Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года,
полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016 (судья Быкодорова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" г. Ставрополь, ОГРН 1062635000614, ИНН 2635085586,
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь),
третье лицо - Ишков Иван Васильевич (г. Ставрополь),
о признании недействительным предписания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным предписания от 12.02.2016 N 150.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 заявленные требования "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь, оставлены без удовлетворения.
Решение мотивированно законностью и обоснованность оспариваемого предписания; оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что в доме установлена централизованная система горячего водоснабжения.
Указывает, что управление в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ составило акт и предписание в один день, суд неправильно применил нормы права.
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору и Ишков Иван Васильевич в отзывах просят решение суда оставить без изменения.
До начала судебного заседания от управления поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
На основании обращения Ишкова И.В., проживающего в квартире N <...>, многоквартирного дома N 4, расположенного по адресу: переулок Шеболдаева, город Ставрополь, поступившего в адрес управления по вопросу правомерности начислений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, управлением издано распоряжение от 01.02.2016 N 276 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с целью осуществления государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению указанным выше многоквартирным домом. О проведении внеплановой документарной проверки заявитель уведомлен надлежащим образом, что подтверждается штампом общества от 02.02.2016 (вх. N 9) на копии распоряжения от 01.02.2016 N 76 (т. 1 л.д. 105).
В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в неправильном использовании заявителем норматива потребления холодной воды, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 16.05.2013 г. N 131-о/д (далее - Приказ N 131).
В связи с тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 4, расположенном по переулку Шеболдаева в г. Ставрополе не принято решение о порядке распределения объемов коммунальной услуги, превышающих объемы коммунальной услуги, рассчитанной с применением норматива потребления, управление посчитало, что размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, должен определяться по формуле N 15 Приложения N 2 Правил N 354.
Норматив потребления холодной воды для многоквартирных домов, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем, утвержден Приказом N 131 и составляет - 0,032 куб. м/ кв. м. Однако общество в нарушение требований указанных нормативных актов при расчете размера платы за коммунальную услугу "холодное водоснабжение", предоставленную на общедомовые нужды, применяло норматив потребления холодной воды из расчета 0, 058 куб. м/кв. м.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Одним из видов коммунальных услуг, который может быть предоставлен потребителю, является коммунальная услуга "горячее водоснабжение". При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Коммунальная услуга по горячему водоснабжению в изучаем многоквартирном доме оказывается с использованием оборудования (бойлера), входящего в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме, то есть централизованное горячее водоснабжение в указанном многоквартирном доме отсутствует. Следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, должен применяться норматив потребления 0, 032 куб. м/кв. м, утвержденный пунктом 4 приложения N 2 Приказа N 131, а не 0, 058 куб. м/кв. м по пункту 1 приложения N 2 Приказа N 131, как это применяло общество.
Вышеперечисленные нарушения управление зафиксировало в акте проверки от 12.02.2016 N 276-39/1 (т. 1 л.д. 40-41).
Акт проверки составлен в присутствии управляющего ООО "УК-9" Германа О.С., который ознакомился с актом проверки и получил копию акта проверки 12.02.2016 (т. 1 л.д. 104).
По результатам проверки управление 12.02.2016 выдало предписание N 150 (т. 1 л.д. 38-39).
Согласно предписанию управление обязало общество устранить нарушение, произвести перерасчет размера платы по всему МКД, с момента вступления в силу приказа N 131.
В предписании управляющий ООО "УК-9" Герман О.С. указал, что с нарушениями не согласен (т. 1 л.д. 39).
Копию настоящего предписания получил управляющий ООО "УК-9" Герман О.С., о чем собственноручно расписался (т. 1 л.д. 39).
Общество посчитало незаконным указанное предписание, что послужило причиной для обращения в суд с данными требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В абзаце 2 пункта 2 Правил N 354 дается понятие "внутридомовые инженерные системы", под которыми понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
На основании пунктов 36, 38, 67, 69 Правила N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу абзаца третьего пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (пункт 54 названных Правил).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению произведенной и предоставленной исполнителем потребителю производится при отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно разделу 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-49-36 (действовали до издания Приказа Минэнерго России от 27.11.2014 N 781), открытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями теплоты.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") "открытая водяная система теплоснабжения" - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.
Абзацами шестым - восьмым пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47), установлено, что, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Согласно абзацу 9 пункта 7 Методических указаний N 47 в случае, если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды (пункт 30 Правил N 307).
По утверждению заявителя в многоквартирном доме на внутренних тепловых сетях расположен тепловой узел (бойлер), в котором происходит приготовление горячей воды, а именно доведение теплоносителя (химически очищенной воды) до температуры горячей воды путем его смешения с теплоносителем, поступающим по обратному трубопроводу. Представитель заинтересованного лица также подтвердил указанное обстоятельство.
Как установлено из материалов дела, в рассматриваемом случае энергоснабжающая организация (ОАО "Теплосеть") поставляет в исследуемый многоквартирный дом не горячую воду, а теплоноситель (химически очищенную воду). Снабжение горячей водой потребителей осуществляется обществом путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование (бойлер), входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, система горячего водоснабжения в данном доме является нецентрализованной.
Довод апелляционной жалобы о том, что в доме установлена централизованная система горячего водоснабжения - отклоняется, поскольку основаны на неверном толковании норм права, а также противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 3 постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию и теплоноситель в Ставропольском крае установлены Приказом N 131.
Приложением N 2 к Приказу N 131 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определяются исходя из степени благоустройства жилищного фонда.
Так, согласно пункту 1 приложения N 2 к Приказу N 131 в многоквартирных домах, оборудованных централизованным горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, ванной и душем применяется следующий норматив: холодное водоснабжение - 0, 029 куб. м/кв. м, горячее водоснабжение - 0, 029 куб. м/кв. м. В силу пункта 4 того же приложения норматив потребления в многоквартирных домах, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем, составляет 0, 032 куб. м/кв. м.
Судом первой инстанции верно установлено, что в названном многоквартирном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета на горячее водоснабжение, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, в связи с чем общество при произведении расчетов за потребление коммунальных услуг по горячему водоснабжению должно применять тариф, установленный пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 131-0, 032 куб. м/кв. м.
Довод апелляционной жалобы о том, что управление в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ составило акт и предписание в один день - отклоняется, поскольку данные доводы не основаны на нормах действующего законодательства, в котором отсутствует запрет на одновременное составление по результатам проверки акта и предписания.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06 июля 2016 года по делу N А63-4377/2016.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь, ОГРН 1062635000614, ИНН 2635085586, из федерального бюджета в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.08.2016 N 750.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2016 N 16АП-4119/2016 ПО ДЕЛУ N А63-5330/2016
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу N А63-5330/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года,
полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016 (судья Быкодорова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" г. Ставрополь, ОГРН 1062635000614, ИНН 2635085586,
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь),
третье лицо - Ишков Иван Васильевич (г. Ставрополь),
о признании недействительным предписания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным предписания от 12.02.2016 N 150.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 заявленные требования "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь, оставлены без удовлетворения.
Решение мотивированно законностью и обоснованность оспариваемого предписания; оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что в доме установлена централизованная система горячего водоснабжения.
Указывает, что управление в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ составило акт и предписание в один день, суд неправильно применил нормы права.
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору и Ишков Иван Васильевич в отзывах просят решение суда оставить без изменения.
До начала судебного заседания от управления поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
На основании обращения Ишкова И.В., проживающего в квартире N <...>, многоквартирного дома N 4, расположенного по адресу: переулок Шеболдаева, город Ставрополь, поступившего в адрес управления по вопросу правомерности начислений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, управлением издано распоряжение от 01.02.2016 N 276 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с целью осуществления государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению указанным выше многоквартирным домом. О проведении внеплановой документарной проверки заявитель уведомлен надлежащим образом, что подтверждается штампом общества от 02.02.2016 (вх. N 9) на копии распоряжения от 01.02.2016 N 76 (т. 1 л.д. 105).
В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в неправильном использовании заявителем норматива потребления холодной воды, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 16.05.2013 г. N 131-о/д (далее - Приказ N 131).
В связи с тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 4, расположенном по переулку Шеболдаева в г. Ставрополе не принято решение о порядке распределения объемов коммунальной услуги, превышающих объемы коммунальной услуги, рассчитанной с применением норматива потребления, управление посчитало, что размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, должен определяться по формуле N 15 Приложения N 2 Правил N 354.
Норматив потребления холодной воды для многоквартирных домов, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем, утвержден Приказом N 131 и составляет - 0,032 куб. м/ кв. м. Однако общество в нарушение требований указанных нормативных актов при расчете размера платы за коммунальную услугу "холодное водоснабжение", предоставленную на общедомовые нужды, применяло норматив потребления холодной воды из расчета 0, 058 куб. м/кв. м.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Одним из видов коммунальных услуг, который может быть предоставлен потребителю, является коммунальная услуга "горячее водоснабжение". При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Коммунальная услуга по горячему водоснабжению в изучаем многоквартирном доме оказывается с использованием оборудования (бойлера), входящего в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме, то есть централизованное горячее водоснабжение в указанном многоквартирном доме отсутствует. Следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, должен применяться норматив потребления 0, 032 куб. м/кв. м, утвержденный пунктом 4 приложения N 2 Приказа N 131, а не 0, 058 куб. м/кв. м по пункту 1 приложения N 2 Приказа N 131, как это применяло общество.
Вышеперечисленные нарушения управление зафиксировало в акте проверки от 12.02.2016 N 276-39/1 (т. 1 л.д. 40-41).
Акт проверки составлен в присутствии управляющего ООО "УК-9" Германа О.С., который ознакомился с актом проверки и получил копию акта проверки 12.02.2016 (т. 1 л.д. 104).
По результатам проверки управление 12.02.2016 выдало предписание N 150 (т. 1 л.д. 38-39).
Согласно предписанию управление обязало общество устранить нарушение, произвести перерасчет размера платы по всему МКД, с момента вступления в силу приказа N 131.
В предписании управляющий ООО "УК-9" Герман О.С. указал, что с нарушениями не согласен (т. 1 л.д. 39).
Копию настоящего предписания получил управляющий ООО "УК-9" Герман О.С., о чем собственноручно расписался (т. 1 л.д. 39).
Общество посчитало незаконным указанное предписание, что послужило причиной для обращения в суд с данными требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В абзаце 2 пункта 2 Правил N 354 дается понятие "внутридомовые инженерные системы", под которыми понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
На основании пунктов 36, 38, 67, 69 Правила N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу абзаца третьего пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (пункт 54 названных Правил).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению произведенной и предоставленной исполнителем потребителю производится при отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно разделу 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-49-36 (действовали до издания Приказа Минэнерго России от 27.11.2014 N 781), открытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями теплоты.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") "открытая водяная система теплоснабжения" - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.
Абзацами шестым - восьмым пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47), установлено, что, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Согласно абзацу 9 пункта 7 Методических указаний N 47 в случае, если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды (пункт 30 Правил N 307).
По утверждению заявителя в многоквартирном доме на внутренних тепловых сетях расположен тепловой узел (бойлер), в котором происходит приготовление горячей воды, а именно доведение теплоносителя (химически очищенной воды) до температуры горячей воды путем его смешения с теплоносителем, поступающим по обратному трубопроводу. Представитель заинтересованного лица также подтвердил указанное обстоятельство.
Как установлено из материалов дела, в рассматриваемом случае энергоснабжающая организация (ОАО "Теплосеть") поставляет в исследуемый многоквартирный дом не горячую воду, а теплоноситель (химически очищенную воду). Снабжение горячей водой потребителей осуществляется обществом путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование (бойлер), входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, система горячего водоснабжения в данном доме является нецентрализованной.
Довод апелляционной жалобы о том, что в доме установлена централизованная система горячего водоснабжения - отклоняется, поскольку основаны на неверном толковании норм права, а также противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 3 постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию и теплоноситель в Ставропольском крае установлены Приказом N 131.
Приложением N 2 к Приказу N 131 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определяются исходя из степени благоустройства жилищного фонда.
Так, согласно пункту 1 приложения N 2 к Приказу N 131 в многоквартирных домах, оборудованных централизованным горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, ванной и душем применяется следующий норматив: холодное водоснабжение - 0, 029 куб. м/кв. м, горячее водоснабжение - 0, 029 куб. м/кв. м. В силу пункта 4 того же приложения норматив потребления в многоквартирных домах, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем, составляет 0, 032 куб. м/кв. м.
Судом первой инстанции верно установлено, что в названном многоквартирном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета на горячее водоснабжение, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, в связи с чем общество при произведении расчетов за потребление коммунальных услуг по горячему водоснабжению должно применять тариф, установленный пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 131-0, 032 куб. м/кв. м.
Довод апелляционной жалобы о том, что управление в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ составило акт и предписание в один день - отклоняется, поскольку данные доводы не основаны на нормах действующего законодательства, в котором отсутствует запрет на одновременное составление по результатам проверки акта и предписания.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06 июля 2016 года по делу N А63-4377/2016.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 по делу N А63-5330/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9", г. Ставрополь, ОГРН 1062635000614, ИНН 2635085586, из федерального бюджета в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.08.2016 N 750.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
М.У.СЕМЕНОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)