Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N А66-15109/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N А66-15109/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2017 года по делу N А66-15109/2016 (судья Балакин Ю.П.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17" (ОГРН 1106952028083, ИНН 6950124252; место нахождения: 170002, город Тверь, проспект Чайковского, дом 42; далее - общество, ООО УК "РЭП-17") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 14.12.2016 N 8844/ОГ-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Атомэнергосбыт" в лице обособленного подразделения "Тверьатомэнергосбыт" (далее - АО "Атомэнергосбыт" ПО "Тверьатомэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2017 года по делу N А66-15109/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "РЭП-17" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что вопреки норме части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) положения пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, исключают возможность внесения платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, напрямую ресурсоснабжающей организации в случае принятия собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Атомэнергосбыт" ПО "Тверьатомэнергосбыт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом (далее - МКД) N 8, расположенным по адресу: город Тверь, улица Склизкова, на основании лицензии от 29.04,2015 N 000056, а также договора управления от 23.08.2015 (далее - договор управления).
В силу пункта 3.1 указанного договора ООО УК "РЭП-17" обязуется выполнять по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тверь, улица Склизкова, дом 8, за счет средств таких собственников работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества данного многоквартирного дома, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в указанном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В адрес инспекции поступило обращение Мертина В.А. и Юшенковой О.М., проживающих в указанном МКД (квартиры 105 и 8 соответственно), по вопросу начисления платежей за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (далее - ОДН).
С целью рассмотрения указанного обращения инспекцией на основании распоряжения от 22.11.2016 N 8844/ОГ-16 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В ходе проверки установлено, что согласно пункту 5 протокола внеочередного очно-заочного общего собрания собственников помещений в МКД N 8 собственники помещений в указанном многоквартирном доме приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Право на принятие такого решения предусмотрено частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Однако из представленных в ходе проведения проверки платежных документов за период с сентября 2016 года по октябрь 2016 года следует, что начисление в указанный период платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, потребителям в МКД N 8 осуществлялось управляющей компанией.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 14.12.2016 N 8844/ОГ-16, в котором указано на несоблюдение обществом положений пунктов 4.1.1, 4.1.5, 4.1.18, 5.6 договора управления, части 7.1 статьи 155 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
С целью устранения выявленных нарушений инспекцией выдано ООО УК "РЭП-17" предписание от 14.12.2016 N 8844/ОГ-16, согласно которому обществу необходимо в срок до 10.02.2016 прекратить нарушение требований действующего законодательства и сделать перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН собственникам и пользователям помещений в МКД N 8, за период с сентября 2016 года по октябрь 2016 года.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110 исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, отнесено к числу лицензионных требований.
В целях реализации положений статьи 162 ЖК РФ постановлением утверждены Правила N 416.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается в том числе организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, из вышеизложенных положений законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, также входят в состав общих коммунальных услуг.
Однако частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Аналогичные положения отражены и в пункте 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как обоснованно указал суд первой инстанции в оспариваемом решении, с 30.06.2015 в связи с изданием Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ограничение, предусматривающие внесение платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, только в адрес управляющей организации было исключено из Жилищного кодекса Российской Федерации, а соответственно, с указанной даты допускается внесение платы в адрес ресурсоснабжающих организаций за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Право ресурсоснабжающей организации получать плату за потребленную электроэнергию непосредственно от собственников жилых и нежилых помещений в МКД в случае принятия ими соответствующего решения предусмотрено также пунктами 4.1.5, 4.1.18, 5.6 договора управления.
В рассматриваемом случае ответчиком в материалы дела представлен протокол от 29.11.2015 внеочередного очно-заочного общего собрания собственников помещений МКД N 8, по результатам которого принято решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям (пункт 5).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в названном выше протоколе отсутствует какое-либо указание на вид или форму предоставления коммунальных услуг (в жилое помещение или на ОДН), плату за которые следует вносить в адрес ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, из изложенного следует, что все коммунальные услуги (включая коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в МКД) с учетом решения собственников следует оплачивать напрямую ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, вывод инспекции о том, что у управляющей компании отсутствовали основания для начисления за период с сентября 2016 года по октябрь 2016 года платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, потребителям в МКД N 8, апелляционная коллегия также находит законным и обоснованным.
Ссылка подателя жалобы на положения пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, подлежит отклонению, поскольку пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному Федеральному закону.
Таким образом, согласно положениям приведенных норм жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет ЖК РФ над нормами иных правовых актов, в том числе Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Кроме этого, следует отметить, что граждане, проживающие в МКД N 8, вопреки доводам подателя жалобы, обратились в инспекцию с целью решения вопроса о "правомерности включения платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН в квитанции без проведения общего собрания собственников помещений МКД", а также с целью получения разъяснений относительно порядка определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН.
Данный факт подтверждается копией обращения от 14.11.2016 N 8844/ОГ, поступившего от граждан, проживающих в МКД N 8 (том 1, листы 74 - 77).
Соответственно, представляется ошибочным вывод ООО УК "РЭП-17" об оспаривании вышеуказанными гражданами обязанности оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, в принципе.
Также указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях управляющей компании нарушении указанных выше положений жилищного законодательства Российской Федерации и о незаконности оспариваемого предписания.
В связи с изложенным апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств. Данные доводы были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Иная оценка ответчиком обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2017 года по делу N А66-15109/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
А.А.ХОЛМИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)