Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кутузовой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2017 года по делу N А05-1549/2017 (судья Дмитревская А.А.),
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3; далее - Управление) о взыскании 8922 руб. 92 коп. долга за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель за декабрь 2016 года по счетам-фактурам от 31.12.2016 N 2190/18322 и N 2190/18324.
На основании статей 227 - 228 АПК РФ исковое заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12 апреля 2017 года иск удовлетворен. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела. Доводы жалобы сводятся к тому, что жилые дома, в отношении которых предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии, не оснащены общедомовыми приборами учета. Поэтому объем коммунального ресурса, поставленного в эти дома подлежит определению в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Формула, изложенная в названном пункте, не предусматривает дополнительное предъявление к оплате потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях.
Истец в отзыве и дополнениях к нему доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Ходатайство подателя жалобы о привлечении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и истребовании у него документов подлежит отклонению судом на основании части 3 статьи 266 АПК РФ и части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
В соответствии с указанными нормами в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц и иные правила, предусмотренные АПК РФ только для рассмотрения спора в суде первой инстанции, а дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционный инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19, согласно пункту 1.1 которых ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель (воду) для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (далее - коммунальные ресурсы) многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления исполнителем потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В приложениях 2 к договорам стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия: г. Северодвинск, ул. Портовая, д. 6, 8, 10, 12, ул. Корабельная, д. 1а, ул. Мира, д. 2а, 2б.
Согласно пункту 6.2 договоров окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В декабре 2016 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель (воду), в связи с чем выставил к оплате счета-фактуры от 31.12.2016 N 2190/18322 на сумму 345 824 руб. 91 коп. (по договору от 20.07.2016 N 19) и N 2190/18324 на сумму 583 580 руб. 89 коп. (по договору от 30.10.2015 N 23).
Указанные счета ответчиком оплачены частично. По данным истца, на день рассмотрения дела задолженность составляет 8922 руб. 92 коп.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия в отношении правомерности предъявления к оплате стоимости потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях (техподполье).
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно условиям договоров ответчик принял на себя обязательство приобретать и оплачивать потери тепловой энергии, возникающие в тепловых сетях, находящихся в эксплуатации Управления.
Апелляционный суд не может согласиться с таким подходом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении", Закон N 190-ФЗ) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон граница балансовой принадлежности установлена по наружной стене зданий.
Соответственно, точкой поставки, в которой надлежит определять объем поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии, в рассматриваемом случае также является наружная стена дома.
Пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
В приложении 3 к договору от 30.10.2015 N 19 стороны согласовали объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях, расположенных в техподполье до прибора учета.
Аналогичным образом согласован объем потерь и в рамках договора от 20.07.2016 N 19 (пункт 3.1.4 договора, приложение 3 к договору).
Следовательно, условиями договора согласована возможность предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникших в тепловых сетях от границы раздела балансовой принадлежности (наружная стена дома) до места установки прибора учета.
Данное условие соответствует нормам действующего законодательства и позволяет определить объем поставленной тепловой энергии в точке поставки в случаях, когда прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сторон.
Однако, из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствовали общедомовые приборы учета.
Об этом неоднократно заявлял ответчик, как в пояснениях, представленных в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе. Истцом названный факт не опровергнут. Какие-либо документы, позволяющие установить факт наличия общедомовых приборов учета не представлены. Кроме того, расчеты истца, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что расчет произведен без приборов учета.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
В пункте 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающей во внутридомовых сетях.
Кроме того, из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) следует, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до теплового пункта в случае отсутствия общедомового прибора учета.
Указанный подход согласуется с позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015.
Ссылка суда на неприменимость к правоотношениям сторон положений Правил N 124 является ошибочной.
Из расчета истца следует, что по договору от 20.07.2016 N 19 предъявлены к оплате потери в объеме 2,842680 Гкал, стоимостью 3504 руб. 31 коп. (2,842680 Гкал x 1232,75 руб.); по договору от 30.10.2015 N 23 предъявлены к оплате потери в объеме 4,393232 Гкал стоимостью 5415 руб. 76 коп. (4,393232 Гкал x 1232,75 руб.).
На основании указанного выше в удовлетворении иска о взыскании с ответчика стоимости потерь в сумме 8920 руб. 07 коп. надлежит отказать.
Свои возражения в отношении суммы 2 руб. 85 коп. (8922,92 руб. - 8920,07 руб.) ответчик не обосновал, доказательств оплаты указанной суммы не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает обоснованным взыскание указанной суммы с ответчика.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, с учетом того обстоятельства, что ответчик частично погасил задолженность после принятия судом искового заявления к производству.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с истца пропорционально удовлетворенным требованиям жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2017 года по делу N А05-1549/2017 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 8920 руб. 07 коп. долга и 357 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда от 12 апреля 2017 года оставить без изменения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3) 2999 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 ПО ДЕЛУ N А05-1549/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А05-1549/2017
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кутузовой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2017 года по делу N А05-1549/2017 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3; далее - Управление) о взыскании 8922 руб. 92 коп. долга за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель за декабрь 2016 года по счетам-фактурам от 31.12.2016 N 2190/18322 и N 2190/18324.
На основании статей 227 - 228 АПК РФ исковое заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12 апреля 2017 года иск удовлетворен. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела. Доводы жалобы сводятся к тому, что жилые дома, в отношении которых предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии, не оснащены общедомовыми приборами учета. Поэтому объем коммунального ресурса, поставленного в эти дома подлежит определению в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Формула, изложенная в названном пункте, не предусматривает дополнительное предъявление к оплате потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях.
Истец в отзыве и дополнениях к нему доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Ходатайство подателя жалобы о привлечении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и истребовании у него документов подлежит отклонению судом на основании части 3 статьи 266 АПК РФ и части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
В соответствии с указанными нормами в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц и иные правила, предусмотренные АПК РФ только для рассмотрения спора в суде первой инстанции, а дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционный инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19, согласно пункту 1.1 которых ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель (воду) для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (далее - коммунальные ресурсы) многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления исполнителем потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В приложениях 2 к договорам стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия: г. Северодвинск, ул. Портовая, д. 6, 8, 10, 12, ул. Корабельная, д. 1а, ул. Мира, д. 2а, 2б.
Согласно пункту 6.2 договоров окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В декабре 2016 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель (воду), в связи с чем выставил к оплате счета-фактуры от 31.12.2016 N 2190/18322 на сумму 345 824 руб. 91 коп. (по договору от 20.07.2016 N 19) и N 2190/18324 на сумму 583 580 руб. 89 коп. (по договору от 30.10.2015 N 23).
Указанные счета ответчиком оплачены частично. По данным истца, на день рассмотрения дела задолженность составляет 8922 руб. 92 коп.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия в отношении правомерности предъявления к оплате стоимости потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях (техподполье).
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно условиям договоров ответчик принял на себя обязательство приобретать и оплачивать потери тепловой энергии, возникающие в тепловых сетях, находящихся в эксплуатации Управления.
Апелляционный суд не может согласиться с таким подходом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении", Закон N 190-ФЗ) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон граница балансовой принадлежности установлена по наружной стене зданий.
Соответственно, точкой поставки, в которой надлежит определять объем поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии, в рассматриваемом случае также является наружная стена дома.
Пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
В приложении 3 к договору от 30.10.2015 N 19 стороны согласовали объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях, расположенных в техподполье до прибора учета.
Аналогичным образом согласован объем потерь и в рамках договора от 20.07.2016 N 19 (пункт 3.1.4 договора, приложение 3 к договору).
Следовательно, условиями договора согласована возможность предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникших в тепловых сетях от границы раздела балансовой принадлежности (наружная стена дома) до места установки прибора учета.
Данное условие соответствует нормам действующего законодательства и позволяет определить объем поставленной тепловой энергии в точке поставки в случаях, когда прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сторон.
Однако, из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствовали общедомовые приборы учета.
Об этом неоднократно заявлял ответчик, как в пояснениях, представленных в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе. Истцом названный факт не опровергнут. Какие-либо документы, позволяющие установить факт наличия общедомовых приборов учета не представлены. Кроме того, расчеты истца, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что расчет произведен без приборов учета.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
В пункте 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающей во внутридомовых сетях.
Кроме того, из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) следует, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до теплового пункта в случае отсутствия общедомового прибора учета.
Указанный подход согласуется с позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015.
Ссылка суда на неприменимость к правоотношениям сторон положений Правил N 124 является ошибочной.
Из расчета истца следует, что по договору от 20.07.2016 N 19 предъявлены к оплате потери в объеме 2,842680 Гкал, стоимостью 3504 руб. 31 коп. (2,842680 Гкал x 1232,75 руб.); по договору от 30.10.2015 N 23 предъявлены к оплате потери в объеме 4,393232 Гкал стоимостью 5415 руб. 76 коп. (4,393232 Гкал x 1232,75 руб.).
На основании указанного выше в удовлетворении иска о взыскании с ответчика стоимости потерь в сумме 8920 руб. 07 коп. надлежит отказать.
Свои возражения в отношении суммы 2 руб. 85 коп. (8922,92 руб. - 8920,07 руб.) ответчик не обосновал, доказательств оплаты указанной суммы не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает обоснованным взыскание указанной суммы с ответчика.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, с учетом того обстоятельства, что ответчик частично погасил задолженность после принятия судом искового заявления к производству.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с истца пропорционально удовлетворенным требованиям жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2017 года по делу N А05-1549/2017 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 8920 руб. 07 коп. долга и 357 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда от 12 апреля 2017 года оставить без изменения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3) 2999 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.В.КУТУЗОВА
И.В.КУТУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)