Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 16АП-1332/2017 ПО ДЕЛУ N А22-2574/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. по делу N А22-2574/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года,
полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01 марта 2017 года по делу N А22-2574/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис",
к Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия,
третьи лица:
Министерство ЖКХ и энергетики РК,
ООО "Республиканская УК",
Хунгурова Р.М.,
о признании распоряжения от 10.06.2016 N 509/2, предписания от 08.07.2016 N 12 незаконными и недействительными и взыскании судебных расходов в размере 38000 рублей (судья Анжукаева Е.А.), в отсутствие ли, участвующих в деле,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - ответчик, Инспекция) от 10.06.2016 N 509/2, результатов проверки и предписания от 08.07.2016 N 12 незаконными и недействительными, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01 марта 2017 года признано недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 08.07.2016 N 12.
Суд первой инстанции взыскал с Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб., всего - 38000 руб.
В остальной части заявленных требований судом первой инстанции отказать.
Решение мотивировано тем, что вынесенное Инспекцией предписание не обладает признаками конкретности и исполнимости, не содержит информацию об услуге и сумме задолженности, по которой необходимо произвести перерасчет, основания для выполнения перерасчета.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что суд первой инстанции не учел, что ООО "Коммунальный сервис" услуги не оказывало; фактически деятельность по дому вела ООО "Республиканская УК", а Хунгурова Р.М. полностью оплатила коммунальные услуги.
До начала судебного заседания от инспекции по средствам факсимильной связи поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01 марта 2017 года по делу N А22-2574/2016 подлежит отмене в части.
Из материалов дела усматривается.
10.06.2016 в Инспекцию ГЖН РК на рассмотрение из прокуратуры Республики Калмыкия поступило обращение Хунгуровой Р.М., проживающей по адресу: <...> по факту предъявления претензий по оплате задолженности в отсутствие законных оснований за период с октября 2015 года по апрель 2016 года (т. 2, л.д. 1-2).
Распоряжением Инспекции ГЖН РК от 10.06.2016 г. N 509/2, в целях проверки доводов Хунгуровой Р.М., назначена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Коммунальный сервис" (т. 2, л.д. 3).
22.06.2016 Инспекцией ГЖН РК был направлен запрос о предоставлении информации в ООО "Коммунальный сервис" (т. 2, л.д. 4).
Из представленных ООО "Коммунальный сервис" документов (т. 2, л.д. 5-11) установлено, что 25 декабря 2014 года на общем собрании собственников помещений МКД N 20, 1-й микрорайона было принято решение о выборе в качестве управляющей организации - ООО "Коммунальный сервис" и заключении с 01 января 2015 г. договора управления с ООО "Коммунальный сервис". 01 января 2015 г. между ООО "Коммунальный сервис" и собственниками помещений МКД N 20, 1-й микрорайон был заключен договор управления N б/н МКД.
Из оборотно-сальдовой ведомости по начисленным платежам (т. 2, л.д. 6) следует, что у собственника кв. N 58, МКД N 20, 1-й микрорайон Хунгуровой Р.М. имеется задолженность по оплате услуг перед ООО "Коммунальный сервис" за период с июня 2015 г. по апрель 2016 г. в размере 5543,08 руб.
Инспекцией в ходе проведенного анализа полученных документов и представленного ООО "Коммунальный сервис" расчетного листа (исх. N 0407/ПГЖН от 04.07.2016 г.) суммы основного долга за жилищно-коммунальные услуги Хунгуровой Р.М., выявлено, что за период январь - апрель 2016 г. ООО "Коммунальный сервис" приостановило начисления по услугам "РСД "Домофон-сервис" (Коммунальный сервис)" и "Утилизация отходов". В то же время по услуге "Содержание и ремонт" ООО "Коммунальный сервис" приостановило оказание услуги за период январь - март 2016 г., а за период апрель 2016 г. возобновило начисление на сумму 476,27 руб., и в итоговой сумме задолженности за апрель 2016 г. вместо суммы в размере 3333,9 руб. установлена сумма задолженности в размере 5238,99 руб. за услугу "Содержание и ремонт".
Согласно представленным ООО "Республиканская УК" сведениям в ответ на запрос Инспекции ГЖН РК, данный многоквартирный дом находится под управлением ООО "Республиканская УК" в соответствии с договором N 21 управления многоквартирным домом от 01.06.2015 г., заключенным между ООО "Республиканская УК" и собственниками помещений МКД N 20, 1-й микрорайон (т. 2, л.д. 23-45).
Также из представленного ООО "Республиканская УК" отчета по начислениям и долгам по лицевому счету N 226 на имя Хунгуровой Р.М., проживающей по адресу: <...> следует, что Хунгурова Р.М. вносила оплату за услуги по обслуживанию многоквартирного дома с июня 2015 г. по июнь 2016 г. в ООО "Республиканская УК" (т. 2, л.д. 22).
Кроме того, Хунгуровой Р.М. представлены в Инспекцию ГЖН РК копии квитанций об оплате за услуги в ООО "Республиканская УК" с июня 2015 года по апрель 2016 года.
Инспекция пришла к выводу о нарушении ч. 1 ст. 162 ЖК РФ и требований п. "ж" ч. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, так ООО "Коммунальный сервис" произвело начисление собственнику помещения N 58, МКД N 20, 1-й микрорайон Хунгуровой Р.М. за период июнь 2015 года - апрель 2016 года, хотя имело место приостановление оказания услуг; в этот период вышеуказанный МКД находился на обслуживании в ООО "Республиканская УК" с 01.06.2015 на основании договора управления N 21 от 01.06.2015.
По итогам проверки, ООО "Коммунальный сервис" выдано предписание о проведении перерасчета начисленных сумм денежных средств собственнику помещения N 58, МКД N 20, 1 микрорайона за период июнь 2015 года по апрель 2016 года.
Не согласившись с указанными распоряжением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на то, что инспекция просит в полном объеме отменить судебный акт, тем не менее, в апелляционной жалобе не содержится доводов о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения от 10.06.2016 N 509/1.
Доводов в этой части в апелляционной жалобе не приводится.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя в части признания незаконным распоряжения от 10.06.2016 N 509/2, правильно применены нормы права в этой части.
Удовлетворяя заявление общества о признании недействительным предписания, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в материалах дела актов, подтверждающих факты выполнения обществом работ по содержанию общего имущества ненадлежащего качества; предписание не обладает признаками конкретности и исполнимости, не содержит информацию об услуге и сумме задолженности, по которой необходимо произвести перерасчет, основания для выполнения перерасчета.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Системное толкование положений статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в соответствующем доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно статье 158 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией размер причитающейся с собственников платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - взнос на капитальный ремонт;
- - плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Иными словами, действующим жилищным законодательством прямо предусмотрено, что в многоквартирном доме, в отношении которого управление осуществляется с привлечением управляющей организации, размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила управления многоквартирным домом), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил управления многоквартирным домом управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, посредством организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в рамках которой производится начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 4 Правил управления многоквартирным домом).
Материалами дела подтверждено, что ООО "Коммунальный сервис" самостоятельно приостановило исполнение договора управления от 01.01.2015 с 01 июля 2015 года оказание услуг, но продолжало требовать уплаты платежей, насчитав Хунгуровой задолженность.
ООО "Коммунальный сервис" в своем заявлении и в объяснениях в апелляционном суде подтверждает приостановление оказания услуг.
Фактически в этот период МКД находился на обслуживании в ООО "Республиканская УК". Данное обстоятельство подтверждается актами приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (т. 3 л.д. 84-94).
Кроме того, Инспекция провела проверку деятельности ООО "Республиканская УК", по результатам которой составлен актами проверки (том 2 л.д. 46-47), и подтверждено выполнение услуг в полном объеме и отсутствие нарушений.
Хунгурова Р.М. по счетам ООО "Республиканская УК" полностью оплатила все коммунальные платежи, в том числе те, оплату которых потребовало ООО "Коммунальный сервис" (т. 4 л.д. 96, 118).
При сопоставлении счетов, выставленных Хунгуровой от имени ООО "Республиканская УК" и расчета задолженности (том 2 л.д. 6), составленного ООО "Коммунальный сервис" установлено:
- платеж за домофон 40 рублей указывался обеими управляющими компаниями одинаково;
- оплату за содержание и ремонт жилья ООО "Республиканская УК" указывала в счетах в сумме 418,61 рублей, а ООО "Коммунальный сервис" 476,27 рублей;
- утилизация отходов ООО "Республиканская УК" - не начисляло, а ООО "Коммунальный сервис" - за июнь 2015-5,65 рублей, за июнь - ноябрь по 11,72 рубля.
Данное обстоятельство подтверждается платежными квитанциями, счетами на оплату услуг, объяснениями Хунгуровой Р.М., инспекции и ООО "Республиканская УК".
Апелляционным судом установлено, что ООО "Коммунальный сервис" обращалось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к ООО "Республиканская УК", в котором требовало запретить ООО "Республиканская УК" осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе и многоквартирным домом N 20 1 мкр. г. Элисты, так как, по мнению ООО "Коммунальный сервис", действия ООО "Республиканская УК" по управлению данным домом совершаются незаконно.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2016 по делу N А22-1437/2016 в удовлетворении исковых требований ООО "Коммунальный сервис" отказано. Указанное решение оставлено в силе апелляционной и кассационной инстанциями, которые подтвердили, что ООО "Республиканская УК" осуществляет управление многоквартирным домом N 20 1 мкр. г. Элисты на законных основаниях с 1 июня 2015 года.
Также в оспариваемом решении суд первой инстанции ссылается на копии договоров ООО "Коммунальный сервис" на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.01.2015 г. (т. 1, л.д. 46-49), возмездного оказания услуг по уборке территории, благоустройству и обеспечения санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий N ОУ-1 от 01.01.2015 (т. 1, л.д. 29-45), и делает вывод, что услуги по ним оказывались в полном объеме.
Вместе с тем, актов выполненных работ, которые бы подтверждали факт выполнения работ по указанным договорам в материалах дела нет, и ООО "Коммунальный сервис" не представлено ни при проверке, ни в суд.
В то же время, составление актов является обязательным; так, приложением к договору возмездного оказания услуг N ОУ-1 от 01.01.2015 прямо предусмотрен акт сдачи-приемки оказанных услуг (т. 1, л.д. 42-43), акт сдачи-приемки оказанных услуг по уборке территории, благоустройству и обеспечения санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий (т. 1, л.д. 44-45).
Ссылка общества на внутренние отчеты о расходах по оказанию услуг неприемлема, так как они являются односторонними, противоречат утверждению общества о приостановлении оказания услуг.
Довод ООО "Коммунальный сервис" о том, что приостановив исполнение договора, оно вправе требовать оплаты не оказанных услуг, основан на неправильном толковании норм права.
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о неисполнимости предписания, поскольку перерасчет представляет собой арифметические действия, с соответствующим оформлением документов, что доступно для целей деятельности общества как управляющей компании; основания и размер насчитанной задолженности определены обществом самостоятельно (том 2 л.д. 6).
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства и нарушении положениями указанного ненормативного правового акта прав и законных интересов заявителя является неправомерным.
В этой части решение суда подлежит отмене.
Оснований для взыскания расходов ООО "Коммунальный сервис" по настоящему делу не имеется.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01 марта 2017 года по делу N А22-2574/2016 отменить в части признания недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 08.07.2016 N 12 и в части взыскания с Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 руб., всего - 38000 руб.
В признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 08.07.2016 N 12 и взыскания с Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 руб., всего - 38000 руб. - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01 марта 2017 года по делу N А22-2574/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)