Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Воробьевой И.О., Иевлева П.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" - Шомирзоев А.Ш., по доверенности от 18.07.2016 N 115,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Белянский С.В., по доверенности от 16.12.2015 N 08Исх-9735/с; Москалева О.М. по доверенности от 05.10.2015 N 08Исх-8021/с,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-14281/16, принятое судьей Обарчуком А.А.,
установил:
публичное акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 02.02.2016 N 08ОГ-422.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третье лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 13.01.2016 N 08ОГ-422-19-15-2016 проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Жилищный комплекс" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации при управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Октябрьская, д. 19, корпус Б, кв. 39.
В ходе проверки выявлено, что ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" допустило нарушение пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части не использования (не установления) потребителем (собственником квартиры) индивидуальных, общих (квартирных) комнатных приборов учета в квартире, распределителей учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 02.02.2016 N 08ОГ-422, которым в срок до 20.03.2016 указано на необходимость установить и использовать индивидуальные, общие (квартирные) комнатные приборы учета в квартире, распределитель учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению утвержденного типа.
Не согласившись с выданным предписанием, ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о ГЖИ).
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка о ГЖИ).
В соответствии с пунктом 22 Порядка о ГЖИ уполномоченные должностные лица инспекции при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12.2 Положения о ГЖИ инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- - жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- - содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- - управлению многоквартирными домами;
- - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- - других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения о ГЖИ инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Названная норма Жилищного кодекса устанавливает возможность проведения проверки по предусмотренным основаниям без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, но не освобождает контролирующий орган от обязанностей, предусмотренных нормами части 1 статьи 14, части 1 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Закона о защите прав юридических лиц.
В данном случае, как правильно установлено судом первой инстанции соответствующее распоряжение (приказ) о проверке в отношении ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" по делу не издавалось, ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" не извещалось о времени и месте проведения проверки, составлении акта проверки, доказательств обратного не представлено.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Так, согласно пунктам 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц к числу грубых нарушений требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
При таких обстоятельствах, акт проверки, в котором отражены нарушения требований действующего законодательства, подлежащие устранению согласно оспариваемого предписания от 02.02.2016 N 08ОГ-422, не может являться доказательством совершения обществом указанных в нем нарушений.
Следовательно, в отсутствие доказательств нарушения ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" требований Жилищного кодекса Российской Федерации, оснований для выдачи предписания не имелось.
Кроме того, согласно письменных объяснений ООО "Жилищный комплекс" от 05.05.2016 исх. N 65 спорный жилой дом оснащен общими приборами учета холодного и горячего водоснабжения (счетчики N 102, N 3057пр., N 3057 обр.), соответственно, фактически в квартире N 39 отсутствовали лишь индивидуальные приборы учета.
Квартира N 39 состоит из кухни, 2-х санузлов, 2-х ванных комнат, 2-х кладовых и 5 жилых комнат, в которых проживают граждане Кудрявцева И.С. (комната N 1), Дедов С.В. (комнаты N 2, 4) и Жуков Д.В. (комнаты N 3, 5) и представляет собой подобие коммунальной квартиры.
Общие нежилые помещения - кухня, 2 санузла, 2 ванные комнаты - используются всеми проживающими в комнатах N 1 - 5 гражданами, комнаты N 2, 4 приватизированы гражданином Дедовым С.В.
Подпунктом "г" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Таким образом, обязанность по установлению приборов учета холодного и горячего водоснабжения возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах.
Однако, в настоящем случае из материалов дела видно, что право собственности на жилые помещения в квартире N 39 оформлено лишь у гражданина Дедова С.В., который приватизировал для себя 2 жилые комнаты в ней (Выписки из ЕГРП от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-991, от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-992).
В то же время, право собственности на квартиру N 39 по ул. Октябрьской д. 19Б в целом согласно уведомления от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-990 ни за одним из хозяйствующих субъектов зарегистрировано не было.
Материалы дела доказательств того, что общество является собственником спорной квартиры, а соответственно, лицом, обязанным обеспечить установку приборов учета и распределителя учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, не содержат.
С учетом характера подлежащих установлению индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемой воды и фактического проживания в жилых помещениях граждан, занимающих комнаты на основании ордеров на право занятия жилой площади в общежитии, наличия зарегистрированного права на жилые помещения в квартире N 39 лишь у одного из проживающего в нем гражданина, возложение обязанности по их размещению и использованию лишь на собственника жилого дома, не имеющего зарегистрированных прав на конкретные жилые помещения в нем (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2007 50НА N 1602426), являлось неправомерным.
В ходе проведения проверки документы, подтверждающие наличие зарегистрированных прав на жилые помещения в квартире N 39 управлением на запрашивались, собственники жилых помещений не устанавливались, вопрос о пропорциональном участии собственников в несении бремени установки приборов учета соразмерно приобретенной доле в праве собственности не разрешался.
По смыслу положений части 5, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по установке приборов учета коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению после 1 июля 2013 года в отношении помещений, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно (квартира 39 в жилом доме 19 корпус Б), возлагается на ресурсоснабжающие организации, т.е. в настоящем случае, осуществляющие теплоснабжение и водоснабжение жилого дома.
Таким образом, на момент проведения проверки выдача предписания в адрес собственника многоквартирного жилого дома являлась нормативно необоснованной.
Из доводов инспекции, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 5 мая 2016 года по делу N А41-14281/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2016 N 10АП-8367/2016 ПО ДЕЛУ N А41-14281/16
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу N А41-14281/16
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Воробьевой И.О., Иевлева П.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" - Шомирзоев А.Ш., по доверенности от 18.07.2016 N 115,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Белянский С.В., по доверенности от 16.12.2015 N 08Исх-9735/с; Москалева О.М. по доверенности от 05.10.2015 N 08Исх-8021/с,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-14281/16, принятое судьей Обарчуком А.А.,
установил:
публичное акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 02.02.2016 N 08ОГ-422.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третье лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 13.01.2016 N 08ОГ-422-19-15-2016 проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Жилищный комплекс" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации при управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Октябрьская, д. 19, корпус Б, кв. 39.
В ходе проверки выявлено, что ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" допустило нарушение пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части не использования (не установления) потребителем (собственником квартиры) индивидуальных, общих (квартирных) комнатных приборов учета в квартире, распределителей учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 02.02.2016 N 08ОГ-422, которым в срок до 20.03.2016 указано на необходимость установить и использовать индивидуальные, общие (квартирные) комнатные приборы учета в квартире, распределитель учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению утвержденного типа.
Не согласившись с выданным предписанием, ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о ГЖИ).
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка о ГЖИ).
В соответствии с пунктом 22 Порядка о ГЖИ уполномоченные должностные лица инспекции при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12.2 Положения о ГЖИ инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- - жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- - содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- - управлению многоквартирными домами;
- - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- - других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения о ГЖИ инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Названная норма Жилищного кодекса устанавливает возможность проведения проверки по предусмотренным основаниям без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, но не освобождает контролирующий орган от обязанностей, предусмотренных нормами части 1 статьи 14, части 1 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Закона о защите прав юридических лиц.
В данном случае, как правильно установлено судом первой инстанции соответствующее распоряжение (приказ) о проверке в отношении ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" по делу не издавалось, ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" не извещалось о времени и месте проведения проверки, составлении акта проверки, доказательств обратного не представлено.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Так, согласно пунктам 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц к числу грубых нарушений требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
При таких обстоятельствах, акт проверки, в котором отражены нарушения требований действующего законодательства, подлежащие устранению согласно оспариваемого предписания от 02.02.2016 N 08ОГ-422, не может являться доказательством совершения обществом указанных в нем нарушений.
Следовательно, в отсутствие доказательств нарушения ПАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" требований Жилищного кодекса Российской Федерации, оснований для выдачи предписания не имелось.
Кроме того, согласно письменных объяснений ООО "Жилищный комплекс" от 05.05.2016 исх. N 65 спорный жилой дом оснащен общими приборами учета холодного и горячего водоснабжения (счетчики N 102, N 3057пр., N 3057 обр.), соответственно, фактически в квартире N 39 отсутствовали лишь индивидуальные приборы учета.
Квартира N 39 состоит из кухни, 2-х санузлов, 2-х ванных комнат, 2-х кладовых и 5 жилых комнат, в которых проживают граждане Кудрявцева И.С. (комната N 1), Дедов С.В. (комнаты N 2, 4) и Жуков Д.В. (комнаты N 3, 5) и представляет собой подобие коммунальной квартиры.
Общие нежилые помещения - кухня, 2 санузла, 2 ванные комнаты - используются всеми проживающими в комнатах N 1 - 5 гражданами, комнаты N 2, 4 приватизированы гражданином Дедовым С.В.
Подпунктом "г" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Таким образом, обязанность по установлению приборов учета холодного и горячего водоснабжения возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах.
Однако, в настоящем случае из материалов дела видно, что право собственности на жилые помещения в квартире N 39 оформлено лишь у гражданина Дедова С.В., который приватизировал для себя 2 жилые комнаты в ней (Выписки из ЕГРП от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-991, от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-992).
В то же время, право собственности на квартиру N 39 по ул. Октябрьской д. 19Б в целом согласно уведомления от 21.03.2016 N 50-0-1-287/4006/2016-990 ни за одним из хозяйствующих субъектов зарегистрировано не было.
Материалы дела доказательств того, что общество является собственником спорной квартиры, а соответственно, лицом, обязанным обеспечить установку приборов учета и распределителя учета потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, не содержат.
С учетом характера подлежащих установлению индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемой воды и фактического проживания в жилых помещениях граждан, занимающих комнаты на основании ордеров на право занятия жилой площади в общежитии, наличия зарегистрированного права на жилые помещения в квартире N 39 лишь у одного из проживающего в нем гражданина, возложение обязанности по их размещению и использованию лишь на собственника жилого дома, не имеющего зарегистрированных прав на конкретные жилые помещения в нем (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2007 50НА N 1602426), являлось неправомерным.
В ходе проведения проверки документы, подтверждающие наличие зарегистрированных прав на жилые помещения в квартире N 39 управлением на запрашивались, собственники жилых помещений не устанавливались, вопрос о пропорциональном участии собственников в несении бремени установки приборов учета соразмерно приобретенной доле в праве собственности не разрешался.
По смыслу положений части 5, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по установке приборов учета коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению после 1 июля 2013 года в отношении помещений, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно (квартира 39 в жилом доме 19 корпус Б), возлагается на ресурсоснабжающие организации, т.е. в настоящем случае, осуществляющие теплоснабжение и водоснабжение жилого дома.
Таким образом, на момент проведения проверки выдача предписания в адрес собственника многоквартирного жилого дома являлась нормативно необоснованной.
Из доводов инспекции, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 5 мая 2016 года по делу N А41-14281/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
П.А.ИЕВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)