Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2016 N 08АП-14593/2015 ПО ДЕЛУ N А75-10654/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. N 08АП-14593/2015

Дело N А75-10654/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14593/2015) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.11.2015 по делу N А75-10654/2015 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный дом" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании предписания от 27.07.2015 N ХМ-236,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Северный дом" (далее - общество, ООО "Северный дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 27.07.2015 N ХМ-236.
Решением от 12.11.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ООО "Северный дом" в полном объеме: признал предписание от 27.07.2015 N ХМ-236 Службы, выданное обществу недействительным; взыскал со Службы в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из правомерности взимания обществом платы за вывоз и захоронение ТБО и отсутствия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на необоснованность взимания Обществом платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов (далее - ТБО) без решения данного вопроса на общем собрании собственников помещений. По мнению подателя жалобы, продление действия первоначального договора на управление многоквартирным домом, заключенного с обществом в 2013 году, не свидетельствует о принятии решения собственниками помещений об определении стоимости спорной услуги.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобе представители ООО "Северный дом" и Службы, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 23 по 27 июля 2015 года на основании приказа от 22.07.2015 N 307 по обращению гражданки Печкиной А.А. административным органом проведена внеплановая выездная проверка ООО "Северный дом" о нарушениях при начислении платы за отопление, водоснабжение на общедомовые нужды и обслуживание общего имущества в мае 2015 года (л.д. 60).
В ходе проверки было установлено, что абонентская плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 9 по ул. Югорская была начислена в мае 2015 года по квартире N 4 согласно решению общего собрания собственников помещений, зафиксированному в протоколе от 02.04.2013. При этом, в графе "перерасчет" выполнен возврат ранее оплаченных заявителем сумм, предъявленных за содержание внутригодового газового оборудования в связи с отсутствием в протоколе от 02.04.2013 решения собственников по утверждению стоимости оплаты за данную услугу.
Также в ходе проверки административным органом установлено, что согласно выписке по лицевому счету Печкиной А.А. обществом предъявлялась к оплате стоимость услуги "вывоз и утилизация ТБО", при этом в протоколе от 02.04.2013 решение собственников по утверждению стоимости данной услуги отсутствует.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.07.2015 N ХМ-236 (л.д. 62-63).
По итогам проверки ООО "Северный дом" выдано предписание от 27.07.2015 N ХМ-236 (л.д. 64), которым предписано в срок до 11.09.2015 выполнить полный возврат ранее начисленной абонентской платы за сбор и утилизацию ТБО по квартире N 4 многоквартирного дома N 9 по ул. Югорская в г. Ханты-Мансийске. Основанием для признания начисления платы незаконным явился вывод о не утверждении ее общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Полагая, что вышеуказанное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "Северный дом", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
12.11.2015 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое Службой в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий:
- несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в рамках настоящего дела рассматривается законность предписания от 27.07.2015 N ХМ-236, выданного Службой. Основанием для вынесения предписания послужило установление заинтересованным лицом нарушения ООО "Северный дом" части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в том, что в проверяемом периоде заявитель взимал плату за вывоз и утилизацию ТБО в отсутствие принятого на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме соответствующего решения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закон N 210-ФЗ) потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепловодоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 17 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем из анализа положений пункта 17 статьи 2 Закона N 210-ФЗ следует, что управляющие организации, кроме услуг, перечень которых содержится в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, приобретают у организаций коммунального комплекса услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, которая в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит оплате собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение.
Подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусматривает, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, содержание общего имущества включает в себя только сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, следовательно, утилизация ТБО не является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) право собственности на ТБО принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Таким образом, собственниками ТБО являются граждане, в результате жизнедеятельности которых они образовались.
В соответствии со статьей 21 Закона N 89-ФЗ одним из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является платность размещения отходов. Т.е. за размещение отходов на объектах размещения отходов взимается плата. При этом под понятием "размещение отходов" понимается как их хранение, так и захоронение.
Исходя из системного анализа указанных выше норм права, обязанность по обеспечению захоронения отходов лежит на собственнике отходов, т.е. на собственниках и нанимателях жилых помещений.
Реализация данной обязанности в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом N 210-ФЗ может осуществляться путем заключения договора управления многоквартирным домом либо непосредственного заключения собственником помещения договора с организацией коммунального комплекса (при непосредственном способе управления).
Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что ООО "Северный дом" является управляющей организацией, избранной собственниками многоквартирного дома N 9 по ул. Югорской в г. Ханты-Мансийске. Первоначально договор на управление многоквартирным жилым домом с обществом был заключен 26.10.2012 обществом с ограниченной ответственностью "ВМ-ИНВЕСТ", являвшимся собственником жилого дома. В последующем с каждым новым собственником помещений в доме заключался отдельный договор на управление многоквартирным домом, в частности, с гр. Печкиной А.А. договор заключен 11.01.2013.
Как следует из протокола N 2 от 02.04.2013 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Югорская, дом 9, проведенного в форме заочного голосования, собственниками определены способ управления - управляющая компания, управляющая организация - ООО "Северный дом", продлено действие ранее заключенных договоров с ООО "Северный дом", а также утверждены размеры платы по содержанию и ремонту общего имущества.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления является платным договором, то собственники обязаны вносить плату за оказанные управляющей организацией услуги.
Материалами дела подтвержден факт оказания управляющей организацией услуг по вывозу и захоронению ТБО на основании договоров, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Антей" от 15.11.2012, 16.11.2013, 01.07.2014, 01.09.2014 и 01.01.2015 (л.д. 27-34).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию. Такие тарифы, в соответствии со статьей 13 Закона N 210-ФЗ, устанавливаются на период от трех до пяти лет. При этом тарифы могут иметь календарную разбивку. Период действия тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, период действия надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса определяются устанавливающим их органом регулирования.
Таким образом, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации, вопреки позиции Службы, не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
ООО "Северный дом" в материалы дела представлен расчет, согласно которому установлен размер платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО - 3 руб. 96 коп. Правильность расчета, представленного заявителем, обоснованность примененных тарифов Службой не опровергнуты, иной расчет не представлен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о необоснованности включения Обществом платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов без решения данного вопроса на общем собрании собственников помещений, поскольку установление стоимости данной услуги не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом.
Данный вывод суда апелляционной инстанций соответствуют выводам Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенным в постановлении от 12.05.2015 по делу N А81-3473/2014.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предписание Службы от 27.07.2015 N ХМ-236 выдано без установления факта нарушения, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Службы удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Службы в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.11.2015 по делу N А75-10654/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)