Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 N 11АП-8160/2017 ПО ДЕЛУ N А49-1868/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. по делу N А49-1868/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.08.2017 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.05.2017 по делу N А49-1868/2017 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза" (ИНН 5835108130, ОГРН 1145835003203), г. Пенза, к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - товарищества собственников жилья "Сура" (ИНН 5836132785, ОГРН 1055803095589), г. Пенза,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель акционерного общества "Т плюс Теплосеть Пенза" Козлов А.Н. (доверенность от 30.01.2017),
представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Пимукова А.Ю. (доверенность от 09.01.2017),
в отсутствие представителей товарищества собственников жилья "Сура", извещенного надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество "Т плюс Теплосеть Пенза" (далее - ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 03.02.2017 N Ап01-23-31-14.6 о назначении административного наказания и представления от 03.02.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, принятых Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - административный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Сура".
Решением от 17.05.2017 по делу N А49-1868/2017 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
АО "Т плюс Теплосеть Пенза" (ранее - ОАО) в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
ТСЖ "Сура" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание откладывалось с 05.07.2017 на 14.08.2017.
В связи с уходом в отпуск судьи Поповой Е.Г. определением от 14.08.2017 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч. 5 ст. 18 АПК РФ).
В соответствии со ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТСЖ "Сура", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель АО "Т плюс Теплосеть Пенза" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнительных пояснениях, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" является ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса "горячая вода" и осуществляет поставку этого ресурса, в том числе в ТСЖ "Сура" для целей оказания коммунальных услуг на основании договора горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 06.10.2014 N 3899 (с учетом соглашения о замене стороны, действующего с 01.01.2015).
03.01.2017 ТСЖ "Сура" обратилось в административный орган с заявлением, в котором указало, что в феврале 2016 года ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" при расчете стоимости поставленного коммунального ресурса (горячее водоснабжение) не применило норматив расхода тепловой энергии, тем самым завысив плату за ресурс.
По данному факту административный орган составил протокол от 20.01.2017 N Ап01-23-31-14.6 об административном правонарушении, вынес постановление от 03.02.2017 N Ап01-23-21-14.6, которым привлек ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб., а также выдал обществу представление от 03.02.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
П. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354) предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 данных правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Из формулы 23 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении; объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Во исполнение указанного Постановления Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области издало Приказ от 02.12.2015 N 122 об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" составляют 0,067 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (исполнители) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253; далее - Требования N 253).
В п. 5 Требований N 253 указано, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя определяется в следующем порядке:
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354;
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Таким образом, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Довод ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" о том, что Правила N 354 и Требования N 253 на него не распространяются, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно п. 21 Правил горячего водоснабжения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642; далее - Правила N 642), которое распространяется, в том числе на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (п. 22 Правил N 642).
В п. 88 Основ ценообразования указано, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 2 Основ ценообразования: "компонент на холодную воду" понимается составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду; "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306), согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
П. 10 Правил N 306 предусмотрено, что норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354 (п. 24 Правил N 306).
Требования п. 42 Правил N 354 носят императивный характер, указанные Правила регулируют, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, из чего следует, что правила распространяются на всех участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, а не только исполнителей и потребителей. Таким образом, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из приборов учета горячей воды с применением норматива расхода тепловой энергии.
Такое применение норм права, как верно указал суд первой инстанции, не противоречит установленным ст. ст. 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 22 и 23 Правил N 642 и п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124), положениям об оплате фактически принятого абонентом количества коммунального ресурса, определенного на основании показаний приборов учета.
Особенность учета объема поставляемой горячей воды как коммунального ресурса при установленном двухкомпонентном тарифе состоит в том, что учет холодной воды и тепловой энергии, используемой на ее подогрев, не являются учетом объема коммунального ресурса. Холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях поставки коммунальной ресурса для целей оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Само по себе установление двухкомпонентного тарифа предполагает использование вычислительного метода определения объема поставленного коммунального ресурса. При этом объем одного из компонентов (холодной воды) определяется по показаниям приборов учета, а другой (тепловая энергия) - по установленным нормативам, что не противоречит положениям приведенных выше норм законодательства.
Этот вывод суда первой инстанции подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 306-АД16-19882, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2017 N А49-5365/2016 и от 15.03.2017 N А49-6199/2016 и др.).
Ссылку ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" на судебные акты по гражданским спорам, суд первой инстанции правильно не принял во внимание, указав, что они не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора, так как в данном случае рассматривается вопрос применения норм материального права, а не установленные судами фактические обстоятельства. Ни одним из представленных обществом судебных актов не установлен размер платы ТСЖ "Сура" за потребленный коммунальный ресурс по горячему водоснабжению за рассматриваемый по данному делу период (февраль 2016 года).
В счете-фактуре за февраль 2016 года ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" предъявило ТСЖ "Сура" к оплате стоимость потребленного коммунального ресурса по двухкомпонентному тарифу, объем которого определен без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, установленного Приказом от 02.12.2015 N 122.
Таким образом, факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения (нарушение установленного порядка ценообразования) подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность, суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и наличии вины ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" в его совершении.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в пределах санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Наложение административного штрафа в сумме 100 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Ст. 29.13 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган правомерно выдал ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" представление от 03.02.2017 в порядке ст. 29.13 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза" в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 мая 2017 года по делу N А49-1868/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)