Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 31.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-1018/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу N 33а-1018/2016


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Кудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.
при секретаре Ф.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 11 января 2016 г. по административному исковому заявлению Л. об оспаривании бездействия Государственной жилищной инспекции Республики Карелия.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Е.П., судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с заявлением, по тем основаниям, что она является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> в г. <...>.
Общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома 29 апреля 2015 г. принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества дома на специальном счете, утвержден размер минимального взноса на капитальный ремонт, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, сроки его проведения, владелец специального счета, кредитная организация, в которой открывается специальный счет.
29 мая 2015 г. между владельцем специального счета (ООО "<...>") и кредитной организацией (ОАО "<...>") заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
01 июня 2015 г. ООО "<...>" направило в Государственную жилищную инспекцию (далее - ГЖИ, Инспекция) документы, подтверждающие открытие специального счета.
10 июня 2015 г. ГЖИ отказала во внесении данных в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта.
Л. просит признать незаконным бездействие ГЖИ по невнесению в реестр уведомлений сведений о принятом собственниками жилых помещений дома, в котором она проживает, решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, бездействие по невнесению в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений об открытом ООО "<...>" специальном счете, обязать ГЖИ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу совершить указанные действия.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
С таким решением не согласна Л., в апелляционной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывает на нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, так как изложенная ГЖИ позиция ущемляет права собственников помещений в многоквартирном доме, препятствует реализации принятого им решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете, необоснованно предписывает формирование указанного фонда, вопреки воли собственников помещений, на счете регионального оператора. Считает, что нарушение срока открытия специального счета не является основанием для отказа собственникам жилых помещений в аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора. Просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях представитель административного ответчика А.Е.Е. просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции А.Е.Е. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции не связан доводами апелляционной жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судом установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <...> по ул. <...> в г. <...>, в котором проживает административный истец, 29 апреля 2015 г. принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества дома на специальном счете, утвержден размер минимального взноса на капитальный ремонт, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, сроки его проведения, владелец специального счета, кредитная организация <...>, в которой открывается специальный счет.
Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома <...> по ул. <...> в г. <...> осуществляет ООО "<...>".
29 мая 2015 г. между владельцем специального счета (ООО "<...>") и кредитной организацией (ОАО "<...>") заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
01 июня 2015 г. ООО "<...>" направило в ГЖИ документы, подтверждающие открытие специального счета.
Письмом N <...> от 10 июня 2015 г. ГЖИ отказала во внесении данных в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта, мотивируя нарушением сроков предоставления документов и их отсутствием.
Сведения о многоквартирных жилых домах, в отношении которых на 05 мая 2015 г. в ГЖИ отсутствовала информация о выборе способа формирования фонда на специальном счете, оперативно передавались в соответствующие муниципальные образования в целях реализации ими требований Закона N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК).
Администрация Кемского городского поселения 08 мая 2015 г. приняла постановление N 97 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован". В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен многоквартирный жилой дом, в котором проживает административный истец. Постановлением N 156 от 13 июля 2015 г. сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в срок до 01 мая 2015 г. не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, указанных в Приложении N 1.
Пунктом 2 этого же постановления постановление N 97 признано утратившим силу.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу о законности невнесения Инспекцией в реестр уведомлений сведений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном жилом доме <...> по ул. <...> в г. <...> и реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта, судебная коллегия с этим согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен гл. 16 - 17 ЖК РФ.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно ч. 4 ст. 170 Кодекса (в редакции ФЗ N 499 от 31 декабря 2014 г., действовавшей на момент принятия решения собственниками жилого дома) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и ч. 2 ст. 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона N 417-ФЗ от 28 декабря 2013 г., действовавшей на момент принятия собственниками жилого дома решения) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Таким образом, действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ редакция ст. 170 ЖК РФ не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, следовательно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.
Условия, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта считается реализованным, были внесены в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ, вступившим в силу с 30 июня 2015 г.
Следовательно, новая редакция не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
Судебная коллегия считает, что отказ Инспекции внести данные в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта по мотиву нарушения сроков и отсутствия соответствующих документов, не основаны на законодательстве, действовавшем в период возникновения взаимоотношений.
С учетом требований ст. ст. 170, 189 ЖК РФ орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом 1758-ЗРК.
Судом установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01 декабря 2014 г., следовательно, срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах начинает исчисляться с этого дня.
На момент опубликования Региональной программы ч. 3 ст. 7 названного Закона устанавливала шестимесячный срок для принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Однако Законом Республики Карелия от 25 февраля 2015 г. N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", вступившим в силу с 09 марта 2015 г. указанный срок был уменьшен до 5 месяцев.
Поскольку на момент опубликования Региональной программы, в которую включен спорный многоквартирный дом, в отношении которого решался вопрос о выборе способа формирования их фонда капитального ремонта, органом государственной власти Республики Карелия был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должен был быть соблюден соответствующими лицами в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК. В этот срок (который должен истекать 05 июля 2015 г.) ООО "<...>" уложилось, представив соответствующее уведомление в Инспекцию, в связи с чем судебная коллегия считает, что срок уведомления Инспекции о принятом собственниками решении был соблюден. Уведомление поступило в Инспекцию 01 июня 2015 г.
Судебная коллегия считает, что собственники помещения жилого дома <...> по ул. <...> в г. <...> реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, справка банка об открытии счета, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу).
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что бездействие Инспекции, выразившееся в отказе внести сведения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений об открытом ООО "<...>" специальном счете, является незаконным и нарушает права административного истца.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Л. о признании незаконным бездействия ГЖИ по невнесению в реестр уведомлений сведений о принятом собственниками жилых помещений дома, в котором она проживает, решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, бездействия по невнесению в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений об открытом ООО "<...>" специальном счете.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий (бездействия) незаконными, суд обязывает административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца. Следовательно, на ГЖИ следует возложить обязанность в течение 30 дней (разумный срок для исполнения решения суда) со дня вступления решения суда в законную силу совершить указанные действия.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кемского городского суда Республики Карелия от 11 января 2016 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
Административный иск Л. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, выразившееся в невнесении в реестр уведомлений сведений о принятом собственниками жилого помещения дома <...> по ул. <...> в г. <...> <...>, решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, а также невнесение в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений об открытом ООО "<...>" специальном счете.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу внести в реестр уведомлений сведения о принятом собственниками жилого помещения дома <...> по ул. <...> в г. <...> <...> решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, а также внести в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений об открытом ООО "<...>" специальном счете.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)