Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Татаринцев В.Ю.- представитель по доверенности от 16.10.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия-1" - Никонова М.Н. - представитель по доверенности от 29.03.2016,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу N А57-634/2016, принятое судьей Н.В. Павловой,
по иску товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов, (ИНН 6451128727, ОГРН 1026402484349)
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитета по управлению имущества г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 31407,05 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 12735,50 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; плату за центральное отопление в размере 38927,02 руб. за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года,
установил:
товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - ТСЖ "Энергия-1", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", ответчик) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 31407, 05 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; платы за ремонт общего имущества в размере 12735,50 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; платы за центральное отопление в размере 38927,02 руб. за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года исковые требования удовлетворены, также с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3447,00 руб.
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявители полагают решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, не принимал участия в договорных отношениях, не является стороной обязательств, платежные документы в адрес муниципального образования "Город Саратов" не направлялись, истец за получением субсидии не обращался, администрация муниципального образования "Город Саратов" указывает, что перечисление денежных средств возможно только в виде субсидии, за получением которой истец не обращался, платежные документы не направлялись.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель товарищества собственников жилья "Энергия-1" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Энергия-1" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2001 и является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания ТСЖ "Энергия-1" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7.
Собственником нежилого помещения, литер А, общей площадью 299,8 м{\super 2, расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7, является муниципальное образование "Город Саратов", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.07.2006 сделана запись регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
Указанный жилой дом находится на обслуживании у ТСЖ "Энергия-1".
Ввиду отсутствия договорных отношений за период с 01.04.2015 по 31.12.2015 истец рассчитал размер платы за содержание и ремонт общего имущества из расчета ежемесячной платы за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами кроме лифта и мусоропровода".
За содержание жилья в период с 01.04.2015 по 31.12.2015 решением собрания собственников были установлены тарифы за содержание жилья - в размере 11, 64 руб. /м{\super 2, за ремонт жилья - в размере 4, 72 руб. /м{\super 2.
Также истцом предоставлен расчет потребленной ответчиком тепловой энергии и теплоносителя за периоды: март - апрель 2015 года, октябрь - ноябрь 2015 года, исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику и в соответствии с выставленными счетами энергетической компании (ОАО "ВоТГК) по тарифам, установленным постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
В настоящее время за ответчиком сложилась задолженность за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года за содержание общего имущества в размере 31 407,05 руб.; за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года за ремонт общего имущества в размере 12 735,50 руб.; за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года за центральное отопление в размере 38 927,02 руб., в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Факт принадлежности муниципальному образованию города Саратова нежилого помещения, литер А, общей площадью 299,8 м{\super 2, расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 25).
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.98 г. N 10-П, определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производится в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке. Несмотря на то, что ответчик не является членом ТСЖ, указанные выше решения общего собрания являются для него обязательными.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСЖ; отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСЖ либо от заключения договора с ТСЖ не освобождает их от участия в несении расходов на содержание общего имущества.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Часть 6 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
В соответствии с п. п. 1.1. договора снабжения тепловой энергией в горячей воде N 52553т от 01.01.2008 (л.д. 28-30) энергоснабжающая организация - открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" отпускает абоненту - ТСЖ "Энергия-1" тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в соответствии с условиями договора.
На основании п. п. 2.7. договора энергоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, выставить ТСЖ "Энергия-1" счет-фактуру за отпущенную тепловую энергию.
В соответствии с п. 3.7. договора ТСЖ "Энергия-1" обязано оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель за расчетный период в сроки, указанные в договоре.
В счетах-фактурах и прилагаемых к ним расчетных ведомостях, выставляемых энергоснабжающей организацией истцу, указывается объем и стоимость потребляемой энергии по объектам в соответствии с балансовой принадлежностью.
Отношения по поставке энергоснабжения регулируются договором энергоснабжения, предусмотренным параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
В рассматриваемом деле пользование тепловой энергией осуществляет юридическое лицо для собственных нужд.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются, в том числе действия лиц, направленные на установление гражданских прав и обязанностей. В указанном случае, таким действием является фактическое подключение абонента к присоединенной сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальное образование "Город Саратов" заключило договор на поставку тепла и теплоносителя с момента приобретения права собственности на нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме N 7 по ул. Ростовской, находящегося на обслуживании ТСЖ "Энергия-1".
В спорный период перерывов при подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также некачественного предоставления оказанной услуги по занимаемому помещению зафиксировано не было.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истцом за период с 01.03.2015 по 30.11.2015 произведен расчет задолженности за пользование ответчиком тепловой энергией в горячей воде и теплоноситель по помещению площадью 299, 8 кв. м по ул. Ростовская, д. 7 в г. Саратове в размере 38927, 02 руб.
Материалами дела установлено, что нежилое помещение общей площадью 299, 8 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7 в период с 01.03.2015 по 30.11.2015 находилось в казне муниципального образования "Город Саратов" и не закреплялось за иными лицами на каком-либо праве.
Следовательно, взносы по оплате содержания общей долевой собственности на жилой дом пропорционально доле в праве; плата за пользование тепловой энергией на нужды отопления, за период с 01.03.2015 по 30.11.2015, являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам, как собственника недвижимого имущества, расположенного в доме, управляемом ТСЖ "Энергия-1".
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
Кроме того, следует отметить, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2015 по делу N А57-8515/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов по нежилому помещению площадью 299,8 кв. м, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская дом N 7 взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.08.2012 по 31.03.2015, за центральное отопление за период с 01.04.2012 по 28.02.2015.
Таким образом, решение арбитражного суда от 31.07.2015 по делу N А57-8515/2015 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего аналогичного дела с участием тех же лиц, поскольку в рамках дела N А57-8515/2015 судами исследованы отношения между теми же сторонами, по тем же обстоятельствам, но за другой период.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Истец просит взыскать с ответчика пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
В соответствии с положениями п. 1 и п. 14 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение о и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истец просит взыскать с МО "Город Саратов" в лице уполномоченного органа за просрочку внесения платежей: пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за невнесенную плату за центральное отопление в размере 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Расчет пени произведен в соответствии с указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-у "О размере ставки рефинансирования Банка России" из расчета 8,25% годовых, действующей в заявленный к взысканию период. Судом расчет пени проверен и признан верным.
Поскольку требование о взыскании пени за просрочку оплаты содержания и ремонта общего имущества, в многоквартирном жилом доме, управляемом ТСЖ "Энергия-1", не противоречит действующему жилищному законодательству, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования о взыскании пени за просрочку внесения платежей за содержание и ремонт общего имущества за центральное отопление многоквартирного дома подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством подлежит отклонению как необоснованный.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Невыставление счетов на оплату также не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу N А57-634/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2016 ПО ДЕЛУ N А57-634/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу N А57-634/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Татаринцев В.Ю.- представитель по доверенности от 16.10.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия-1" - Никонова М.Н. - представитель по доверенности от 29.03.2016,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу N А57-634/2016, принятое судьей Н.В. Павловой,
по иску товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов, (ИНН 6451128727, ОГРН 1026402484349)
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитета по управлению имущества г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 31407,05 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 12735,50 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; плату за центральное отопление в размере 38927,02 руб. за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года,
установил:
товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - ТСЖ "Энергия-1", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", ответчик) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 31407, 05 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; платы за ремонт общего имущества в размере 12735,50 руб. за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года; платы за центральное отопление в размере 38927,02 руб. за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года исковые требования удовлетворены, также с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3447,00 руб.
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявители полагают решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, не принимал участия в договорных отношениях, не является стороной обязательств, платежные документы в адрес муниципального образования "Город Саратов" не направлялись, истец за получением субсидии не обращался, администрация муниципального образования "Город Саратов" указывает, что перечисление денежных средств возможно только в виде субсидии, за получением которой истец не обращался, платежные документы не направлялись.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель товарищества собственников жилья "Энергия-1" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Энергия-1" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2001 и является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания ТСЖ "Энергия-1" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7.
Собственником нежилого помещения, литер А, общей площадью 299,8 м{\super 2, расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7, является муниципальное образование "Город Саратов", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.07.2006 сделана запись регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
Указанный жилой дом находится на обслуживании у ТСЖ "Энергия-1".
Ввиду отсутствия договорных отношений за период с 01.04.2015 по 31.12.2015 истец рассчитал размер платы за содержание и ремонт общего имущества из расчета ежемесячной платы за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами кроме лифта и мусоропровода".
За содержание жилья в период с 01.04.2015 по 31.12.2015 решением собрания собственников были установлены тарифы за содержание жилья - в размере 11, 64 руб. /м{\super 2, за ремонт жилья - в размере 4, 72 руб. /м{\super 2.
Также истцом предоставлен расчет потребленной ответчиком тепловой энергии и теплоносителя за периоды: март - апрель 2015 года, октябрь - ноябрь 2015 года, исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику и в соответствии с выставленными счетами энергетической компании (ОАО "ВоТГК) по тарифам, установленным постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
В настоящее время за ответчиком сложилась задолженность за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года за содержание общего имущества в размере 31 407,05 руб.; за период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года за ремонт общего имущества в размере 12 735,50 руб.; за период с 01 марта 2015 года по 30 ноября 2015 года за центральное отопление в размере 38 927,02 руб., в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Факт принадлежности муниципальному образованию города Саратова нежилого помещения, литер А, общей площадью 299,8 м{\super 2, расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 25).
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.98 г. N 10-П, определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производится в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке. Несмотря на то, что ответчик не является членом ТСЖ, указанные выше решения общего собрания являются для него обязательными.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСЖ; отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСЖ либо от заключения договора с ТСЖ не освобождает их от участия в несении расходов на содержание общего имущества.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Часть 6 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
В соответствии с п. п. 1.1. договора снабжения тепловой энергией в горячей воде N 52553т от 01.01.2008 (л.д. 28-30) энергоснабжающая организация - открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" отпускает абоненту - ТСЖ "Энергия-1" тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в соответствии с условиями договора.
На основании п. п. 2.7. договора энергоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, выставить ТСЖ "Энергия-1" счет-фактуру за отпущенную тепловую энергию.
В соответствии с п. 3.7. договора ТСЖ "Энергия-1" обязано оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель за расчетный период в сроки, указанные в договоре.
В счетах-фактурах и прилагаемых к ним расчетных ведомостях, выставляемых энергоснабжающей организацией истцу, указывается объем и стоимость потребляемой энергии по объектам в соответствии с балансовой принадлежностью.
Отношения по поставке энергоснабжения регулируются договором энергоснабжения, предусмотренным параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
В рассматриваемом деле пользование тепловой энергией осуществляет юридическое лицо для собственных нужд.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются, в том числе действия лиц, направленные на установление гражданских прав и обязанностей. В указанном случае, таким действием является фактическое подключение абонента к присоединенной сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальное образование "Город Саратов" заключило договор на поставку тепла и теплоносителя с момента приобретения права собственности на нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме N 7 по ул. Ростовской, находящегося на обслуживании ТСЖ "Энергия-1".
В спорный период перерывов при подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также некачественного предоставления оказанной услуги по занимаемому помещению зафиксировано не было.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истцом за период с 01.03.2015 по 30.11.2015 произведен расчет задолженности за пользование ответчиком тепловой энергией в горячей воде и теплоноситель по помещению площадью 299, 8 кв. м по ул. Ростовская, д. 7 в г. Саратове в размере 38927, 02 руб.
Материалами дела установлено, что нежилое помещение общей площадью 299, 8 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская, д. 7 в период с 01.03.2015 по 30.11.2015 находилось в казне муниципального образования "Город Саратов" и не закреплялось за иными лицами на каком-либо праве.
Следовательно, взносы по оплате содержания общей долевой собственности на жилой дом пропорционально доле в праве; плата за пользование тепловой энергией на нужды отопления, за период с 01.03.2015 по 30.11.2015, являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам, как собственника недвижимого имущества, расположенного в доме, управляемом ТСЖ "Энергия-1".
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
Кроме того, следует отметить, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2015 по делу N А57-8515/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов по нежилому помещению площадью 299,8 кв. м, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Ростовская дом N 7 взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.08.2012 по 31.03.2015, за центральное отопление за период с 01.04.2012 по 28.02.2015.
Таким образом, решение арбитражного суда от 31.07.2015 по делу N А57-8515/2015 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего аналогичного дела с участием тех же лиц, поскольку в рамках дела N А57-8515/2015 судами исследованы отношения между теми же сторонами, по тем же обстоятельствам, но за другой период.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Истец просит взыскать с ответчика пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; за несвоевременную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; за несвоевременную плату за центральное отопление в сумме 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
В соответствии с положениями п. 1 и п. 14 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение о и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истец просит взыскать с МО "Город Саратов" в лице уполномоченного органа за просрочку внесения платежей: пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 1217,81 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 493,82 руб. за период с 11 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года; пени за невнесенную плату за центральное отопление в размере 1398,86 руб. за период с 11 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Расчет пени произведен в соответствии с указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-у "О размере ставки рефинансирования Банка России" из расчета 8,25% годовых, действующей в заявленный к взысканию период. Судом расчет пени проверен и признан верным.
Поскольку требование о взыскании пени за просрочку оплаты содержания и ремонта общего имущества, в многоквартирном жилом доме, управляемом ТСЖ "Энергия-1", не противоречит действующему жилищному законодательству, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования о взыскании пени за просрочку внесения платежей за содержание и ремонт общего имущества за центральное отопление многоквартирного дома подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством подлежит отклонению как необоснованный.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Невыставление счетов на оплату также не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу N А57-634/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)