Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2017 N Ф03-4411/2017 ПО ДЕЛУ N А16-803/2017

Требование: О признании недействительным предписания органа жилищного контроля.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Внеплановой документарной проверкой установлено начисление управляющей организацией потребителям платы за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды по нормативу потребления без учета показаний общедомовых приборов учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N Ф03-4411/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от заявителя: ООО УК "Рембытстройсервис" - Жарких А.В., представитель по доверенности от 05.05.2017;
- от Государственной жилищной инспекции ЕАО - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рембытстройсервис"
на решение от 14.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017
по делу N А16-803/2017 Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Балова Е.В., в суде апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рембытстройсервис" (ОГРН 1077901001750, ИНН 7901530278, место нахождения: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 8Б)
к Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (ОГРН 1037900043235, ИНН 7901025405, место нахождения: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, 3А)
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рембытстройсервис" (далее - общество, ООО "УК "Рембытстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - инспекция) от 24.03.2017 N 078Б/17.
Решением суда от 14.07.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву соответствия оспариваемого предписания положениям жилищного законодательства.
ООО "УК "Рембытстройсервис", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. По убеждению общества в жалобе, и по пояснениям его представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции, основанному на положениях части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, должен применяться только установленный субъектом Российской Федерации норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Общество настаивает, что наличие либо отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета не влияет на правила расчета размера платы за коммунальную услугу, приходящуюся на общедомовые нужды.
Инспекция в отзыве с позицией общества не согласилась, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Как установили суды из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 10.04.2017 N с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома N 4а, расположенного по ул. Комсомольская в г. Биробиджане, проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Рембытстройсервис" как управляющей организации многоквартирного дома на предмет соблюдения требований законодательства в части начисления платы за общедомовые нужды.
Актом проверки от 24.04.2017 N 192 зафиксировано, что начисление платы за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды производится обществом по нормативу потребления без учета показаний прибора учета.
Поскольку данные действия ООО "УК "Рембытстройсервис", по мнению инспекции, являются нарушением частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), последняя предписанием от 24.04.2017 (ошибочно указана дата 24.03.2017) N 078Б/17 указала обществу на необходимость производить начисление платы по электроэнергии, холодному и горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды многоквартирного дома N 4а, расположенного по ул. Комсомольская в г. Биробиджане, с учетом коллективных (общедомовых) приборов учета, а также произвести в срок до 26.05.2017 перерасчет за январь - апрель 2017 года, отразив его в платежном документе за май.
Общество, не согласившись с предписанием, считая его незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал, установив, что при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета начисление платы за коммунальные ресурсы должно производиться с учетом показаний приборов учета.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Окружной суд соглашается с выводами судов, которые обоснованно приняли во внимание следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По правилам части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ определено, что положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В силу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, фактический объем потребления услуг на общедомовые нужды и который может быть распределен к оплате между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Анализируя и толкуя вышеуказанные нормы жилищного законодательства, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера платы по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации (в данном случае по состоянию на 1 ноября 2016 года), если показания прибора учета меньше.
Иными словами, как мотивированно указали суды, если объем коммунальных ресурсов, потребленный в целях содержания общего имущества и рассчитанный по показаниям коллективного (общедомого) прибора учета, ниже, чем соответствующий объем по нормативу, установленный субъектом Российской Федерации (определенный в данном случае по состоянию на 1 ноября 2016 года), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, подлежит определению исходя из фактического потребления ресурса согласно приборам учета.
Подтверждением этих выводов судов являются, в том числе, положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с изложенным, суды пришли к верному выводу о том, что при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, начисление платы за потребленные энергетические ресурсы на общедомовые нужды должно производиться управляющей компанией с учетом показаний данных приборов учета, в связи с чем, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным оспариваемого предписания инспекции.
Поскольку с января 2017 года управляющая компания производила начисление платы за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, потребляемые на общедомовые нужды, по нормативу и без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета многоквартирного дома, что обществом не отрицается, обе судебные инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами жилищного законодательства, правомерно сочли законным выданное инспекцией предписание от 24.04.2017 N 078Б/17 о необходимости проведения соответствующего перерасчета.
При таких обстоятельствах, исходя из наличия у инспекции соответствующих полномочий на выдачу спорного предписания и отсутствия нарушений при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы подателя жалобы, обоснованные ссылками на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, исключительно норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не учитывают необходимость совокупного применения выше приведенных положений действующего законодательства.
Нарушение судом апелляционной инстанции положений пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, на что ссылается общество, не выявлено.
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства и правильное применение судами норм жилищного законодательства, отсутствие нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащим оставлению без изменений, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 14.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 по делу N А16-803/2017 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Н.В.МЕРКУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)