Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2016 N 18АП-12164/2016 ПО ДЕЛУ N А76-12009/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. N 18АП-12164/2016

Дело N А76-12009/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2016 по делу N А76-12009/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участии представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - Гулага И.Р. (паспорт, доверенность N /ТЭС/2015 от 21.07.2015);
- Главного управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (удостоверение N 1579, доверенность от 11.01.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" (далее - заявитель, ООО "Теплоэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 12.02.2016 N 15/143.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2016 (резолютивная часть объявлена 27.07.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Теплоэнергосбыт" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Правилами N 307, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 не установлен порядок разделения объема тепловой энергии потребленной за истекший год, на нужды отопления и на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения. Согласно письму Государственной жилищной инспекции Челябинской области от 03.12.2013, если дом оборудован прибором учета, не позволяющим раздельно учитывать тепловую энергию, потребляемую для целей отопления, и тепловую энергию, потребляемую для целей подогрева воды, разделение соответствующих единых показаний прибора учета на то, какой объем тепловой энергии идет на подогрев воды, а какой - на отопление, невозможно. Для перерасчета платы в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии жителям необходимо на общих собраниях собственников помещений определить методику разделения показаний на услуги отопления и горячего водоснабжения. Что также подтверждается решением Челябинского УФАС России N 26-03/13, а также решением по делу А76-6853/2010. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Академика Макеева, 25 от 28.12.2015 года разрешен вопрос об утверждении "Регламента работы с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии", который позволяет учитывать особенности общедомового счетчика. Исходя из показаний общедомового прибора учета за 2014 год собственникам помещений многоквартирного дома по ул. Академика Макеева, 25 произведен перерасчет платы за потребляемую тепловую энергию, за период с января 2014 года по декабрь 2014 года. Перерасчет платы отражен в квитанции за январь 2016 г., сальдовой ведомостью от 16.05.2016 на кв. 106, кв. 114, таблицей о корректировке за 2014 год на дом 25 по ул. Академика Макеева г. Челябинска. Последующая корректировка платы будет произведена в январе 2017 года. Регламент был утвержден собственниками в 2015 году, оснований для произведения корректировки за 2011, 2012 не имеется.
В судебном заседании представитель ООО "Теплоэнергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ГУ "ГЖИ Челябинской области" по доводам апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.07.2011 ООО "Теплоэнергосбыт" производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды) потребителям многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Макеева в г. Челябинске.
22.01.2009 обществом составлен акт приема узла учета теплоэнергии для коммерческого расчета за потребляемую теплоэнергию и теплоноситель по адресу: ул. Академика Макеева, 25, стр. 20, м-н "33", в котором указано, что ООО "Теплоэнергосбыт" разрешает эксплуатацию узла учета по 28.12.2011.
26.12.2011 обществом составлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: ул. Академика Макеева, 25, в котором указано о допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию с 26.12.2011 по 25.07.2015.
22.09.2015 обществом составлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: ул. Академика Макеева, 25, в котором указано о допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию с 22.09.2015 по 10.08.2019.
На основании распоряжения заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 15.01.2016 N 143, в отношении ООО "Теплоэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка (т. 1, л.д. 113).
Основанием для проведения проверки послужило обращение жителя, проживающего по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Макеева, <...>.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 34/143 от 12.02.2016 (т. 1, л.д. 108-110).
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации: нарушение требований предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части не проведения корректировки платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии всем потребителям многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Макеева за 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.
На основании акта проверки ООО "Теплоэнергосбыт" выдано предписание N 15/143 от 12.02.2016 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства (т. 1, л.д. 106-107).
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: Привести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии всем потребителям многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Макеева за 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.
Срок выполнения указанных нарушений до 31.03.2016.
Полагая, что предписание N 15/143 от 12.02.2016 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "Теплоэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), статьям 13, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктам 2, 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), подпункту 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекции Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Челябинской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия ГУ "ГЖИ Челябинской области".
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
На основании подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом исполнитель проводит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Поскольку в доме N 25 по ул. Академика Макеева установлен узел учета тепловой энергии и на горячее водоснабжение и на отопление, то есть является единым по двум видам тепловой нагрузки, следовательно, при начислении платы за коммунальные услуги следует руководствоваться нормами пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом, потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Возможность разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии между отоплением и подогревом воды определена в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354, при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспоренного предписания закону.
По своему содержанию предписание является конкретным и исполнимым, а изложенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части представляются противоречащими материалам дела.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.
Утверждение общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по ул. Академика Макеева, 25 от 28.12.2015 "Регламента работы с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии" не является препятствием для произведения корректировки за 2011, 2012 годы.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2016 по делу N А76-12009/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)