Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 02АП-7995/2015 ПО ДЕЛУ N А29-5327/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу N А29-5327/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Клещенко А.В., по доверенности от 01.04.2016,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН 1103006077, ОГРН 1121103001062)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103023523, ОГРН 1021100807716); Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103007560, ОГРН 1131103000214); Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (ИНН 1103043512, ОГРН 1081103001033), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (ИНН 1103011768, ОГРН 1131103000874), общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горняцкое" (ИНН 1103006888, ОГРН 1121103001436), общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН 1103006895, ОГРН 1121103001425), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" (ИНН 1103012296, ОГРН 1141103000642), общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (ИНН 1103011609, ОГРН 1131103000731), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Запад" (ИНН 1103002555, ОГРН 1101103000811), общество с ограниченной ответственностью "ПРОВЕ" (ИНН 1103003492, ОГРН 111113002075), общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (ИНН 1103005764, ОГРН 1121103000215), общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (ИНН 1103008099, ОГРН 1131103000522), общество с ограниченной ответственностью "Северная жилищная компания" (ИНН 1103007874, ОГРН 1131103000357), общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (ИНН 1103011662, ОГРН 1131103000786), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ИНН 1103012271, ОГРН 1141103000620), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Северное" (ИНН 1103043569, ОГРН 1081103001088), общество с ограниченной ответственностью "Воркутакомсервис" (ИНН 1103002717, ОГРН 1101103000998), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 6" (ИНН 1103012634, ОГРН 1141103000983), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация Северная" (ИНН 1103011790, ОГРН 1131103000930), общество с ограниченной ответственностью "Жилой фонд" (ИНН 1103007899, ОГРН 1131103000379), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Запад" (ИНН 1103007183, ОГРН 1121103001766),
о взыскании задолженности,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - ООО "Воркутинские ТЭЦ", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 27 635 131 рубль 03 копейки за отопление в период с января по ноябрь 2014 года (далее - спорный период) пустующих муниципальных жилых помещений.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2015 (л.д. 1-2) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - КУМИ) и Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление ГХиБ, заявитель), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - ООО "ТСВ").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2015 исковые требования ООО "Воркутинские ТЭЦ" удовлетворены в полном объеме.
Управление ГХиБ с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2015 по делу N А29-5327/2015 в полном объеме, в удовлетворении исковых требований - отказать.
По мнению Управления ГХиБ, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Не оспаривая по существу наличие, основания возникновения и размер взысканной задолженности, заявитель указывает, что пустующие жилые и нежилые помещения являются муниципальной собственностью, бремя их содержания, в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет муниципальное образование, которое и обязано, в данном случае, оплатить оказанные истцом услуги, в том числе, и коммунальные. Заявитель утверждает, что Администрация, заключившая договоры управления многоквартирными домами, выполняла публичную функцию собственника - муниципального образования, соответственно, у муниципального образования в лице Администрации, в силу закона, возникла обязанность по несению расходов по оплате оказанных услуг. Также заявитель указывает, что он является казенным учреждением, в связи с чем, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до муниципального бюджетного учреждения для исполнения его обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечают, соответственно, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Кроме этого, заявитель утверждает, что в 2014 году, субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим расходы по содержанию и центральному отоплению пустующего муниципального жилищного фонда, Управлению ГХиБ не выделялись. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель, анализируя положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), утверждает, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, и обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2015 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу поддержала доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
КУМИ и ООО "ТСВ" отзывы на апелляционную жалобу не предоставили.
Определением от 12.11.2015 Второй арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А29-5327/2015 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходил из того, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел дело в отсутствие управляющих компаний и товариществ собственников жилья, которые в спорный период осуществляли управление спорными жилыми домами, в которые осуществлялась поставка тепловой энергии, на чьи права и (или) обязанности может повлиять оспариваемое решение суда.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится соответствующее определение.
Как указано в абзаце 2 пункта 42 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 82 от 13.08.2004 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в том случае, когда решение вынесено о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, суд апелляционной инстанции принимает постановление об отмене решения и указывает в нем или в отдельном определении на переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. При этом он решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, о правах и обязанностях которого принято отмененное решение.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (далее - ООО "ЖКК");
- - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горняцкое (далее - ООО УО "Горняцкое);
- - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - ООО УО "Центральное");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - ООО "ЖЭУ");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - ООО "Паритет");
- - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Запад" (далее - ООО УК "Запад");
- - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Запад" (далее - ООО УО "Запад");
- - Общество с ограниченной ответственностью "ПРОВЕ" (далее - ООО "ПРОВЕ");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (далее - ООО "Коммунальный резерв");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее - ООО "ЖК");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Северная жилищная компания" (далее - ООО "СЖК");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее - ООО "Приоритет");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "ЖЭК");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд" (далее - ООО "Жилфонд");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Северное" (далее - ООО "ЖЭУ "Северное");
- - Общество с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "Северное ЖКХ");
- - общество с ограниченной ответственностью "Жилой фонд" (далее - ООО "Жилой фонд");
- - Товарищество собственников жилья "Квартал Н" (далее - ТСЖ "Квартал Н");
- - Товарищество собственников жилья "Воргашорское" (далее - ТСЖ "Воргашорское");
- - Товарищество собственников жилья "Возейская, 4" (далее - ТСЖ "Возейская, 4");
- - Товарищество собственников жилья "Димитрова, 4+" (далее - ТСЖ "Димитрова, 4+");
- - Товарищество собственников жилья "1-я Линейная, 7" (далее - ТСЖ "1-я Линейная, 7");
- - Товарищество собственников жилья "Ломоносова, 7, 9, 11, 13" (далее - ТСЖ "Ломоносова, 7, 9, 11, 13");
- - Товарищество собственников жилья "Пирогова, 1а+" (далее - ТСЖ "Пирогова, 1а+");
- - Товарищество собственников жилья "Б. Пищевиков, 19" (далее - ТСЖ "Б. Пищевиков, 19");
- - Товарищество собственников жилья "Суворова, 19а+" (далее - ТСЖ "Суворова, 19а+");
- - Товарищество собственников жилья "Чернова, 2, 4" (далее - ТСЖ "Чернова, 2, 4");
- - Товарищество собственников жилья "Чернова, 8+" (далее - ТСЖ "Чернова, 8+");
- - Товарищество собственников жилья "Б. Шерстнева, 12а" (далее - ТСЖ "Б. Шерстнева, 12а").
Определением от 09.02.2016 из числа третьих лиц исключены: ООО "Жилфонд", ТСЖ "Квартал Н", ТСЖ "Воргашорское", ТСЖ "Возейская, 4", ТСЖ "Димитрова, 4+", ТСЖ "1-я Линейная, 7", ТСЖ "Ломоносова, 7, 9, 11, 13", ТСЖ "Пирогова, 1а+", ТСЖ "Б. Пищевиков, 19", ТСЖ "Суворова, 19а+", ТСЖ "Чернова, 2, 4", ТСЖ "Чернова, 8+", ТСЖ "Б. Шерстнева, 12а". Также привлечены к участию в деле деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 6" (далее - ООО "ЖЭУ N 6"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация Северная" (далее - ООО "УО Северная). Общество с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 1103042300, ОГРН 1071103004455) заменено на общество с ограниченной ответственностью "Воркутакомсервис" (ИНН 1103002717, ОГРН 1101103000998).
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Из представленных в материалы дела документов следует, и сторонами не оспаривается, что ООО "ТСВ", являясь теплоснабжающей организацией, поставляло тепловую энергию в многоквартирные дома города Воркуты, в которых располагались и муниципальные квартиры, пустовавшие в спорный период.
В подтверждение факта оказания в период с января по ноябрь 2014 года коммунальных услуг по отоплению пустующих муниципальных квартир истец представил в материалы дела следующие акты от 23.12.2014 на общую сумму 27 635 131 рубль 03 копейки: N 00000156 на сумму 1 539 514 рублей 72 копейки (за январь 2014 года, т. 1 л.д. 11), N 00000157 на сумму 1 424 005 рублей 61 копейка (за февраль 2014 года, т. 1 л.д. 22), N 00000158 на сумму 1 552 746 рублей 89 копеек (за март 2014 года, т. 1 л.д. 32), N 00000159 на сумму 2 193 996 рублей 63 копейки (за апрель 2014 года, т. 1 л.д. 42), N 00000160 на сумму 2 191 811 рублей 51 копейка (за май 2014 года, т. 1 л.д. 56), N 00000161 на сумму 2 366 915 рублей 35 копеек (за июнь 2014 года, т. 1 л.д. 71), N 00000162 на сумму 2 770 744 рубля 11 копеек (за июль 2014 года, т. 1 л.д. 88), N 00000163 на сумму 3 585 285 рублей 75 копеек (за август 2014 года, т. 1 л.д. 10), N 00000164 на сумму 3 153 577 рублей 36 копеек (за сентябрь 2014 года, т. 1 л.д. 128), N 00000165 на сумму 3 244 791 рубль 07 копеек (за октябрь 2014 года, т. 1 л.д. 150), N 00000166 на сумму 3 611 742 рубля 03 копейки (за ноябрь 2014 года, т. 1 л.д. 21).
Вышеуказанные акты подписаны представителями Администрации в лице Управления ГХиБ без замечаний и возражений.
Как следует из помесячных расчетов начисления жилищно-коммунальных услуг, связанных с отоплением пустующего муниципального жилья, которые приложены к каждому акту, стоимость услуг определена, исходя из площадей квартир и норматива потребления в месяц - в размере 0,027 Гкал на 1 кв. метр.
24.12.2014 между ООО "ТСВ" (кредитор) и ООО "Воркутинские ТЭЦ" (новый кредитор) заключен договор уступки права требования N 3/2014 (далее - договор цессии) (т. 2 л.д. 55).
В соответствии с пунктом 1.1 договора цессии, кредитор передал, а новый кредитор принял право требования к администрации МО ГО "Воркута" (должник), возникшее вследствие неисполнения обязательств по оплате тепловой энергии на централизованное отопление незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах за период с января 2014 года по ноябрь 2014 года в сумме 27 635 131 рубль 03 копейки (в том числе НДС 4 215 528 рублей 46 копеек).
Пунктом 2.3 договора цессии кредитор и новый кредитор согласовали, что расчеты по настоящему договору производятся путем зачета встречных однородных требований на сумму 27 635 131 рубль 03 копейки.
Приложением N 1 к договору цессии (т. 2 л.д. 56) является реестр должников и подтверждающих документов.
18.03.2015 ООО "ТСВ" письмом N 1/9-404 (т. 2 л.д. 57-59) известило Администрацию о состоявшейся уступке права требования.
Полагая, что в связи с заключением договора цессии к нему перешло право требования задолженности и, указывая, что ответчиками не выполняются обязательства по оплате поставленной тепловой энергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу положений статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия заключенного договора становятся обязательными для его сторон.
Нормы статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом, в силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из содержания главы 24 "Перемена лиц в обязательстве" Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что уступка права (требования) является переменой лиц в обязательстве.
Основания и порядок перехода прав кредитора в обязательстве определены статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
Уступка права (требования) представляет собой замену кредитора в обязательстве. Последствием уступки права (требования) является замена кредитора в конкретном обязательстве, в содержание которого входит уступленное право (требование) (пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода прав. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Таким образом, в результате правопреемства, основанием которого выступает договор цессии, к новому кредитору может перейти только тот объем требований первоначального кредитора, которые был у последнего к должнику.
В силу положений статьи 389.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, если законом или договором не предусмотрено иное.
Из содержания спорного договора цессии усматривается, что ООО "ТСВ" передало ООО "Воркутинские ТЭЦ" право требования, возникшее вследствие неисполнения обязательств по оплате тепловой энергии на централизованное отопление незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах за период с января 2014 года по ноябрь 2014 года.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 3 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Договорная обязанность энергоснабжающей организации состоит в подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, а обязанность абонента - в оплате принятой энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 386 Гражданского кодекса Российской Федерации должнику предоставлено право выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.
Возражая против предъявленных к ней требований, Администрация указывает, что тепловая энергия, требование по оплате которой уступлено, поставлялись в жилые дома.
Ссылаясь на положения статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на пункты 2, 8, 9, 13, 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ответчик указывает, что управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того или иного вида, которые также возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Администрация настаивает, что, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик. Ответчик указывает, что абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды, и как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания; в свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Администрация считает, что надлежащими ответчиками при рассмотрении настоящего судебного спора являются управляющие организации, оказывавшие с января по ноябрь 2014 года услуги по управлению многоквартирными домами, указанными в исковом заявлении.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частями 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится, в том числе управление управляющей организацией (пункт 3 часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют, в том числе теплоснабжение. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в частности за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом (пункты 8, 9 Правил N 354).
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного способа управления. Собственники помещений многоквартирных домов могут вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
При этом жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Паритет" и ООО "Приоритет" с 01.01.2014 являлись управляющими организациями для ряда многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Воркута".
Основанием для заключения указанных договоров управления многоквартирными домами явился протокол конкурса N 9 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 26.12.2013. Срок действия договоров управления определен с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 по делу N А29-2350/2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014, ООО "Паритет" и ООО "Приоритет" отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ООО "ТСВ", общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" по начислению платы за коммунальные услуги, выставлению квитанций населению и сбору денежных средств с потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах и о запрете совершения указанных действий.
При этом, судами обеих инстанций было установлено, что, начиная с 01.01.2014, какие-либо договора на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям многоквартирных домов, управляющими организациями которых являются ООО "Паритет" и ООО "Приоритет", ни с ООО "ТСВ", ни с иными ресурсоснабжающими организациями не заключали, в связи с чем ООО "ТСВ", являясь ресурсоснабжающей организацией, с 01.01.2014 приступило к предоставлению коммунальных услуг непосредственно собственникам помещений многоквартирных домов (потребителям).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, в силу вышеизложенного, принимая во внимание, что ООО "ТСВ" с 01.01.2014 являлось исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Паритет" и ООО "Приоритет", в отсутствие доказательств, что в течение спорного периода указанные или иные управляющие организации приступили к выполнению функций предоставления коммунальных услуг потребителям соответствующих многоквартирных домов, апелляционный суд полагает, что обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию у собственников помещений в многоквартирных домах возникли непосредственно перед ООО "ТСВ", и, следовательно, соответствующие права требования могли быть уступлены по спорному договору цессии.
При этом, в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 3.1.6 Решения Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636 "Об утверждении Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги в установленном администрацией городского округа "Воркута" несет УГХиБ АМОГО "Воркута".
Возложение на УГХиБ АМО ГО "Воркута" обязанности по содержанию жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, было предусмотрено и ранее принятым Решением Совета МОГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 (подпункт 1 пункта 4 статьи 6).
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что требования истца о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице УГХиБ АМО ГО "Воркута" за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута" задолженности в сумме 4 801 916 рублей 54 копейки за отопление в период с января по ноябрь 2014 года пустующих муниципальных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, расположенных по адресам: пгт. Воргашор, ул. Катаева, 6/2, шт. Воргашор, ул. Катаева, 6/3, пгт. Воргашор, ул. Катаева, 6/4, пгт. Воргашор, ул. Катаева, 28, пгт. Воргашор, ул. Катаева, 30, пгт. Воргашор, ул. Катаева, 32, пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, 2, пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, 4, пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, 4 а, пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, 2/1, пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, 2/2, пгт./Воргашор, ул. Воргашорская, 2/3, пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, 2 а, пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, 2 б, пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, 13, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 7, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 13/1, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 13/2, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 13/3, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 20/1, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 20/2, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 20/3, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 20/4, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 20/5, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 21/1, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 21/2, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 21/4, шт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 21/5, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 21/6, а также шт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 8/1, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 8/2, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, 11/3, пгт. Воргашор, ул. Ленинского Комсомола, 5а, пгт. Воргашор, ул. Есенина, 5, заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Надлежащие доказательства того, что спорные муниципальные жилые помещения были переданы гражданам по договорам социального найма, ответчиками в материалы дела не представлены.
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 10 Правил N 124 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации, владеющей коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из анализа указанных норм права следует, что заключение договора теплоснабжения является обязательным для исполнителя коммунальных услуг, при этом наличие договорных отношений по поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом возможно и в отсутствие письменного договора ресурсоснабжения, подписание которого (в виде оформления документа, подписанного сторонами) возможно по инициативе любой стороны (как ресурсоснабжающей организации, так и исполнителя).
С учетом того, что ресурс - тепловая энергия - в спорный период поставлялся на границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности многоквартирных жилых домов, при этом действующее законодательство в отношении исполнителя коммунальных услуг не ставит факт заключения договора в зависимость от наличия письменного документа, оформленного в установленном порядке, вся тепловая энергия, поступающая в жилой дом, является договорным потреблением в отношении ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено, что в пределах спорного периода между ООО "ТСВ" (ресурсоснабжающей организацией) и управляющими организациями (ООО Управляющая организация "Горняцкое" (договор N 40686 от 21.01.2013), ООО "Северное ЖКХ" (договор N 5176 от 01.01.2012), ООО "Жилищная компания" (договор N 41183 от 03.09.2013), ООО Управляющая организация "Центральное" (договор 40685 от 21.01.2013), ООО "Коммунальный резерв" (договор N 40823 от 17.01.2013), ООО УК "Запад" (договор N 40824 от 01.01.2011), ООО "Жилищно-эксплуатационное управление "Северное" (договор N 40763 от 21.01.2013), ООО "Северная жилищная компания" (договор N 41184 от 03.09.2013), ООО "ПРОВЕ" (договор N 40764 от 23.04.2013)) были действующие договоры теплоснабжения, заключенные в целях поставки тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в их управлении, и часть из них была расторгнута (с ООО Управляющая организация "Горняцкое", ООО "Северное ЖКХ", ООО "Жилищная компания", ООО Управляющая организация "Центральное", ООО УК "Запад", ООО "Жилищно-эксплуатационное управление "Северное", ООО "Северная жилищная компания", ООО "ПРОВЕ"), апелляционный суд отмечает следующее.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 30 Правил N 124, в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью для ресурсоснабжающей организации - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Не акцентируя внимание на том, что в рассматриваемом пункте речь идет об одностороннем отказе от исполнения договора в ситуации, когда такое право и порядок его реализации напрямую предусмотрены договором, в то время как в настоящем деле договоры расторгались по соглашению сторон в ситуации отсутствия соответствующего договорного регулирования, суд апелляционной инстанции отмечает, что сторонами договоров с учетом содержания соглашения о его расторжении, не приняты указанные в пункте 30 Правил N 124 меры, направленные на соблюдение прав и законных интересов потребителей - собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах.
В частности, отсутствуют данные о том, что Управляющие компании уведомляли потребителей о наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, о возможности выбора иного способа управления, иной управляющей организации и т.д., равным образом, не имеется данных о заблаговременном предупреждении потребителей о намерении прекратить договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.
ООО "ТСВ", предложив расторгнуть договор теплоснабжения, и, имея намерение вступить в прямые отношения с собственниками и нанимателями помещений, в отсутствие порядка, который применительно к положениям пункта 30 Правил N 124 должен содержаться в договоре теплоснабжения с Управляющей компанией, равно как и Управляющие компании при подписании соглашения о расторжении договора, не имели намерений и не выясняли волю собственников жилых и нежилых помещений по данному вопросу, что не может быть признано обоснованным, так как непосредственно влияет на права и обязанности последних.
Иной подход к рассмотрению вопроса о праве сторон договора по поставке ресурсов в многоквартирные жилые дома прекратить отношения по соглашению сторон приведет к неограниченному праву сторон данного договора вне зависимости от согласия и мнения собственников помещений в данных многоквартирных жилых домах заключать и расторгать договоры ресурсоснабжения, предоставляя друг другу данные, необходимые для выставления квитанций на оплату ресурса.
Таким образом, весь объем тепловой энергии, поступающий в многоквартирные жилые дома, находившиеся в управлении управляющих организаций, приступивших к выполнению функций предоставления коммунальных услуг потребителям в спорный период, даже при расторжении соответствующих договоров теплоснабжения, приобретался именно управляющими компаниями для целей оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилом доме, и именно они, как исполнители коммунальных услуг, несут обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации поставленной в спорный период тепловой энергии.
- Представленными в материалы дела документами (договоры управления) подтверждается, что в спорный период в управлении ООО УО "Горняцкое" находились многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Автозаводская, 10а, ул. Автозаводская, 14а, ул. Дончука, 14, ул. Дорожная, 4, ул. Дорожная, 9, ул. Ленина, 7а, ул. Ленина, 14а, ул. Ленина, 39, ул. Ленина, 32а, ул. Ленина, 35а, ул. Ленинградская, 20, ул. Ленинградская, 47а, ул. Ленинградская, 49а, ул. Лермонтова, 23, ул. Лермонтова, 25, ул. 1-я Линейная, 7, ул. Ломоносова, 3а, ул. Ломоносова, 11, ул. Ломоносова, 13, ул. Ломоносова, 25а, ул. Мира, 2, ул. Мира, 14, ул. Некрасова, 35, ул. Некрасова, 39, ул. Некрасова, 49, ул. Некрасова, 59, ул. Парковая, 9, ул. Парковая, 34, ул. Парковая, 34а, ул. Парковая, 36, ул. Парковая, 40, ул. Пушкина, 27, ул. Пионерская, 26, ул. Пирогова, 1а, ул. Пирогова, 7а, ул. Пирогова, 10, ул. Пищевиков, 3, ул. Пищевиков, 4, ул. Пищевиков, 7, ул. Суворова, 19а, ул. Суворова, 20а, ул. Суворова, 20б, ул. Суворова, 22а, ул. Суворова, д. 28б, ул. Суворова, д. 34, ул. Театральная, 4а, ул. Театральная, 5, ул. Филатова, 24, ул. Шахтная, 10, ул. Шахтная, 17, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 12, ул. Гаражная, 25, ул. Комсомольская, 8, ул. Водопроводная, 20;
- - в управлении ООО "Северное ЖКХ" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Ватутина, 11, ул. Ватутина, 13, ул. Учебная, 6, Солнечный, 3; в управлении ООО "ЖК" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Водопроводная, 20, ул. Гоголя, 10, ул. Димитрова, 5б, ул. Шахтная, 17, ул. Ломоносова, 25А;
- - в управлении ООО УО "Центральное" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Возейская, 6, ул. Димитрова, 10, ул. Димитрова, 15/4, ул. Дончука, 6а, ул. Дончука, 8, ул. Дончука, 8а, ул. Дончука, 10, ул. Дончука, 11, ул. Железнодорожная, 35, ул. Ленина, 48б, ул. Ленина, 50, ул. Ленина, 54, ул. Ленина, 56, ул. Ленина, 58, ул. Ленина, 76, ул. Локомотивная, 2, ул. Локомотивная, 3б, ул. Локомотивная, 5, ул. Локомотивная, 5а, ул. Локомотивная, 8, ул. Локомотивная, 10, ул. Ломоносова, 16, ул. Ломоносова, 10, ул. Матвеева, 11а, ул. Парковая, 48, ул. Перекрестная, 1, ул. Пищевиков, 18а, ул. Пищевиков, 19, ул. Пищевиков, 23, ул. Пищевиков, 35а, ул. Привокзальная, 9, ул. Привокзальная, 13, ул. Привокзальная, 21, ул. Привокзальная, 23, Привокзальная пл., 1, Привокзальная пл., 2, ул. Свободная, 1, ул. Свободная, 3, ул. Свободная, 5, ул. Свободная, 7, ул. Тиманская, 4, ул. Тиманская, 10б, ул. Чернова, 2, ул. Чернова, 2б, ул. Чернова, 8, Шахтерская наб., 2, Шахтерская наб., 4, Шахтерская наб., 12, Шахтерская наб., 14, ул. Б. Шерстнева, 3, ул. Б. Шерстнева, 12, ул. Б. Шерстнева, 14, ул. Б. Шерстнева, 15б, ул. Б. Шерстнева, 17, ул. Яновского, 3;
- - в управлении ООО "ЖКК" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Воргашорская, 6, ул. Воргашорская, 8, ул. Катаева, 2, ул. Катаева, 14, ул. Катаева, 16, ул. Катаева, 18, ул. Катаева, д. 20, ул. Катаева, 43, ул. Ленинского Комсомола, 17, ул. Энтузиастов, 12а, ул. Энтузиастов, 14, ул. Энтузиастов, 15/1, ул. Энтузиастов, 15/2, ул. Энтузиастов, 15/4, ул. Энтузиастов, 16, ул. Энтузиастов, 17а, ул. Энтузиастов, 23, ул. Энтузиастов, 25, ул. Энтузиастов, 28/1, ул. Энтузиастов, 30, ул. Энтузиастов, 32/1, ул. Энтузиастов, 32/2, ул. Энтузиастов, 32/3, ул. Энтузиастов, ул. 32/5, Юбилейный, 3, Юбилейный, 5, Юбилейный, 7;
- - в управлении ООО "ЖЭУ" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 9 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 19/1 (с 01.07.2014), ул. Энтузиастов, 19/5 (с 01.07.2014), ул. Энтузиастов, 24/1 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 24/2 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 24/3, ул. Энтузиастов, 25а, ул. Энтузиастов, 32/7;
- - в управлении ООО "ЖЭК" многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Катаева, 53 (с 01.09.2014), ул. Катаева, 57 (с 01.09.2014), ул. Катаева, 59 (с 01.09.2014), Юбилейный, 8;
- - в управлении ООО "Коммунальный резерв" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Воргашорская, 12 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Катаева, 51 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 5 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 7 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 9 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 13, ул. Энтузиастов, 3 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭУ"), ул. Энтузиастов, 5 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭУ"), Юбилейный, 6а (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), Юбилейный, 8а (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), Юбилейный, 12 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"),
- - в управлении ООО УК "Запад" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Есенина, 5 (с 01.07.2014), ул. Л. Толстого, 13, ул. Энтузиастов, 7, ул. Энтузиастов, 22/1, ул. Энтузиастов, 22/3;
- - в управлении ООО УО "Запад" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Комарова, 2 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/2 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/3 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/5 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/6 (с 01.04.2014), ул. Яновского, 3 (с 01.04.2014);
- - в управлении ООО УО "Северное" (с 01.06.2014) - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Крупской, 2, ул. Крупской, 4, ул. Крупской, 6, ул. Крупской, 10, ул. Крупской, 23, ул. Крупской, 23а, ул. Крупской, 25, ул. Нагорная, 9, ул. Нагорная, 11, ул. Нагорная, 13 а, ул. Народная, 12, ул. Народная, 16, ул. Народная, 18, ул. Пролетарская, 1, ул. Учебная, 6, ул. Юго-Западная, 9, ул. Юго-Западная, 15, ул. Юго-Западная, 20;
- - в управлении ООО ЖЭУ "Северное" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Крупской, 21, ул. Нагорная, 1, ул. Нагорная, 1а, ул. Нагорная, 3, ул. Нагорная, 5, ул. Нагорная, 7, ул. Нагорная, 15,ул. Нагорная, 19, ул. Нагорная, 21, ул. Народная, 1, ул. Народная, 2, ул. Народная, 3, ул. Народная, 6, ул. Народная, 8, ул. Народная, 10, ул. Пролетарская, 3, Родниковый, 10, ул. Солнечная, 7а, ул. Солнечная, 9а, ул. Цементнозаводская, 1, ул. Цементнозаводская, 1а, ул. Цементнозаводская, 3, ул. Цементнозаводская, 3а, ул. Цементнозаводская, 3б, ул. Цементнозаводская, 5, ул. Цементнозаводская, 7, ул. Цементнозаводская, 8, ул. Цементнозаводская, 9, ул. Цементнозаводская, 11, ул. Юго-Западная, 13;
- - в управлении ООО "СЖК" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Ленина, 53а, ул. Ленина, 64а; в управлении ООО "Жилфонд" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 19/1, ул. Энтузиастов, 19/5, в управлении ООО "ПРОВЕ" - многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 19/3, ул. Энтузиастов, 11/2.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 354, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В силу вышеизложенного, апелляционный суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" 22 833 214 рублей 49 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по иску и апелляционной жалобе распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 177, 180, 258, 266, 268, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2015 по делу N А29-5327/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010) за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН 1103006077, ОГРН 1121103001062) задолженность в сумме 4 801 916 рублей 54 копейки, а также 28 006 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН 1103006077, ОГРН 1121103001062) в доход федерального бюджета 2479 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)