Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года по делу N А05-7959/2015 (судья Ипаев С.Г.),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" (место нахождения: 163071, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, помещение 6; ОГРН 1082901001259, ИНН 2901174180; далее - ООО "Управляющая компания "Профмастер", ООО "УК "Профмастер") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 N ОК-06/07-06/91, выданного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о возложении обязанности на ООО "УК "Профмастер" в срок до 31 августа 2015 года представить отчет о произведенном перерасчете платы по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года потребителю квартиры <...> дома N 250 по пр. Ломоносова в городе Архангельске в сумме 258 руб. 63 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; далее - ОАО "Архангельская сбытовая компания").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Профмастер" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что площадь мест общего пользования должна определяться как разница между общей площадью всех жилых и нежилых помещений включая места общего пользования в многоквартирном доме и площади жилых и нежилых помещений. Отмечает, что технический паспорт спорного дома не содержит показатель площадь мест общего пользования, поэтому необходимо учитывать площади подвального помещения 682,3 кв. м. Полагает, что инспекцией взята только уборочная площадь, что и вызвало занижение норматива.
Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Архангельская сбытовая компания" в отзыве разрешение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.03.2015 N ОК-06/01-15/1039, административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Управляющая компания "Профмастер" с целью рассмотрения обращения жильца дома N 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске с жалобой на нарушение действующего законодательства при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН).
В ходе проверки инспекция установила и в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности установления размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, от 20.04.2015 N ОК-06/07-01/258 отразила, что при нормативе платы на ОДН в ноябре, декабре 2014 года, январе - феврале 2015 года 80 руб. 40 коп., в квитанциях потребителю квартиры <...> за ноябрь 2014 года общество выставило плату 153 руб. 69 коп., то есть допустило обсчет в размере 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года общество выставило плату 103 руб. 50 коп., то есть допустило обсчет в размере 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года общество выставило плату 83 руб. 75 коп., то есть допустило обсчет в размере 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года общество выставило плату 239 руб. 29 коп., то есть всего допустило обсчет в размере 158 руб. 89 коп.
Таким образом, при определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года со стороны общества допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> дома N 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 N ОК-02/07-06/91 в соответствии с которым обществу предписано в срок до 31.08.2015 произвести перерасчет платы по статье электроэнергия на ОДН потребителю квартиры <...> дома N 250 по пр. Ломоносова, г. Архангельска: за ноябрь 2014 года в сумме 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года в сумме 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года в сумме 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года в сумме 158 руб. 89 коп.
Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с заявлением в суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом отмечено, что оспариваемым предписанием обществу необходимо произвести перерасчет на меньшую сумму, чем та, которая установлена расчетом суда.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств того, что в спорном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения материалы дела не содержат, заявитель на наличие такого решения не ссылался.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 N АКПИ13-805.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с этими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам (абзац 4 пункта 44 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354, под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление им управляющей организацией, довод заявителя о том, что исполнителем коммунальных услуг в рассматриваемом случае является ресурсоснабжающая организация, является необоснованным.
Тот факт, что компания на основании договора энергоснабжения от 19.04.2013 N 1-04260 и договора от 17.10.2014 N 1-05508 производит расчет объемов и стоимости потребленного коммунального ресурса, выставляет платежные квитанции потребителям и производит сбор платы от потребителя, не изменяет статус общества как исполнителя коммунальных услуг.
Довод апелляционной жалобы о не учете при определении площади помещений общего пользования площади подвала, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Согласно пункту 3 Правил N 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН.
Согласно данным разъяснениям, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн. Для спорного дома норматив составляют 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В письме от 27.09.2012 N 203/01-13/2946 Минэнергосвязь Архангельской области довело до сведения компании, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, водоснабжению и водоотведению площадь мест общего пользования принималась равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта.
В техническом паспорте на жилой дом значение вышеназванного показателя отсутствует. При этом, уборочная площадь лестниц составляет 416,5 кв. м.
Следовательно, доводы заявителя и компании о том, что инспекция неправомерно не учитывала выявленную площадь технического подполья (682,3 кв. м) являются необоснованными, так как такая площадь не учитывалась Минэнергосвязи Архангельской области при установлении норматива.
Таким образом, при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению уборочная площадь лестниц, согласно данным технического паспорта на жилой дом.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года по делу N А05-7959/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 ПО ДЕЛУ N А05-7959/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А05-7959/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года по делу N А05-7959/2015 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" (место нахождения: 163071, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, помещение 6; ОГРН 1082901001259, ИНН 2901174180; далее - ООО "Управляющая компания "Профмастер", ООО "УК "Профмастер") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 N ОК-06/07-06/91, выданного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о возложении обязанности на ООО "УК "Профмастер" в срок до 31 августа 2015 года представить отчет о произведенном перерасчете платы по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года потребителю квартиры <...> дома N 250 по пр. Ломоносова в городе Архангельске в сумме 258 руб. 63 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; далее - ОАО "Архангельская сбытовая компания").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Профмастер" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что площадь мест общего пользования должна определяться как разница между общей площадью всех жилых и нежилых помещений включая места общего пользования в многоквартирном доме и площади жилых и нежилых помещений. Отмечает, что технический паспорт спорного дома не содержит показатель площадь мест общего пользования, поэтому необходимо учитывать площади подвального помещения 682,3 кв. м. Полагает, что инспекцией взята только уборочная площадь, что и вызвало занижение норматива.
Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Архангельская сбытовая компания" в отзыве разрешение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.03.2015 N ОК-06/01-15/1039, административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Управляющая компания "Профмастер" с целью рассмотрения обращения жильца дома N 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске с жалобой на нарушение действующего законодательства при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН).
В ходе проверки инспекция установила и в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности установления размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, от 20.04.2015 N ОК-06/07-01/258 отразила, что при нормативе платы на ОДН в ноябре, декабре 2014 года, январе - феврале 2015 года 80 руб. 40 коп., в квитанциях потребителю квартиры <...> за ноябрь 2014 года общество выставило плату 153 руб. 69 коп., то есть допустило обсчет в размере 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года общество выставило плату 103 руб. 50 коп., то есть допустило обсчет в размере 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года общество выставило плату 83 руб. 75 коп., то есть допустило обсчет в размере 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года общество выставило плату 239 руб. 29 коп., то есть всего допустило обсчет в размере 158 руб. 89 коп.
Таким образом, при определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года со стороны общества допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> дома N 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 N ОК-02/07-06/91 в соответствии с которым обществу предписано в срок до 31.08.2015 произвести перерасчет платы по статье электроэнергия на ОДН потребителю квартиры <...> дома N 250 по пр. Ломоносова, г. Архангельска: за ноябрь 2014 года в сумме 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года в сумме 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года в сумме 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года в сумме 158 руб. 89 коп.
Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с заявлением в суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом отмечено, что оспариваемым предписанием обществу необходимо произвести перерасчет на меньшую сумму, чем та, которая установлена расчетом суда.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств того, что в спорном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения материалы дела не содержат, заявитель на наличие такого решения не ссылался.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 N АКПИ13-805.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с этими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам (абзац 4 пункта 44 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354, под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление им управляющей организацией, довод заявителя о том, что исполнителем коммунальных услуг в рассматриваемом случае является ресурсоснабжающая организация, является необоснованным.
Тот факт, что компания на основании договора энергоснабжения от 19.04.2013 N 1-04260 и договора от 17.10.2014 N 1-05508 производит расчет объемов и стоимости потребленного коммунального ресурса, выставляет платежные квитанции потребителям и производит сбор платы от потребителя, не изменяет статус общества как исполнителя коммунальных услуг.
Довод апелляционной жалобы о не учете при определении площади помещений общего пользования площади подвала, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Согласно пункту 3 Правил N 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН.
Согласно данным разъяснениям, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн. Для спорного дома норматив составляют 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В письме от 27.09.2012 N 203/01-13/2946 Минэнергосвязь Архангельской области довело до сведения компании, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, водоснабжению и водоотведению площадь мест общего пользования принималась равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта.
В техническом паспорте на жилой дом значение вышеназванного показателя отсутствует. При этом, уборочная площадь лестниц составляет 416,5 кв. м.
Следовательно, доводы заявителя и компании о том, что инспекция неправомерно не учитывала выявленную площадь технического подполья (682,3 кв. м) являются необоснованными, так как такая площадь не учитывалась Минэнергосвязи Архангельской области при установлении норматива.
Таким образом, при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению уборочная площадь лестниц, согласно данным технического паспорта на жилой дом.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 октября 2015 года по делу N А05-7959/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)