014 N 78 в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на нарушение жилищного законодательства, вместе с актом лицу, его нарушившему, или его законному представителю под роспись вручается предписание органа муниципального жилищного контроля об устранении правонарушения с указанием срока устранения. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, положения статьи 20 ЖК РФ и иных актов об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме. Такой вывод следует из буквального содержания части 1.1 статьи 20 ЖК РФ. Этот вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
В обоснование заявленных требований ООО "Управляющая компания жилищным фондом" ссылается на положения пунктов 1, 2 статьи 20 ЖК РФ, согласно которым результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Суд кассационной инстанции считает, что доводам жалобы Общества о проведении проверки органом муниципального жилищного контроля с нарушением требований Закона N 294-ФЗ в части соблюдения процедуры проведения проверки дана надлежащая правовая оценка, с которой суд округа согласен.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в данном многоквартирном доме имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности: квартиры N 1, N 6, N 18, N 35а, N 39, N 61, N 78, N 95 (письмо администрации от 24.08.2016 N б/н), следовательно муниципальный жилищный контроль мог осуществляться в отношении вышеперечисленных жилых помещений и в отношении общего имущества жилого дома N 12 по ул. Филиппова п. Разумное.
Отклоняется судом округа как несостоятельный довод подателя кассационной жалобы о том, что невозможно провести проверку муниципального жилищного контроля в отношении общества, являющегося управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с этим положения статьи 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с тем, при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что пункты 7 и 8 предписания от 15.12.2015 N 2770 касаются требований об обеспечении удаления воздуха из всех помещений в квартирах N 33, 36, 81, 59, 34, предоставления актов работы вентиляции, обеспечения работы полотенцесушителя в ванной кв. 32, то есть непосредственно касаются жилых помещений не относящихся к муниципальному жилищному фонду.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
Таким образом, вынесение предписаний органами муниципального контроля об устранении нарушений в отношении имущества, не относящегося к муниципальному жилищному фонду, не имеет под собой необходимых правовых оснований. Поэтому в указанной части требования Общества о признании незаконным и отмене предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области от 15.12.2015 N 2770 подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции от 02.09.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2016 - отмене.
В остальной части предписание касается надлежащего содержания общего имущества дома и требования Общества о признании его недействительной в данной части обоснованно и правомерно отклонены судами.
С учетом частичного удовлетворения требований Общества в отношении признания недействительным ненормативного правового акта, расходы заявителя по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела судами подлежат взысканию за счет администрации Белгородского района Белгородской области на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А08-1595/2016 отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 7, 8 предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области от 15.12.2015 N 2770.
В указанной части требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" удовлетворить.
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с администрации Белгородского района Белгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2017 N Ф10-1179/2017 ПО ДЕЛУ N А08-1595/2016
Требование: О признании незаконным и отмене предписания органа муниципального жилищного контроля.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки органом муниципального контроля проведено обследование общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого управляющей компании выдано предписание об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А08-1595/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 4 мая 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" (ОГРН 1053100527314, Скворцова ул., д. 6, пгт. Разумное, Белгородский район, Белгородская область, 308510): Прокурат Н.И. - представителя по доверенности от 11.01.2017 без номера;
- от администрации Белгородского района Белгородской области (ОГРН 1023100508090, Кирова ул., д. 6, пос. Майский, Белгородский район, Белгородская область, 308503): Безугловой О.И. - представителя по доверенности от 23.09.2016 N 1271;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 (судья Линченко И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-1595/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" (далее - заявитель, Общество, ООО "Управляющая Компания жилищным фондом") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области (далее - Администрация, орган муниципального контроля) от 15.12.2015 N 2770 (далее - предписание N 2770).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на ненадлежащую оценку доказательств по делу, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 02.09.2016 и постановление от 29.12.2016 и принять по делу новое решение об удовлетворении требований ООО "Управляющая Компания жилищным фондом", поскольку предписание вынесено с превышением полномочий органа муниципального контроля, проверка проведена с нарушением закона.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу Общества - необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2017 в связи с болезнью судьи Степиной Л.В. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Смирнова В.И.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации, напротив, возражала против указанных доводов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании недействительными пунктов 7, 8 предписания N 2770 в связи со следующим.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании коллективного обращения собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 12, расположенного по адресу: ул. Филиппова, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного жилого дома Администрацией в соответствии с положениями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества по указанному выше адресу с целью проверки нарушений, изложенных в обращении.
Проверка проведена на основании Распоряжения Администрации от 10.12.2015 N 2970 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица", которое было вручено директору ООО "Управляющая Компания жилищным фондом" под роспись.
В ходе проверки Администрацией в присутствии представителей Общества проведено обследование общего имущества многоквартирного дома и установлено нарушение требований п. п. 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а именно: необеспеченность герметичных соединений трубопровода системы канализации, частичное повреждение отдельных слоев (побелка, покраска) стен и потолков лестничной клетки, отсутствие запирающих устройств на поэтажном электрощитке, а также на люке выхода на кровлю, следы протечки на потолке и стенах и откосах в квартирах вследствие неправильно произведенного рулонного кровельного покрытия, отсутствие естественной вентиляции в кухне, ванной, туалете квартиры, нерабочее состояние полотенцесушителя в квартире, намокание наружной стены и разрушение защитного бетонного слоя козырьков над входом в подъезды жилого дома, выпадание кирпичей из стен многоквартирного дома, разрушение стыка между плитами перекрытия, отсутствие плафонов, нарушение СНиП при креплении горизонтального канализационного трубопровода в подвальном помещении, присутствие голубей на чердачном помещении жилого дома, намокание наружной стены дома, сырость и плесень в квартирах.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.12.2015 N 2770, на основании которого Обществу выдано предписание N 2770.
Указанным предписанием Обществу предложено:
1. Обеспечить герметичность соединения канализационного стояка Э-75 мм в тамбуре 6-го подъезда.
2. Выполнить ремонт отделочных слоев (побелка, покраска) стен и потолков на лестничной клетке 1-5 этажей в подъездах жилого дома согласно периодичности по ПиН N 170 3-5 лет.
3. Установить запирающее устройство на поэтажном электрощитке 3 подъезда 5-4 этажах.
4. Выполнить ремонт рулонного кровельного покрытия над жилыми помещениями в квартирах 34, 36, 59, 81, 60, 61.
5. Установить запирающее устройство на люке выхода на кровлю.
6. Выполнить ремонт оконного заполнения 3 этажа в 6 подъезде.
7. Обеспечить удаление воздуха из всех помещений в квартирах N N 33, 36, 81, 59, 34. Предоставить акты работы вентиляции.
8. Обеспечить работу полотенцесушителя в ванной кв. 32.
9. Выполнить гидроизоляционный слой поверхности ж/б козырька над входом в 7, 8 подъезды.
10. Выполнить ремонт кирпичной наружной стены по предотвращению разрушения наружной стены.
11. Выполнить (заделать стык) ремонт стыка между плитами перекрытия 5 подъезда 1 этаж.
12. Обеспечить эксплуатацию внутридомовых электрических сетей в соответствии с установленными требованиями. Выполнить ревизию электропроводки в подвальном помещении 1-8.
13. Выполнить крепление канализационного трубопровода Ф 100 мм к перекрытию на подвесках 3, 4, 5 подъездах.
14. Установить в продухах технического этажа по периметру дома металлические решетки для предотвращения попадания голубей в чердачное помещение.
15. Обеспечить покрытие парапета по предотвращению попадания атмосферной воды на поверхность наружной стены.
Заявитель не согласился с предписанием N 2770 и оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии условий для признания указанного ненормативного правового акта недействительным, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, и законности данного предписания. Апелляционный суд согласился с выводами суда области.
Как следует из содержания части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Положениями статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Между собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Филиппова п. Разумное и ООО "Управляющая компания жилищным фондом" 24.02.2011 заключен договор управления, на основании которого управляющая компания обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания, ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а также обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Тот факт, что содержание и эксплуатация жилого дома N 12 осуществлялась Обществом с нарушением требований пунктов 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Правил N 170, подателем жалобы по существу не оспаривается и установлено судами первой и апелляционной инстанции на основе надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ. Оснований не согласиться с данными выводами судебных актов у суда округа не имеется.
Все вышеперечисленные нарушения указаны в акте органа муниципального контроля от 15.12.2015 N 2770.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ определяет муниципальный жилищный контроль как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Белгородской области "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органами государственного жилищного надзора Белгородской области" N 192 от 08.2013 (в редакции от 18.06.2015) муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления поселений (городских округов), уполномоченными на организацию и проведение муниципального жилищного контроля на территории соответствующих поселений (городских округов) (далее - уполномоченные органы муниципального жилищного контроля).
Полномочие органов местного самоуправления, предусмотренное абзацем первым настоящей части, на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом Белгородской области.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с положениями пункта 2.11 Решения муниципального Совета Белгородского района от 25.04.2014 N 78 в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на нарушение жилищного законодательства, вместе с актом лицу, его нарушившему, или его законному представителю под роспись вручается предписание органа муниципального жилищного контроля об устранении правонарушения с указанием срока устранения. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, положения статьи 20 ЖК РФ и иных актов об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме. Такой вывод следует из буквального содержания части 1.1 статьи 20 ЖК РФ. Этот вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
В обоснование заявленных требований ООО "Управляющая компания жилищным фондом" ссылается на положения пунктов 1, 2 статьи 20 ЖК РФ, согласно которым результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Суд кассационной инстанции считает, что доводам жалобы Общества о проведении проверки органом муниципального жилищного контроля с нарушением требований Закона N 294-ФЗ в части соблюдения процедуры проведения проверки дана надлежащая правовая оценка, с которой суд округа согласен.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в данном многоквартирном доме имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности: квартиры N 1, N 6, N 18, N 35а, N 39, N 61, N 78, N 95 (письмо администрации от 24.08.2016 N б/н), следовательно муниципальный жилищный контроль мог осуществляться в отношении вышеперечисленных жилых помещений и в отношении общего имущества жилого дома N 12 по ул. Филиппова п. Разумное.
Отклоняется судом округа как несостоятельный довод подателя кассационной жалобы о том, что невозможно провести проверку муниципального жилищного контроля в отношении общества, являющегося управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с этим положения статьи 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с тем, при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что пункты 7 и 8 предписания от 15.12.2015 N 2770 касаются требований об обеспечении удаления воздуха из всех помещений в квартирах N 33, 36, 81, 59, 34, предоставления актов работы вентиляции, обеспечения работы полотенцесушителя в ванной кв. 32, то есть непосредственно касаются жилых помещений не относящихся к муниципальному жилищному фонду.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
Таким образом, вынесение предписаний органами муниципального контроля об устранении нарушений в отношении имущества, не относящегося к муниципальному жилищному фонду, не имеет под собой необходимых правовых оснований. Поэтому в указанной части требования Общества о признании незаконным и отмене предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области от 15.12.2015 N 2770 подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции от 02.09.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2016 - отмене.
В остальной части предписание касается надлежащего содержания общего имущества дома и требования Общества о признании его недействительной в данной части обоснованно и правомерно отклонены судами.
С учетом частичного удовлетворения требований Общества в отношении признания недействительным ненормативного правового акта, расходы заявителя по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела судами подлежат взысканию за счет администрации Белгородского района Белгородской области на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А08-1595/2016 отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 7, 8 предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации Белгородского района Белгородской области от 15.12.2015 N 2770.
В указанной части требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания жилищным фондом" удовлетворить.
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с администрации Белгородского района Белгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)