Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Журавлев Ю.С. по доверенности от 20.02.2017, паспорт;
- от Министерства обороны: представитель Григорян Г.А. по доверенности от 21.12.2016, паспорт
- от департамента и администрации: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края,
от 30.08.2017 по делу N А32-23827/2017,
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
к Администрации города Сочи; Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи,
при участии третьего лица Министерства обороны Российской Федерации,
о признании незаконным отказа,
принятое в составе судьи Шепель А.А.
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением со следующими требованиями:
- Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
- Обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений осуществить действия по переводу жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 требований учреждения удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований учреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что администрация полагает, что заявитель, минуя административный порядок согласования перепланировки, преждевременно обратился в суд с настоящим заявлением.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без ее участия.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жилой дом с цокольным этажом и верандами, площадью 189,4 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и и находится в оперативном управлении у заявителя.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
Письмом за номером 5360/и95-16 от 13.03.2017 заинтересованное лицо отказало заявителю в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание ввиду отсутствия полномочий для принятия решения. Отказ мотивирован те, что решением Центрального районного суда г. Сочи от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29.09.2016, частично удовлетворены требования прокурора г. Сочи по административному иску к администрации г. Сочи. Раздел 5 Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от 27.06.2013 N 1366, признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2 указанной статьи для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение;
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения).
Учреждением к заявлению о переводе жилого дома в нежилое здание были приложены следующие документы:
1) Устав ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России;
2) кадастровый паспорт;
3) технический паспорт;
4) свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации:
5) свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
По правилам, установленным ч. ч. 4 и 5 ст. 23 ЖК РФ, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
- - непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
- - представления документов в ненадлежащий орган;
- - несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
- - несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Указанный жилой дом не заселен, переустройство и (или) перепланировка не требуются.
Положение о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от 27.06.2013 N 1366 в правовом смысле является муниципальным правовым актом, следовательно, такой правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Положение принято с целью регламентации деятельности муниципального органа при совершении административных процедур по переводу нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые, таким образом, Положение дополняет соответствующие нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
Ввиду того, что раздел 5 Положения признан недействующим, заинтересованному лицу следовало руководствоваться нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений частей 1, 4 - 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Как следует из материалов дела, указанный жилой дом не заселен, переустройство и (или) перепланировка не требуются.
Учреждением при обращении в администрацию с заявлением были приложены уставу, кадастровый паспорт, технический паспорт, свидетельство о праве собственности РФ и свидетельство права оперативного управления (т. 1, л.д. 28).
Таким образом, если бы учреждение намеревалось произвести перепланировку, то согласно требования Жилищного кодекса к указанному заявлению должны были быть приложены также подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В данном случае заявителем с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в уполномоченный орган были предоставлены все документы, предусмотренные ЖК РФ, в связи с чем у администрации отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя о признании незаконным отказа в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование учреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-23827/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 15АП-16079/2017 ПО ДЕЛУ N А32-23827/2017
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 15АП-16079/2017
Дело N А32-23827/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Журавлев Ю.С. по доверенности от 20.02.2017, паспорт;
- от Министерства обороны: представитель Григорян Г.А. по доверенности от 21.12.2016, паспорт
- от департамента и администрации: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края,
от 30.08.2017 по делу N А32-23827/2017,
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
к Администрации города Сочи; Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи,
при участии третьего лица Министерства обороны Российской Федерации,
о признании незаконным отказа,
принятое в составе судьи Шепель А.А.
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением со следующими требованиями:
- Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
- Обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений осуществить действия по переводу жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 требований учреждения удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований учреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что администрация полагает, что заявитель, минуя административный порядок согласования перепланировки, преждевременно обратился в суд с настоящим заявлением.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без ее участия.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жилой дом с цокольным этажом и верандами, площадью 189,4 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и и находится в оперативном управлении у заявителя.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание.
Письмом за номером 5360/и95-16 от 13.03.2017 заинтересованное лицо отказало заявителю в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание ввиду отсутствия полномочий для принятия решения. Отказ мотивирован те, что решением Центрального районного суда г. Сочи от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29.09.2016, частично удовлетворены требования прокурора г. Сочи по административному иску к администрации г. Сочи. Раздел 5 Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от 27.06.2013 N 1366, признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2 указанной статьи для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение;
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения).
Учреждением к заявлению о переводе жилого дома в нежилое здание были приложены следующие документы:
1) Устав ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России;
2) кадастровый паспорт;
3) технический паспорт;
4) свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации:
5) свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
По правилам, установленным ч. ч. 4 и 5 ст. 23 ЖК РФ, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
- - непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
- - представления документов в ненадлежащий орган;
- - несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
- - несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Указанный жилой дом не заселен, переустройство и (или) перепланировка не требуются.
Положение о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от 27.06.2013 N 1366 в правовом смысле является муниципальным правовым актом, следовательно, такой правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Положение принято с целью регламентации деятельности муниципального органа при совершении административных процедур по переводу нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые, таким образом, Положение дополняет соответствующие нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
Ввиду того, что раздел 5 Положения признан недействующим, заинтересованному лицу следовало руководствоваться нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений частей 1, 4 - 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Как следует из материалов дела, указанный жилой дом не заселен, переустройство и (или) перепланировка не требуются.
Учреждением при обращении в администрацию с заявлением были приложены уставу, кадастровый паспорт, технический паспорт, свидетельство о праве собственности РФ и свидетельство права оперативного управления (т. 1, л.д. 28).
Таким образом, если бы учреждение намеревалось произвести перепланировку, то согласно требования Жилищного кодекса к указанному заявлению должны были быть приложены также подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В данном случае заявителем с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в уполномоченный орган были предоставлены все документы, предусмотренные ЖК РФ, в связи с чем у администрации отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя о признании незаконным отказа в переводе жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, дом N 32, с кадастровым номером 23:49:0123015:1022 в нежилое здание, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование учреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-23827/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)