Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.05.2016 ПО ДЕЛУ N А26-1505/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу N А26-1505/2016


Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным Предписания N 1089 от 02 декабря 2015 года
при участии представителей:
- заявителя, Акционерного общества "ТНС энерго Карелия" - Трушникова Елизавета Аркадьевна, юрисконсульт I категории, доверенность N 167 от 06.07.2015 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - Краузе Екатерина Анатольевна, ведущий специалист - юрисконсульт отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров, доверенность N 12 от 19.01.2016 года (том 2 л.д. 103), личность установлена на основании предъявленного удостоверения,
установил:

Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (ИНН: 1001012875, ОГРН: 1051000000050, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кирова, дом 45) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ИНН: 1001225288, ОГРН: 1091001011265, адрес места регистрации: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 4) (далее - ответчик, инспекция) о признании недействительным Предписания N 1089 от 02 декабря 2015 года, по тем основаниям, что Инспекцией нарушены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354. По мнению заявителя, принятый Инспекцией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Ответчик, Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (том 1 л.д. 109-110). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв ответчика (том 2 л.д. 99-100).
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что в связи с обращением гражданки Прокофьевой Анны Федоровны, проживающей по адресу: Республика Карелия, город Сегежа, улица Ленина, дом 4, квартира 4 (том 1 л.д. 112) Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия была инициирована внеплановая документарная проверка Акционерного общества "ТНС энерго Карелия". Внеплановая документарная проверка Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия была проведена на основании распоряжения первого заместителя руководителя N 773 от 03.11.2015 года (том 1 л.д. 114-116). Нарушения, установленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки, отражены в акте проверки N 773/а от 02.12.2015 года (том 1 л.д. 134-138). По результатам рассмотрения акта проверки и всех представленных документов Жилищной инспекцией Обществу выдано предписание N 1089 от 02.12.2015 года об устранении нарушений действующего законодательства (том 1 л.д. 139-140), в редакции решения от 25.01.2016 года (том 1 л.д. 141-144).
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", полагая, что ненормативный правовой акт Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, принятый по результатам внеплановой документарной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать предписание N 1089 от 02 декабря 2015 года недействительным.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 Положения "О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 года N 281-П, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функцию государственного контроля за соблюдением за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 10 Положения "О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 года N 281-П в целях выполнения своих функций жилищная инспекция имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, а также привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое предписание обладает признаками ненормативного правового акта, принято в пределах полномочий инспекции и может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта заявителем не пропущен, спор подведомственен арбитражному суду.
Суд рассмотрев заявленные требования, находит их подлежащими удовлетворению.
Организация и проведение проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю.
Судом установлено, что оспариваемым предписанием заявителю предписано произвести корректировку платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды всем собственникам помещений в доме N 4 по улице Ленина в городе Сегежа, на основании начисления платы потребителям комнаты 2 квартиры N 7 в соответствии с пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 в 2015 году.
Согласно пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений абзаца 2 пункта 62 вышеуказанных Правил, расчет платы за коммунальный ресурс, при несанкционированном подключении потребителя, должен быть произведен исходя из мощности оборудования потребителя подключенного к общедомовым сетям.
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями сторон, что потребители, проживающие в комнате 2 квартиры N 7 дома N 4 по улице Ленина в городе Сегежа, за систематическую неоплату потребленной электрической энергии отключены от электроснабжения. При этом, жильцы вышеуказанной комнаты допустили несанкционированное подключение к энергоснабжению.
Контролирующий орган вынося оспариваемое предписание не указал каким образом заявителем должен быть установлен объем потребленной жителями спорной комнаты электрической энергии, равно как и не указал мощность энергопринимающего оборудования, установленного в спорной комнате.
Отнесение всей стоимости электрической энергии на потребителя, проживающего в комнате 2 квартиры N 7 дома N 4 по улице Ленина в городе Сегежа, по общедомовому прибору учета электрической энергии, не может быть признана судом обоснованной, так как приведет к нарушению прав указанного потребителя, в связи с тем, что энергоснабжение для общедомовых нужд также включает в себя расходы на освещение подъездов и подвала.
Таким образом, суд считает, что предписание Жилищной инспекции в указанной части является неисполнимым, так как доначисление платы за потребленный в 2015 году ресурс может быть выполнен только при соблюдении определенных требований абзаца 2 пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
Согласно пункту 4 оспариваемого Предписания заявителю вменено в обязанность устранить выявленные нарушения подпункта "д" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 в многоквартирном доме N 4 по улице Ленина в городе Сегежа.
В соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Из указанного следует, что платежный документ имеет двойную функцию: информационную и расчетно-платежную.
Счет для внесения платы за потребленную электрическую энергию должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, а также соответствовать рекомендациям, установленным положениями Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 года N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 69 вышеуказанных Правил N 354 в платежном документе указывается объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
При этом данной нормой не предусмотрено, что указанию подлежит объем коммунальной услуги, потребленной только в текущем периоде.
Согласно подпункту "ж" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, в платежном документе указываются, в том числе сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги.
Соответственно, действующим законодательством предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в счете на оплату потребленной электрической энергии обязан указывать отдельной стройкой / столбцом сумму произведенного перерасчета.
Как видно из представленных в материалы дела счетов (том 1 л.д. 39-97), в строке "общедом. нужды пред. периоды" Обществом отражаются сведения об объеме коммунальной услуги "электроснабжение", потребленной на общедомовые нужды, о размере платы за данную коммунальную услугу, т.е. все сведения, которые должны быть указаны в платежном документе в соответствии с подпунктом "д" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
В силу требований подпункта "ж" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 Общество отражает подлежащую оплате сумму за коммунальную услугу "электроснабжение", потребленную в предыдущих периодах, в столбце "Перерасчеты" с указанием оснований для их произведения.
Следовательно, включение в платежный документ строки "общедом. нужды пред. периоды" с указанием в столбце "Перерасчеты*, руб." соответствующей суммы направлено, в первую очередь, на исполнение обязанности исполнителя коммунальной услуги по конкретизации информации о произведенных перерасчетах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием единой унифицированной формы счета за потребленные ресурсы и отражение Обществом информации о расчете платы за предыдущие периоды в квитанции не нарушает прав потребителей.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги ответчиком в материалы дела не представлены. Так же как и не представлены доказательства, каким образом заявителю надлежит отражать в счетах, выставляемых потребителям, перерасчет платы за предыдущие периоды по потребленной электроэнергии на общедомовые нужды.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Предписание Жилищной инспекции Республики Карелия N 1089 от 02.12.2015 года в оспариваемой части является неисполнимым.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Заявленные требования Акционерного общества "ТНС энерго Карелия" удовлетворить полностью.
2. Признать недействительным Предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия N 1089 от 02 декабря 2015 года, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
3. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "ТНС энерго Карелия".
4. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ИНН: 1001225288, ОГРН: 1091001011265, адрес места регистрации: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 4) в пользу Акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (ИНН: 1001012875, ОГРН: 1051000000050, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кирова, дом 45) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
5. Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.Г.БУГА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)