Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 13АП-21961/2017 ПО ДЕЛУ N А56-7565/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N 13АП-21961/2017

Дело N А56-7565/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: Ивановой Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2017
от заинтересованного лица: Тепловой А.А. по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21961/2017) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2017 по делу N А56-7565/2017 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (ОГРН 1089847179960, адрес: 192174, Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, 16, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, Санкт-Петербург, просп. Малоохтинский, 68, А, далее - Инспекция, ГЖИ) от 14.11.2016 N 09/15592-р.
Решением суда от 04.07.2017 оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку законодательством обязанность по внесению изменений в исполнительную документацию возложена на управляющую организацию. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.11.2016 года N 09/15592-р Инспекцией проведена внеплановая проверка в отношении Общества по факту нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 30, по итогам которой составлен акт от 26.07.2016 N 09/8997-р.
Проверяющими установлено, что размер общей площади жилых и нежилых помещений, учитываемой при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги, и размер общей площади, указанный в техническом паспорте, имеют расхождения.
Указанное обстоятельство Инспекция расценила как нарушение пункта 1.5.2 и пункта 1.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" (далее - Правила N 170), пункта 42 (1), 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По итогам проверки Инспекцией выдано предписание, согласно которому Общество обязано в срок до 27.04.2017 устранить допущенные нарушения (произвести актуализацию техпаспорта, ведомости площадей).
Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемым предписанием установлено невыполнимое требование о принятии мер по устранению нарушения. На основании данных выводов суд признал недействительным оспариваемое предписание.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В рамках возложенных задач Инспекция также осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль (пункт 3.2.1 Положения).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Материалами дела установлено, что дом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 30 находится на обслуживании управляющей организации ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района".
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416).
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. К таким стандартам и правилам относятся Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Управление многоквартирным домом согласно подпункту "а" пункта 4 раздела 2 указанных Правил, обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости). Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно пункту 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Согласно пункту 1.5.2 Правил N 170 техническая документация должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции. Технический паспорт на многоквартирный дом входит в состав технической документации на многоквартирный дом и относится к общему имуществу.
Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием Инспекция обязала Общество в срок до 27.04.2017 устранить нарушения пунктов 1.5.2 и 1.6 Постановления Госстроя РФ от N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда", выразившиеся в несоответствии фактических значений площадей помещений, используемых для расчета начисления платы за коммунальные услуги, значениям в технической документации (в техническом паспорте на многоквартирный дом).
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что при передаче дома в управление Общества, технический паспорт не предоставлялся.
В силу положений статьи 161 ЖК РФ непередача технической документации не освобождает управляющую компанию от обязательств по предоставлению коммунальных услуг соответствующих требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
При этом, исходя из смысла части 10 статьи 162 ЖК РФ, во владении и пользовании такая документация находится у управляющей организации, которая осуществляет ее ведение и хранение.
Согласно пункту 1.6 Правил N 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
В соответствии с пунктами 2.1 пункта 2 Инструкции о порядке изготовления справки о размерах площадей помещений в многоквартирном доме и паспорта на многоквартирный дом филиалом ГУ ГУИОН - проектно-инвентаризационным бюро района, утвержденной Приказом Государственного учреждения "Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости" от 06 мая 2005 года N 30 лицами, управомоченными на обращение в ГУ ГУИОН за изготовлением справки о размерах площадей помещений в многоквартирном доме и паспорта на многоквартирный дом, являются собственники помещений в многоквартирном доме, владельцы (балансодержатели), управляющие организации.
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по хранению, ведению и актуализации технического паспорта на многоквартирный дом с целью правильного исчисления размеров за коммунальные услуги возложена на управляющую компанию.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.11.2016 N 09/15592-р.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2017 по делу N А56-7565/2017 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)