Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Письменного С.И.,
судей Яковлева А.С., Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
- от публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация": Белоусов Н.В., представитель по доверенности N 07-01/2017-16 от 01.01.2017;
- от Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска: представитель не явился, доказательства извещения имеются в деле;
- от товарищества собственников жилья "Энтузиастов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- от муниципального унитарного предприятия "Городские коммунальные тепловые сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 (судья Беседина А.Ю.) по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4629050300) к публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) об обязании выполнить капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения, третьи лица: товарищество собственников жилья "Энтузиастов", муниципальное унитарное предприятие "Городские коммунальные тепловые сети",
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация" (далее - ответчик, ПАО "Квадра") об обязании выполнить капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения от ТК-8 до жилого дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска, протяженностью 130 метров, а именно выполнить следующие работы:
- - земляные работы по вскрытию конструкций тепловой сети и обратной засыпке по окончании работ;
- - разборку строительных конструкций при прокладке сетей в подземных непроходных каналах, восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций каналов, камер, колодцев;
- - восстановление или смена подвижных и неподвижных опор;
- - восстановление или устройство нового защитного слоя в железобетонных конструкциях каналов, камер;
- - полную смену гидроизоляции каналов и камер, очистку каналов от грязи и остатков тепловой изоляции;
- - смену пришедших в негодность трубопроводов;
- - восстановление антикоррозийного покрытия;
- - полную смену тепловой изоляции на трубопроводах;
- - замену арматуры, прокладок сальниковых компенсаторов;
- - проведение гидравлических испытаний.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены товарищество собственников жилья "Энтузиастов" и муниципальное унитарное предприятие Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" (далее - третьи лица, ТСЖ "Энтузиастов", МУП "Гортеплосеть").
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда действующему законодательству.
На основании пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Представитель истца и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции и в представленном отзыве представитель ПАО "Квадра" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, повторно исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ТСЖ "Энтузиастов" и ООО "Курские Внешние Коммунальные сети" заключен договор N 1 от 12.10.2005 на техническое обслуживание внешних инженерных сетей жилого фонда ТСЖ "Энтузиастов". Согласно пункту 1.1 указанного договора ООО "Курские Внешние Коммунальные сети" осуществляли техническое обслуживание и ремонт, в том числе, сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
04.11.2005 указанный договор расторгнут по соглашению сторон ввиду отсутствия технической возможности для обслуживания внешних инженерных сетей.
Согласно акту обследования МУП "Гортеплосеть" от 12.11.2014 теплотрасса от ТК-8 к жилому дому N 1-а по пр-ту Энтузиастов ориентировочной протяженностью 170,5 м находится в аварийном состоянии.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области данные о собственнике на тепловые сети и сети горячего водоснабжения к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 статьи 17 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 2.2.5 указанного Положения Комитет организует на территории города Курска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение.
Пунктом 6 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" предусмотрено, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Постановлением Администрации города Курска от 14 марта 2016 года N 827 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" определена теплосетевая организация - ООО "Курская теплосетевая компания", которая обязана осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, 1а до признания на них Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска права собственности муниципального образования "город Курск".
16.01.2015 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска было направлено письмо по признанию права муниципальной собственности города Курска на бесхозяйные сети горячего водоснабжения и тепловые сети к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
Бесхозяйные тепловые сети и сети горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, 1а непосредственно присоединены к тепловым сетям теплосетевой организации филиал ПАО "Квадра".
Комитет ЖКХ г. Курска направил в адрес ПАО "Квадра" письмо с просьбой в соответствии с постановлением Администрации г. Курска N 827 от 14.03.2016 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" приступить к ремонтным работам тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, д. 1а в целях обеспечения предоставления услуг тепло- и водоснабжения надлежащего качества.
ПАО "Квадра" письмом от 10.05.2016 N АА-730/1803 сообщило в адрес Комитета, что участок тепловой сети является собственностью жителей дома, в связи с чем бремя содержания лежит на собственниках многоквартирного жилого дома.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: в т.ч. присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ПАО "Квадра" является ресурсоснабжающей организацией, обязано поставлять горячую воду для обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества.
Из пояснений МУП "Курские городские коммунальные тепловые сети" следует, что в соответствии с пунктом 2 распоряжения Администрации города Курска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 12.10.2015 N 04/367 "Об использовании имущества муниципальной собственности" за муниципальным унитарным предприятием "Курские городские коммунальные тепловые сети" закреплено имущество муниципальной собственности города Курска согласно перечня, а именно, тепловая сеть к жилым домам по пр. Энтузиастов, 1, 3, 5; школа искусств по пр. Энтузиастов 3а, по пр. Дружбы, 16, 18; по ул. Студенческая 7, введенной в эксплуатацию в 1983-1989 г.г. площадь, кв. м/ протяженность, 2200 м.
Согласно акту приема-передачи от 12.10.2015 в соответствии с вышеуказанным распоряжением Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска передал, а МУП "Гортеплосеть" приняло на праве хозяйственного ведения имущество муниципальной собственности города Курска: тепловая сеть к жилым домам по пр. Энтузиастов, 1, 3, 5; школа искусств по пр. Энтузиастов 3а, по пр. Дружбы, 16, 18; по ул. Студенческая 7, введенной в эксплуатацию в 1983-1989 г.г. площадь, кв. м/ протяженность, 2200 м 12.10.2015 исх. N 6350/02.1.01-01 в адрес МУП "Гортеплосеть" поступил запрос Комитет ЖКХ г. Курска, в котором Комитет просил сообщить, сети какой организации непосредственно присоединены к тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска и на каком праве указанные сети принадлежат данной организации, а также просил сообщить какие виды работ требуются для устранения аварийности тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от ТК-8 к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов, протяженностью 170,5 м и указать характер данных работ; подтвердить соответствие нумерации ТК-6, отраженной в проектной документации, ТК-8, указанной в акте обследования от 12.11.2014 с указанием причин разночтения; представить заверенную копию схемы участка тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
27.10.2015 исх. N 06-40/1022 МУП "Гортеплосеть" сообщило Комитету, что тепловые сети, от которых непосредственно подключен жилой дом по адресу: пр-т Энтузиастов, 1а, на текущий момент переданы в аренду ООО "Курская ТСК"; для устранения аварийности тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от ТК-8 к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов указывает перечень необходимых работ, а также дает пояснения относительно нумерации тепловых камер указанных в акте обследования от 12.11.2014.
Согласно условиям договора аренды N 1 от 10.03.2016, заключенного между МУП "Курские городские коммунальные тепловые сети" (арендодатель) и ООО "Курская теплосетевая компания" (арендатор), арендатор за свой счет содержит арендуемое имущество в надлежащем состоянии, осуществляет надлежащий текущий ремонт арендуемого имущества и устраняет неполадки и повреждения, осуществляет капитальный ремонт (пункты 7.3 - 7.4 договора).
В судебном заседании представитель ПАО "Квадра" пояснял, что тепловые сети переданы в аренду ООО "Курская ТСК", но с 01.01.2016 ООО "Курская ТСК" лишена статуса единой теплоснабжающей организации в Сеймском и Центральном округах г. Курска. С 01.01.2016 единой теплоснабжающей организацией в Сеймском и Центральном округах г. Курска стало ПАО "Квадра", заключившая договор субаренды на тепловые сети с ООО "Курская ТСК".
Между тем спорный транзитный трубопровод, являясь бесхозяйным объектом, не находится в реестре муниципальной собственности, в аренду ООО "Курская ТСК" не передавался, что подтверждено представленными доказательствами и не оспорено участниками процесса.
Постановлением Администрации города Курска от 14.03.2016 N 827 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" сети отопления и горячего водоснабжения от наружной стены жилого дома N 1-а по пр. Энтузиастов до ТК-8 признаны бесхозяйными и переданы на содержание и обслуживание ПАО "Квадра" до признания на них Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска права собственности муниципального образования "город Курск".
Пункт 2.7.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" даны понятия, что следует понимать под содержанием, обслуживанием и ремонтом: в обязанности теплоснабжающей организации входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; "техническое обслуживание" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, хранении или транспортировке; "капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей; "текущий ремонт" - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей.
В соответствии с актом от 12.11.2014 (л.д. 72 т. 1), составленным в присутствии ООО "Курская ТСК", управляющая организация ООО ТСЖ "Уютный дом", транзитный трубопровод ГВС и тепловые сети от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов находятся в аварийном состоянии и требует замены.
Следовательно, истец просит осуществить капитальный ремонт транзитного трубопровода горячего водоснабжения.
Согласно договору аренды от 10.03.2016 N 1, транзитный трубопровод ГВС и тепловая сеть от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов в аренду ООО "Курская ТСК" не передавались, данные сети согласно Постановлению Администрации г. Курска от 14.03.2016 N 827 признаны бесхозяйными и переданы ПАО "Квадра" на содержание и обслуживание.
Обязанность по капитальному ремонту указанных сетей ни на ООО "Курская ТСК", ни на ПАО "Квадра" ни действующим законодательством, ни условиями договора аренды не возложена.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Таким образом, поскольку аварийное состояние инженерных сетей горячего водоснабжения (транзитный трубопровод ГВС, проходящий от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов) влечет невозможность получения коммунальных ресурсов надлежащего качества, угрожает целостности многоквартирных домов и их нормальной эксплуатации, ПАО "Квадра" как ресурсоснабжающая организация не может обеспечить соблюдение требований законодательства и условий договора о надлежащем предоставлении потребителям коммунальных ресурсов, рассматриваемый транзитный участок нуждается в капитальном ремонте, в том числе за счет собственника, соответственно.
Статья 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения городского округа, к которым, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
При этом статья 2 данного закона указывает на то, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С учетом данной нормы передача сетей горячего водоснабжения в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение муниципального образования от обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
При этом, из материалов дела следует, что Администрация города Курска информировалась о ненадлежащем состоянии указанного транзитного трубопровода горячего водоснабжения и, тем не менее, своевременно не принимала достаточных мер по замене аварийного транзитного трубопровода.
Таким образом, Администрация города Курска не вправе самоустраняться от содержания данного трубопровода, ненадлежащее состояние которого создает неблагоприятные условия проживания для жителей многоквартирного дома, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
На основании вышеизложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда области нормам материального права признаются несостоятельными.
По мнению суда апелляционной инстанции, при рассмотрении спора судом области верно применены нормы права, представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 19АП-2644/2017 ПО ДЕЛУ N А35-5092/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N А35-5092/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Письменного С.И.,
судей Яковлева А.С., Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
- от публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация": Белоусов Н.В., представитель по доверенности N 07-01/2017-16 от 01.01.2017;
- от Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска: представитель не явился, доказательства извещения имеются в деле;
- от товарищества собственников жилья "Энтузиастов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- от муниципального унитарного предприятия "Городские коммунальные тепловые сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 (судья Беседина А.Ю.) по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4629050300) к публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) об обязании выполнить капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения, третьи лица: товарищество собственников жилья "Энтузиастов", муниципальное унитарное предприятие "Городские коммунальные тепловые сети",
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала - "Курская генерация" (далее - ответчик, ПАО "Квадра") об обязании выполнить капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения от ТК-8 до жилого дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска, протяженностью 130 метров, а именно выполнить следующие работы:
- - земляные работы по вскрытию конструкций тепловой сети и обратной засыпке по окончании работ;
- - разборку строительных конструкций при прокладке сетей в подземных непроходных каналах, восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций каналов, камер, колодцев;
- - восстановление или смена подвижных и неподвижных опор;
- - восстановление или устройство нового защитного слоя в железобетонных конструкциях каналов, камер;
- - полную смену гидроизоляции каналов и камер, очистку каналов от грязи и остатков тепловой изоляции;
- - смену пришедших в негодность трубопроводов;
- - восстановление антикоррозийного покрытия;
- - полную смену тепловой изоляции на трубопроводах;
- - замену арматуры, прокладок сальниковых компенсаторов;
- - проведение гидравлических испытаний.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены товарищество собственников жилья "Энтузиастов" и муниципальное унитарное предприятие Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" (далее - третьи лица, ТСЖ "Энтузиастов", МУП "Гортеплосеть").
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда действующему законодательству.
На основании пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Представитель истца и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции и в представленном отзыве представитель ПАО "Квадра" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, повторно исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ТСЖ "Энтузиастов" и ООО "Курские Внешние Коммунальные сети" заключен договор N 1 от 12.10.2005 на техническое обслуживание внешних инженерных сетей жилого фонда ТСЖ "Энтузиастов". Согласно пункту 1.1 указанного договора ООО "Курские Внешние Коммунальные сети" осуществляли техническое обслуживание и ремонт, в том числе, сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
04.11.2005 указанный договор расторгнут по соглашению сторон ввиду отсутствия технической возможности для обслуживания внешних инженерных сетей.
Согласно акту обследования МУП "Гортеплосеть" от 12.11.2014 теплотрасса от ТК-8 к жилому дому N 1-а по пр-ту Энтузиастов ориентировочной протяженностью 170,5 м находится в аварийном состоянии.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области данные о собственнике на тепловые сети и сети горячего водоснабжения к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 статьи 17 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 2.2.5 указанного Положения Комитет организует на территории города Курска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение.
Пунктом 6 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" предусмотрено, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Постановлением Администрации города Курска от 14 марта 2016 года N 827 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" определена теплосетевая организация - ООО "Курская теплосетевая компания", которая обязана осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, 1а до признания на них Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска права собственности муниципального образования "город Курск".
16.01.2015 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска было направлено письмо по признанию права муниципальной собственности города Курска на бесхозяйные сети горячего водоснабжения и тепловые сети к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
Бесхозяйные тепловые сети и сети горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, 1а непосредственно присоединены к тепловым сетям теплосетевой организации филиал ПАО "Квадра".
Комитет ЖКХ г. Курска направил в адрес ПАО "Квадра" письмо с просьбой в соответствии с постановлением Администрации г. Курска N 827 от 14.03.2016 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" приступить к ремонтным работам тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр-ту Энтузиастов, д. 1а в целях обеспечения предоставления услуг тепло- и водоснабжения надлежащего качества.
ПАО "Квадра" письмом от 10.05.2016 N АА-730/1803 сообщило в адрес Комитета, что участок тепловой сети является собственностью жителей дома, в связи с чем бремя содержания лежит на собственниках многоквартирного жилого дома.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: в т.ч. присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ПАО "Квадра" является ресурсоснабжающей организацией, обязано поставлять горячую воду для обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества.
Из пояснений МУП "Курские городские коммунальные тепловые сети" следует, что в соответствии с пунктом 2 распоряжения Администрации города Курска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 12.10.2015 N 04/367 "Об использовании имущества муниципальной собственности" за муниципальным унитарным предприятием "Курские городские коммунальные тепловые сети" закреплено имущество муниципальной собственности города Курска согласно перечня, а именно, тепловая сеть к жилым домам по пр. Энтузиастов, 1, 3, 5; школа искусств по пр. Энтузиастов 3а, по пр. Дружбы, 16, 18; по ул. Студенческая 7, введенной в эксплуатацию в 1983-1989 г.г. площадь, кв. м/ протяженность, 2200 м.
Согласно акту приема-передачи от 12.10.2015 в соответствии с вышеуказанным распоряжением Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска передал, а МУП "Гортеплосеть" приняло на праве хозяйственного ведения имущество муниципальной собственности города Курска: тепловая сеть к жилым домам по пр. Энтузиастов, 1, 3, 5; школа искусств по пр. Энтузиастов 3а, по пр. Дружбы, 16, 18; по ул. Студенческая 7, введенной в эксплуатацию в 1983-1989 г.г. площадь, кв. м/ протяженность, 2200 м 12.10.2015 исх. N 6350/02.1.01-01 в адрес МУП "Гортеплосеть" поступил запрос Комитет ЖКХ г. Курска, в котором Комитет просил сообщить, сети какой организации непосредственно присоединены к тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска и на каком праве указанные сети принадлежат данной организации, а также просил сообщить какие виды работ требуются для устранения аварийности тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от ТК-8 к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов, протяженностью 170,5 м и указать характер данных работ; подтвердить соответствие нумерации ТК-6, отраженной в проектной документации, ТК-8, указанной в акте обследования от 12.11.2014 с указанием причин разночтения; представить заверенную копию схемы участка тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения дома N 1а по пр-ту Энтузиастов г. Курска.
27.10.2015 исх. N 06-40/1022 МУП "Гортеплосеть" сообщило Комитету, что тепловые сети, от которых непосредственно подключен жилой дом по адресу: пр-т Энтузиастов, 1а, на текущий момент переданы в аренду ООО "Курская ТСК"; для устранения аварийности тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от ТК-8 к жилому дому N 1а по пр-ту Энтузиастов указывает перечень необходимых работ, а также дает пояснения относительно нумерации тепловых камер указанных в акте обследования от 12.11.2014.
Согласно условиям договора аренды N 1 от 10.03.2016, заключенного между МУП "Курские городские коммунальные тепловые сети" (арендодатель) и ООО "Курская теплосетевая компания" (арендатор), арендатор за свой счет содержит арендуемое имущество в надлежащем состоянии, осуществляет надлежащий текущий ремонт арендуемого имущества и устраняет неполадки и повреждения, осуществляет капитальный ремонт (пункты 7.3 - 7.4 договора).
В судебном заседании представитель ПАО "Квадра" пояснял, что тепловые сети переданы в аренду ООО "Курская ТСК", но с 01.01.2016 ООО "Курская ТСК" лишена статуса единой теплоснабжающей организации в Сеймском и Центральном округах г. Курска. С 01.01.2016 единой теплоснабжающей организацией в Сеймском и Центральном округах г. Курска стало ПАО "Квадра", заключившая договор субаренды на тепловые сети с ООО "Курская ТСК".
Между тем спорный транзитный трубопровод, являясь бесхозяйным объектом, не находится в реестре муниципальной собственности, в аренду ООО "Курская ТСК" не передавался, что подтверждено представленными доказательствами и не оспорено участниками процесса.
Постановлением Администрации города Курска от 14.03.2016 N 827 "Об определении организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения по пр. Энтузиастов, д. 1а" сети отопления и горячего водоснабжения от наружной стены жилого дома N 1-а по пр. Энтузиастов до ТК-8 признаны бесхозяйными и переданы на содержание и обслуживание ПАО "Квадра" до признания на них Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска права собственности муниципального образования "город Курск".
Пункт 2.7.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" даны понятия, что следует понимать под содержанием, обслуживанием и ремонтом: в обязанности теплоснабжающей организации входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; "техническое обслуживание" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, хранении или транспортировке; "капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей; "текущий ремонт" - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей.
В соответствии с актом от 12.11.2014 (л.д. 72 т. 1), составленным в присутствии ООО "Курская ТСК", управляющая организация ООО ТСЖ "Уютный дом", транзитный трубопровод ГВС и тепловые сети от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов находятся в аварийном состоянии и требует замены.
Следовательно, истец просит осуществить капитальный ремонт транзитного трубопровода горячего водоснабжения.
Согласно договору аренды от 10.03.2016 N 1, транзитный трубопровод ГВС и тепловая сеть от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов в аренду ООО "Курская ТСК" не передавались, данные сети согласно Постановлению Администрации г. Курска от 14.03.2016 N 827 признаны бесхозяйными и переданы ПАО "Квадра" на содержание и обслуживание.
Обязанность по капитальному ремонту указанных сетей ни на ООО "Курская ТСК", ни на ПАО "Квадра" ни действующим законодательством, ни условиями договора аренды не возложена.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Таким образом, поскольку аварийное состояние инженерных сетей горячего водоснабжения (транзитный трубопровод ГВС, проходящий от ТК-8 до жилого дома N 1-а пр. Энтузиастов) влечет невозможность получения коммунальных ресурсов надлежащего качества, угрожает целостности многоквартирных домов и их нормальной эксплуатации, ПАО "Квадра" как ресурсоснабжающая организация не может обеспечить соблюдение требований законодательства и условий договора о надлежащем предоставлении потребителям коммунальных ресурсов, рассматриваемый транзитный участок нуждается в капитальном ремонте, в том числе за счет собственника, соответственно.
Статья 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения городского округа, к которым, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
При этом статья 2 данного закона указывает на то, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С учетом данной нормы передача сетей горячего водоснабжения в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение муниципального образования от обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
При этом, из материалов дела следует, что Администрация города Курска информировалась о ненадлежащем состоянии указанного транзитного трубопровода горячего водоснабжения и, тем не менее, своевременно не принимала достаточных мер по замене аварийного транзитного трубопровода.
Таким образом, Администрация города Курска не вправе самоустраняться от содержания данного трубопровода, ненадлежащее состояние которого создает неблагоприятные условия проживания для жителей многоквартирного дома, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
На основании вышеизложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда области нормам материального права признаются несостоятельными.
По мнению суда апелляционной инстанции, при рассмотрении спора судом области верно применены нормы права, представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 07.03.2017 по делу N А35-5092/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
Н.П.АФОНИНА
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
Н.П.АФОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)