Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 N 07АП-232/2016 ПО ДЕЛУ N А67-6420/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А67-6420/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Коркина О.В. по доверенности от 07.08.2015 г. (до 31.12.2016 г.)
от заинтересованного лица: Сидельникова Т.В. по доверенности от 08.06.2015 г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрежевой теплоэнергоснабжение"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 10 декабря 2015 года по делу N А67-6420/2015 (судья Сенникова И.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрежевой теплоэнергоснабжение" (636780, Томская область, г. Стрежевой, пр. Нефтяников, дом 23; ИНН 7022011087, ОГРН 1027001619556)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41; ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании недействительным предписания от 15.06.2015 N С-1859

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стрежевой теплоэнергоснабжение" (далее - ООО "СТЭС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным предписания от 15.06.2015 С-1859.
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СТЭС в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, заявителю утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, следовательно, расчеты за горячее водоснабжение должны производиться по формуле N 23 Приложения N 2 Правил N 354, выводы суда об обратном - не основаны на нормах закона; установленный Приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 19.12.2014 г. N 2-042/9 (671) конечный тариф, значения не имеет, поскольку судом установлен факт утверждения только двухкомпонентного тарифа, в отсутствие возражений сторон; отсутствие норматива расхода тепловой энергии не препятствовало заявителю произвести расчет размера платы на основании показаний приборов учета, в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 38, абз. 1 пункта 42 Правил N 354, пункта 26 Приложения N 2 Правил 354, с применением пункта 6 (1) Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. по аналогии (статья 7 Жилищного Кодекса РФ), выводы суда об обратном, о произвольности расчетов размера платы безосновательны, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в представленном отзыве, доводы которого поддержаны представителем в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В ходе проведенной Департаментом проверки на основании обращения жильца многоквартирного дома по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, дом 70 по вопросу нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, установлено нарушение порядка начисления платы за горячее водоснабжение, а именно неправомерно производится начисление платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентного тарифа, который применяется только при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, в то время как теплоснабжение и горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома производится централизовано от центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, дом 64, строение 1.
15.06.2015 государственным жилищным инспектором Томской области Абсалямовой Н.И. в адрес ООО "СТЭС" вынесено предписание N С-1859 о необходимости производить начисление размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с порядком, установленным абзацем 1 пункта 42 Правил по формуле 1 приложения N 2 к Правилам; произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение собственникам жилых и нежилых помещений за период с января 2015 года по июнь 2015 года включительно.
Не согласившись с вынесенным Предписанием, как не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "СТЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "СТЭС" требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии Предписания закону, наличии у Департамента правовых основания для выдачи оспариваемого предписания по установленным фактам нарушений действующих нормативных технических требований по эксплуатации и сохранности жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт органа, осуществляющего публичные полномочия подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Как следует из оспариваемого предписания от 15.06.2015 N С-1859, заявителю вменено нарушение абзаца 1 пункта 42 Правил N 354, выразившееся в нарушении порядка расчетов платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, неправомерном применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению формулы N 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно материалам дела собственниками помещений дома по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, 70 выбран способ управления - управляющая организация, в качестве которой выбрано ООО "СТЭС" (протокол от 10.01.2012), заключен договор N 244 на управление многоквартирным жилым домом от 10.01.2012 между собственниками помещений и управляющей организацией.
Судом установлено, что ООО "СТЭС" с 01.01.2015 осуществляло начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифа по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354 (за период январь, февраль 2015 г. ООО "Стрежевой теплоэнергоснабжение" произведен перерасчет ранее начисленной платы) при отсутствии установленного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154).
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услугу по горячему водоснабжению.
В таком случае, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды (пункт 42 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
На территории Томской области органом регулирования тарифов является Департамент тарифного регулирования Томской области (Положение о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 N 145).
Приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 19.12.2014 N 2-42/9 (671) для ООО "СТЭС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), отпускаемую потребителям города Стрежевой городского округа Стрежевой Томской области: для населения - 77 руб. 36 коп. (с 01.01.2015 - по 30.06.2015), в том числе: 22 руб. 57 коп. - компонент на холодную воду (руб. /куб. м), 913 руб. 12 коп. - компонент на тепловую энергию (руб. /Гкал).
Проанализировав вышеприведенные положения Правил N 354 в части порядка определения размера платы за коммунальные услуги, в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду по формуле 23 (пункт 26 Приложения N 2 к Правилам N 354), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что для применения формулы 23 приложения N 2 и определения обоснованного размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из системного толкования пунктов 42, 54 Правил N 354 следует, что при наличии централизованного горячего водоснабжения начисление платы за горячее водоснабжение производится по формуле N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть, применяется однокомпонентный тариф.
Установив отсутствие норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Томской области Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, с учетом положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" данные нормативы подлежат установлению в срок до 01.01.2018, а равно доказательств обращения ООО "СТЭС" в уполномоченный орган с заявлением об установлении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с использованием формулы 23 приложения N 2, предусматривающей использование утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который фактически не установлен, не представляется возможным.
Отклоняя ссылки заявителя на определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на основании формулы 23 приложения N 2 по аналогии формулы 7.1 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, суд первой инстанции обоснованно исходил из императивных положений пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354, не предусматривающего использование в указанном расчете каких-либо иных показателей вместо утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом, суд первой инстанции правомерно указал, что использование ООО "СТЭС" при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению вместо утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показателя, определенного путем соотношения расхода тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, и расхода горячей воды, определенных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в доме по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей дом 70 (с использованием данных только по одному конкретному дому), влечет установление неверного размера платы на коммунальную услугу по горячему водоснабжению в результате использования непредусмотренного формулой показателя.
В качестве одного из компонентов формулы расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению является утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Использование показаний приборов учета для расчета платы за коммунальную услугу по формуле 23 предусмотрено только для определения объема (количества) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, устанавливаемого по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. При отсутствии в жилом помещении приборов учета объем потребленной горячей воды определяется исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении.
Таким образом, использование показателей коллективного (общедомового) прибора учета в конкретном многоквартирном доме при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению формулой 23 не предусмотрено.
Судом также принято во внимание, что изменения в части определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 в Правила N 354, вступили в силу с 28.02.2015, в 2014 ООО "СТЭС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, перерасчет с учетом внесенных изменений произведен в январе, феврале 2015 г., в то время как, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, не содержит положений о распространении его действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем, в силу статьи 6 ЖК РФ, осуществление перерасчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь, февраль 2015 г. является неправомерным.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, произведенный Обществом расчет в спорный период не основан на законе, противоречит требованиям законодательства части 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 38, 42 Правил N 354.
В этой связи, доводы Общества о том, что отсутствие норматива расхода тепловой энергии не препятствовало заявителю произвести перерасчет платы на основании показаний приборов учета, произведенные расчеты удельного веса тепловой энергии в горячей воде являются общеизвестными, применена легальная формула расчета, о не нарушение порядка применения двухкомпонентного тарифа, отклоняются за необоснованностью, применение двухкомпонентного тарифа и расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формуле 23 (пункт 26 Правил) возможно при наличии утвержденных органом государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.
Ссылка Общества на требование Департамента о применении формулы N 1 в отношении всех собственников независимо от наличия индивидуальных приборов, несостоятельна, поскольку требование об устранении нарушения распространяется только на объект проверки (многоквартирный дом 70, по ул. Строителей в г. Стрежевой).
Процессуальных нарушений в части несоответствия резолютивной части решения, оглашенной 07.12.2015 г. полному тексту решения, изготовленному 10.12.2015 г., с приведением норм процессуального права, которыми руководствовался суд (пункт 1 апелляционной жалобы), судом апелляционной инстанции, не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичные приводимым в суде первой инстанции в обоснование своей позиции по делу, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, основания для ее непринятия, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Иное толкование Обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 10 декабря 2015 года по делу N А67-6420/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)